?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Нижеследующие словеса опять-таки есть комментарий к нескольким текстам, а завершается он "русской идеей". Люди, я впервые употребляю это выражение здесь, так что будьте снисходительны. В процессе наговорено много гадостей про хорошее. То, что на ссылках, рекомендуется прочесть полностью.

Понятие истины в "третьей/западной этической системе" исходит из императива, сформулированного следующим образом:

""Мир должен вести себя по отношению ко мне так, как я веду себя по отношению к нему".
"Реальность должна уподобиться мне"."

Далее какое-то время я буду вещать на изобретаемом на ходу пиджин-философском языке.

Итак, пусть у нас есть Сущее и Человек/субъект как часть его. Субъект предпринимает целенаправленные действия, сумма последствий которых, желательных и не, ведёт к превращению Сущего в Должное. Соответственно, идеи обществ, основанных на этических системах, где присутствует субъект (а это "запад" и "север" с этическими императивами, начинающимися с "другие (не) должны…"), состоит в определении человеком отношения между Должным и Сущим, между исходным и получившимся/должным получиться.

Из того, что человек/субъект был и остаётся одновременно частью Сущего и частью Должного, понятие истины в "третьей этической" порождает "идею Европы", а именно

"идею естественного, незаметного вмешательства, которое может быть очень глубоким, но вот его результаты непременно должны выглядеть как сами собой появившиеся. Даже абсолютно искусственные вещи должны смотреться как "сами выросшие", и не на грядке, а в чистом поле".

Идея Должного, частью которого является "человек достигший", как более истинного, чем Сущее, частью которого является "человек (не)достигающий".

Исключительно доходчивым отражением этой идеи, причём изложенным с позиции стороннего наблюдателя, можно считать лемовскую шустросферу и особенно эктофикацию (с её историей включительно).

И, покуда не отложен в сторону томик НФ, запишу на его полях, что так называемая сингулярность есть всего лишь предположение в рамках "европейской идеи" того, что Сущее когда-нибудь закончится. Не в смысле взрывом или всхлипом, а в смысле того, что полностью будет переработано в Должное. Любопытно, что обратная идея - исчерпания Должного - всерьёз в западной НФ рассматривалась только очень большими и "старыми" мастерами (Азимов в окончании "Основания", Саймак).

Теперь о культуре, которую в данном представлении (Сущее-Должное) я понимаю, как совокупность знаний, артефактов и способов применения первых и вторых, обеспечивающих отношения субъекта с окружающей реальностью (Сущим).

Поясню на примере: голый человек в тёмном диком лесу под холодным дождём без знания, как спрятаться, добыть еду и развести огонь - не жилец. Его отношения с окружающей его реальностью не обеспечены культурой и скоро прекратятся по очевидной причине.

Соответственно, специфически "европейская культура" есть не просто обеспечение отношений европейца с Сущим, но именно таких отношений, в результате которых из Сущего создаётся Должное, более реальное, чем Сущее.

Я здесь не буду рассматривать технологии этого обеспечения. Отмечу только, что они, имхо, как правило основаны на идее принудительной фрагментации индивидуального восприятия окружающей реальности с выделением и усилением тех фрагментов, которые выполняют роль своего рода опознавательных меток, удостоверяющих реальность целого… простейшими примерами здесь будут такие приёмы мышления, как типизация и символизация, хотя есть технологии гораздо более сложные. Скажем, попробуйте сформулировать, как у Тарантино получаются его фильмы, или как развиваются те или иные тренды среди всяких кутюрье; при этом не скатываясь в "он так видит".

Важно другое, а именно то, какие отличия приобретает европеец на этом пути. Их можно описать и как потери, но - пусть будут приобретения. Так вот, европеец приобретает способность к выстраиванию отношений с людьми и реалиями общественного бытия через сложные опосредованные реакции.

Сложные - то есть такие, которые можно проанализировать и расчленить на простые, базовые.

Опосредованные - такие, которые включают в себя состояния субъекта, не продиктованные сиюминутной обстановкой.

Казалось бы, тоже мне, бином Ньютона. Так каждый может. На то и люди. Однако отличие здесь в том, что человек, воспитанный в европейской культуре, может так всегда, в любой ситуации (сколько-нибудь публичной как минимум), сколь угодно долго, без оформления ритуалом и видимого напряжения. Для него это - норма.

Тех, кто приготовился обличать все эти "неискренность", "лицедейство" и "застёгнутость", начиная со штатовских улыбок, рискну заткнуть широко известной цитатой:

"- Нет, нет и нет! - настойчиво заговорил Борменталь, - извольте заложить.
- Ну, что, ей-богу, - забурчал недовольно Шариков.
- Благодарю вас, доктор, - ласково сказал Филипп Филиппович, - а то мне уже надоело делать замечания.
- Все равно не позволю есть, пока не заложите. Зина, примите майонез у Шарикова.
- Как это так "примите"? - расстроился Шариков, - я сейчас заложу.
Левой рукой он заслонил блюдо от Зины, а правой запихнул салфетку за воротник и стал похож на клиента в парикмахерской.
- И вилкой, пожалуйста, - добавил Борменталь.
Шариков длинно вздохнул и стал ловить куски осетрины в густом соусе.
- Я еще водочки выпью? - заявил он вопросительно.
- А не будет ли вам? - осведомился Борменталь, - вы последнее время слишком налегаете на водку.
- Вам жалко? - осведомился Шариков и глянул исподлобья.
- Глупости говорите... - вмешался суровый Филипп Филиппович, но Борменталь его перебил.
- Не беспокойтесь, Филипп Филиппович, я сам. Вы, Шариков, чепуху говорите и возмутительнее всего то, что говорите ее безапелляционно и уверенно. Водки мне, конечно, не жаль, тем более, что она не моя, а Филиппа Филипповича. Просто - это вредно. Это - раз, а второе - вы и без водки держите себя неприлично.
Борменталь указал на заклеенный буфет.
- Зинуша, дайте мне, пожалуйста, еще рыбы, - произнес профессор.
Шариков тем временем потянулся к графинчику и, покосившись на Борменталя, налил рюмочку.
- И другим надо предложить, - сказал Борменталь, - и так: сперва Филиппу Филипповичу, затем мне, а в заключение себе.
Шариковский рот тронула едва заметная сатирическая улыбка, и он разлил водку по рюмкам.
- Вот все у вас как на параде, - заговорил он, - салфетку - туда, галстук - сюда, да "извините", да "пожалуйста-мерси", а так, чтобы по-настоящему, - это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.
- А как это "по-настоящему"? - позвольте осведомиться.
Шариков на это ничего не ответил Филиппу Филипповичу, а поднял рюмку и произнес:
- Ну желаю, чтобы все...
- И вам также, - с некоторой иронией отозвался Борменталь."

Желаете, могу и другую цитату.

"- Эх, браточки... - вздохнул Савва Иваныч. - Вот за это я вас и люблю, сволочей. Разведем толстовщину, достоевщину, ефремовщину, расстегнем на все пуговицы загадочную славянскую душу, водки нажремся, поплачем - куда там практичной Европе... Простые мы, как сибирский валенок, и слабость наша в этом, и сила. Сидим-сидим - потом взыграет, и смотришь, поперся холмогорский парняга в двадцать лет латыни учиться, другой крылья выдумал, а третий и того почище - орбитальные станции планирует за полсотни лет до практического воплощения... Немец с евреем - человеки практичные, с материнским молоком хитрость всосут и двадцать лет будут, как вода, камень точить, потому и не получается из них истинно великих людей. Двадцать лет и будильник тикать может, а ты попробуй по-славянски - внезапным озарением, широтой души, чтобы как Ермак, Алешка Орлов, Грозный Иван Васильич... Нет, ребята, если и есть богом избранный народ, так это мы. Без всяких скидок. Вот только Аляску по дурости продали, из Калифорнии ушли, давайте, что ли, за Аляску с Калифорнией..."

И вновь немедленно выпил.

В общем, с известных пор Ваш покорный слуга всякую такую вот… не ведаю, как и назвать прилично… короче, вот такое благоговейное про простоту, широту и внезапное озарение воспринимает как злокачественную дурость, буде услышано от русских, и как тонкое издевательство - если такое заряжает инородец. "Желаю, чтобы все", ага.

Чтобы два раза не вставать, добавлю про "духовность". "Духовность" в смысле "русская духовность" - это такой бессмысленный самодостаточный термин, который, как и "широта русской души", озвучивается с тем, чтобы отбить у русского охоту к саморефлексии, стремление разобраться в своих реакциях, усложнить и настроить их. Некая особость "духовности" как заглушки состоит разве что в навешенной на неё "отрешённости от грубых чувственных интересов", где оная отрешённость понимается как покорное безразличие скота к пастуху, доярке и забойщику.

А чтобы не вставать три раза, не стану рассказывать про геральдического медведя, неполноценного хищника с рядом низких для хищника черт, о которых тогдашняя европейская элита, увлекавшаяся охотой, прекрасно знала.

Это всё (и "широта", и "духовность", и "медведь" вонючий), изволите видеть, суть не более чем импорт Должного у тех самых европейцев, у которых к нам фобия по определению. Страх и ненависть. Страх помогает создать обобщённый образ простого и непосредственного русского (здесь и типизация, и усреднение, и символизация, и те самые "гораздо более сложные технологии", в результате которых обобщённый русский получается очень настоящим, хотя и непохожим на действительно существующих русских), а ненависть способствует проекции его на конкретные обстоятельства.

Это у Европы есть Муции Сцеволы и спартанские мальчики, а русская скотина, которой щипцами снимают мясо в гестапо, не выдаёт своих исключительно по азиатской нечувствительности к боли. Как известно всякому европейцу, "русский либо у твоих ног, либо у тебя на горле" - и смысл высказывания именно в утверждении простоты и непосредственности реакции русского, из-за которой альтернатива "сотрудничество-соперничество" вырождается во "властвование-рабство". По-культурному он, полуживотное, не может. Это в Европе свобода на баррикадах, Конвенты и поклонение богине разума, а в России быдло вспучилось и растеклось, расстреливает друг друга у подходящих стенок… хотя по фактам особенного различия нет, а кровопитием в буквальном смысле этого слова прославились революционные бойцы Франции, а не ЧК и не белая контрразведка. Впрочем, "прославились" - не то слово; это надо искать, читать, запомнить и предъявить европейцу. После чего он не поверит, потому что такого не может быть; а если поверит, то на его убеждения это никак не повлияет, да и забудет через три минуты, рассказывая про тридцать миллионов трупов в адском ГУЛаге.

И даже европейские "положительные эмоции" в адрес русских окрашены всё той же презумпцией простоты и непосредственности последних. Впрочем, иначе бы всю эту шелуху русским впарить бы и не удалось, надо было улыбаться, ага.

Ладно. Теперь к тому, "что делать". Не в смысле приказа, конечно, а в смысле "что можно бы предпринять".

Одним из путей является "тактика орка", то есть упростить себя под европейский взгляд, дабы преодолеть существующее напряжение. Недостатки решения: во-первых, противно, ибо "простота хуже воровства", да и эстетически… может, на вокзальном бомже и почиют благодать с духовностью, но уж больно воняет; во-вторых, вполне полезные и нужные западные примочки делаются именно благодаря этой самой западной сложности и опосредованности - не хотелось бы закрывать для себя эту дорогу.

Другим путём является та самая разъяснительная работа на Европу и на себя, что мы, в общем-то, не лаптем щи хлебаем. Проблема в четырёхсотлетней форе - времени, за которое русофобия, повторю, стала иррациональной и самоподдерживающейся.

Третий путь - уподобление европейцам, то есть развитие и постановка культуры, приличий и прочего такого же, умения себя вести, умения себя держать. Не так, как это воспроизводится сейчас, а по-европейски, всплошную и ровно. Не вижу в этом ничего плохого, более того - это необходимо. Как было отмечено в каком-то ЖЖ-комменте: "культура производства есть часть культуры общества"… Хотим остаться страной - надо уметь делать оружие. Хотим уметь делать оружие - должны уметь делать. Должны уметь делать - должны уметь.

Ну, и четвёртый путь, который вырастает из третьего - это выстраивание своей культуры, своей цивилизации на собственной идее, эквивалентной европейской и занимающей её место.

Для "северной этической" понятие истины опирается на "реальность не должна мне противоречить", "мир не должен вести себя так по отношению ко мне, как я не веду себя по отношению к нему".

И если "идея Европы" формулируется как "идея естественного, незаметного вмешательства, которое может быть очень глубоким, но вот его результаты непременно должны выглядеть как сами собой появившиеся", и есть идея Должного как более реального, чем Сущее, то "русская идея" (извините за выражение) может быть идеей Должного как обезвреженного Сущего, идеей целенаправленной трансформации того в Сущем, что, оставленное без изменений, нанесёт человеку ущерб.

Тему ещё раскрывать и раскрывать. Начиная с Павора, ага. Который уже в следующей реплике понёс, что будущее делают на основе рефлексов и эмоций, хе-хе.

P.S. Примечание, дописанное позднее и не приткнутое в основной текст. И "западная/европейская", и "северная/русская" идеи имеют свои "тёмные стороны". Скажем, у "европейской идеи" это - материализация кошмаров с интеграцией их в повседневность. Если смотреть фасеточными глазами инопланетянина на европейское бытие, где на входе - пара книжек какого-нибудь философа с завихрениями, а на выходе - энное количество трупов, возникают вопросы… Если вспомнить, что авиалайнеры врезались в небоскрёбы сперва на голливудских экранах, вопросы продолжают возникать. Что же до "тёмной стороны" "северной идеи" - я думаю, на некоторые советские и постсоветские реалии можно даже не кивать, сами догадаетесь.

Но это потом как-нибудь.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 65 — добавить )
bgfan
2 сент, 2008 06:40 (UTC)
Вроде у Саймака есть рассказ. Чтобы люди были хорошими - им надо иметь перед глазами пример плохого. Поэтому в светлом будущем в деревне живет по заданию правительства тайный агент. Алкаш, которого перевоспитать не удается. А все вокруг - сплошь хорошие. Правда, прокалывается, подвиг совершает. И тут у окружающих начинает сносить крышу из-за того, что мозги это переварить не могут.
Правильно ли я понимаю, что для самоуважения европейца ему просто нужно придумать эдакий вот отстой, лучше которого он всегда будет?
17ur
2 сент, 2008 06:50 (UTC)
Скажем так, эта роль никогда не пустует, другое дело, что "придумать" тут не совсем правильное слово. И не обязательно "отстой", скорее уж "он хочет так, как мы, но обламывается, лузер".
(Удалённый комментарий)
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 06:56 (UTC) - Развернуть
kolyada_14
2 сент, 2008 06:54 (UTC)
"...может быть идеей Должного как обезвреженного Сущего..."

Джаг, не слишком ли самоуверенно? Кто в начале века мог ожидать 2 мировые войны, подьем колоний, нашествие на европейские земли ч., нигеризацию американов и т.д.?
17ur
2 сент, 2008 07:05 (UTC)
А при чём здесь "самоуверенность"?
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 09:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 07:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 09:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 10:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 10:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 10:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 11:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 11:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 3 сент, 2008 08:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 3 сент, 2008 08:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 3 сент, 2008 08:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 3 сент, 2008 08:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 3 сент, 2008 09:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 3 сент, 2008 09:33 (UTC) - Развернуть
uma_palata
2 сент, 2008 06:56 (UTC)
В процессе чтения, сразу комментарий:

есть технологии гораздо более сложные. Скажем, попробуйте сформулировать, как у Тарантино получаются его фильмы, или как развиваются те или иные тренды среди всяких кутюрье; при этом не скатываясь в "он так видит".

По этой теме Крылов ещё кое-что говорил, например в статье на Традиции "Разбирая сумрак".


Как делается пародия? Берётся некий легко узнаваемый оригинал и начинает «обыгрываться». То есть из него выделяются характерные моменты, всячески усиливаются, всякая чёрточка подчёркиваются трижды. На выходе — смешная и злая карикатура. Каковую можно предъявлять зрителю в качестве конечного продукта. Но можно поступить и иначе. Говоря языком алхимиков, не останавливаться на стадии nigredo («очернения») и перейти к albedo («убелению»). То есть, взять эту карикатуру и попытаться перерисовать её так, чтобы она перестала быть карикатурой. Сложить все эти колючие кусочки в гармоничное целое.

Чтобы понять, как это делается, возьмём опять же киношный пример. Есть, допустим, вестерн, со всеми своими условностями, смешными чёрточками и т. п. Если над вестерном талантливо поиздеваться, получится какой-нибудь «Лимонадный Джо». А если пойти дальше издёвки, пройдя и оставив эту стадию за спиной, и начать собирать из пародийных кусков непародийное целое, получится «За пригоршню долларов» или «Однажды на Диком Западе».

Особенно сильным, хотя и трудноисполнимым приёмом является самопародирование с далнейшей дистилляцией продукта. Толкиен никогда не создал бы «Властелина Колец», не напиши он сначала смешного «Хоббита» с «драконом-пыхалкой» и киданием шишками — а потом не попытайся использоваться своих забавных и глуповатых героев в совсем даже не забавных целях. Правда, на такие магические кунштюки способны немногие — ну так мы и говорим о вещах непростых[7].
hemdall
2 сент, 2008 07:26 (UTC)
>Ну, и четвёртый путь, который вырастает из третьего - это выстраивание своей культуры, своей цивилизации на собственной идее, эквивалентной европейской и занимающей её место.

С учетом того, что Россия и так "де-факто" другая отличная от запада цивилизация в общем нужно просто ясно сформулировать основную мировоззренческую идею которая и так в в каждом из нас есть.
А формулировать на основе простой цели "глобализационного лидерства".
kolyada_14
2 сент, 2008 09:30 (UTC)
"А формулировать на основе простой цели "глобализационного лидерства"."

Имхо вы запрягаете телегу впереди лошади, лидерство в настоящем, оно рождается не из целей, а в следствии того, удачны ли были предпринятые действия в прошлом. А действия будут тогда наиболее эффективны, когда они выполняются в имеющихся рамках нац. культуры.

"Россия и так "де-факто" другая ...нужно просто ясно сформулировать основную мировоззренческую идею которая и так в в каждом из нас есть..."

К сожалению население рассиянии настолько разнородно, что мировозренческих идей множество. И для каждой группы населения верна своя (зачастую исключающая остальные). Поэтому у рассиянии до сих пор никакой идеи не сформировалось и я сильно подозреваю, что в рассиянии никакой идеи и не может быть сформировано.
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 10:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 11:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 11:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 12:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 13:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 3 сент, 2008 08:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 3 сент, 2008 08:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 3 сент, 2008 08:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 3 сент, 2008 08:58 (UTC) - Развернуть
uma_palata
2 сент, 2008 07:34 (UTC)
"русская идея" (извините за выражение) может быть идеей Должного как обезвреженного Сущего

Сущего, которое не мешает.

Иначе Сущее мешает человеку прежде всего владеть самим собой, своей жизнью, и этим Сущим тоже, а помехи ненавистны. Как там была присказка, "ненавижу время, не люблю пространство".

Оптимальный путь - упромыслить Сущее, чтобы не мешало. Сделать это предпочтительно наилегчайшими касаниями, тончайшими операциями, чтобы минимизировать потери и издержки. Конечно, какие-нибудь отморозки-сетанты могут объявить Сущему войну на уничтожение, но это ж будет фанатизм. Зато прекрасный кандидат на тёмную сторону Северной идеи.
17ur
2 сент, 2008 09:23 (UTC)
Советское государство как раз и ухитрилось построить общество,в котором были *уничтожены* очень многие противоречия. Напрочь. Проблема оказалась именно в том, что они были уничтожены *вообще*, а не *только* для тех, кому они могли бы нанести ущерб. В итоге цена этого полного уничтожения оказалась для советской власти не по силам.
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 09:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 сент, 2008 09:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 09:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 10:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 11:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 11:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 12:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 2 сент, 2008 13:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - logicz - 3 сент, 2008 06:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 3 сент, 2008 08:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 3 сент, 2008 08:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 3 сент, 2008 08:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 3 сент, 2008 09:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pennkoff - 3 сент, 2008 10:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 12 сент, 2008 08:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uma_palata - 2 сент, 2008 09:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 2 сент, 2008 09:48 (UTC) - Развернуть
mithgol
2 сент, 2008 07:57 (UTC)
Скажу на другом уровне, что всё же не надобно недооценивать то русское изобретательство и созерцательное предвидение, которое на столетия вперёд. Не та эта духовность, которая у бомжа али у той скотины, что под нож.
17ur
2 сент, 2008 09:25 (UTC)
Соглашусь, но подчеркну, что вот такое изобретательство - не маниловщина, а именно то, что было востребовано - и предвидение - которое оправдалось - как раз и требуют, чтобы их носители не были простыми и непосредственными. Иначе в первом случае получается допившийся Левша, а во втором - юродство.
morky
2 сент, 2008 08:45 (UTC)
Одна из принципиальных разниц между европейским "долженствованием" и русским "недолженствованием", видимо, то, что "долженствование" - самодостаточно. Для бобра Грызение и Перескладывание стволов истории есть полноценное занятие и смысл жизни сам по себе, в то время как русское "победа над недолжным" есть лишь "выход на старт". Отсюда некоторые следствия, типа "игра по западным правилам не имеет конца" (до полного уничтожения упрямящейся реальности), или "единственная реальность - это моя сиюминутная воля", или "то, что русские полагают Победой есть их проигрыш (поскольку враждебная реальность не уничтожена, а лишь выкинута за ограду)".
Есть два неопровержимых западных доказательства Величия Французов над русскими - что Наполеон взял Москву (тем более, что оставил в руинах), и что русские взяли Париж (тем более, что "изнасиловали два миллиона баб"). Если жив - значит выиграл.

Так что, видимо, наиболее перспективен четвертый путь, с "отвоеванием себе права не воевать".

Но здесь и проблема. Не знаю, парадоксально или нет, но их русофобия есть лучшее доказательство, что они считают нас равными. Нет в Европе "монголофобии" или "негробоязни", по крайней мере иной, чем к опасным животным (чем опасные животные изрядно пользуются к своей выгоде). А русофобия есть. Потому что Россия, с их точки зрения, Страшный Европеец, с тем же менталитетом, с теми же страхами и теми же желаниями, а что ни на кого не нападает, то это потому что европейцы умницы, доблестно его травят и уничтожают, а он тупица, лишь отмахивается.

Видимо, любое действие по западным правилам бесполезно, если не идет до конца, до полного подавления противника (каковое наблюдала Алиса у карточнйо королевы). Они не отвяжутся, пока их не убить.
Или пока не убедить, что мы "с каким-то непонятным прибабахом, но безвредные, если ихнее не трогать".
17ur
2 сент, 2008 09:33 (UTC)
Я думаю, что это не "признание равным", а своего рода когнитивный диссонанс вроде того, что красиво описал Честертон:

— Да, милейший, вы объяснили отчетливо, — с необычайной быстротой заговорил Моисей. — Вы умеете объяснить что угодно: вы даже слона и того умудритесь так разъяснить, что от слона ничего не останется. Я не такой умник, как вы, но я и не набитый дурак, Майкл Мун, и если слон стоит у меня на пороге, я не слушаю никаких разъяснении. «Да у него, треклятого, клыки!» — говорю я. «Дареному коню в зубы не смотрят», — отвечаете вы. «Но он огромен, он ростом с дом», — говорю я. «Нет, это просто перспектива, — отвечаете вы, — и священная магия пространства». «Но слон трубит, как в день Страшного суда», — говорю я. «Это ваша совесть беседует с вами, Моисей Гулд», — говорите вы ласковым, важным голосом. Прекрасно, у меня такая же совесть, как и у вас. Я не верю в то, что говорят нам по воскресеньям в церкви, не верю и вашим сказочкам, хотя вы произносите их, точно церковную проповедь. Я отлично знаю, что слон — это слон, громадина, уродина, злое животное, — и ваш Смит нисколько не лучше, такой же!

Каждый раз, когда русские привлекают внимание европейцев (что сложно), оказывается, что фактор привлечения внимания исполнен не по-европейски. Слон на пороге. С одной стороны, быть его здесь совершенно не должно, с другой - игнорировать никак нельзя. Ну и корчит.
(без темы) - morky - 2 сент, 2008 12:22 (UTC) - Развернуть
ussrgrenadier
2 сент, 2008 12:37 (UTC)
Любопытно, какими могут быть "тёмные стороны" "северной идеи".
Кстати, если честно, не понял (или уже подзабыл) - Россия относится ближе к "восточной этике" в подобных координатах, или всё же больше к "северной"?
17ur
2 сент, 2008 20:09 (UTC)
В общем, есть мнение, что Россия - это "север", постепенно проявляющийся.
hoholusa
2 сент, 2008 17:42 (UTC)
Интересно, что ещё 30 лет назад "от Москвы до самых до окраин" был четвёртый путь. А сейчас уже нет.
17ur
2 сент, 2008 20:08 (UTC)
Если бы. Марксистский панэкономизм этого четвёртого пути в принципе не позволял. Пользуясь аналогией, это уровень генной инженерии, а та самая "культура как обеспечение" в СССР пребывала на уровне паровых машин.
(без темы) - hoholusa - 2 сент, 2008 20:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 3 сент, 2008 03:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hoholusa - 3 сент, 2008 15:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 4 сент, 2008 13:12 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 65 — добавить )

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger