Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

"Туман", ту-уман...

Недавно посмотрел фильм "Мгла", снят в 2007-м по повести Стивена Кинга. Если мне память не изменяет с галлюциногенами, эту вещь (которая на самом деле "Туман") вроде бы в очень и очень своё время напечатала как бы даже не "Наука и жизнь" (УПДАТЕ: поправили - "Вокруг света"). В двух номерах.

Перед вторжением под кат рекомендуется и книжку почествовать, и кинишку прочувствовать. Бо спойлеры, причём системообразующие.

Сюжет книги прост и обычен. На небольшой городок-таун надвигается плотный туман, в котором водится нехорошее. Нехорошее особенно не различимо, но людей, которые оказались на улице, а не в освЕщённых закрытых помещениях, употребляет за милую душу. Только крики слышны. Одним из освещённых помещений оказывается магазин, где главный герой с сынишкой и остальные персонажи и потаборились. В освещённые изнутри стёкла никто особенно не бьётся, но постепенно, не без человеческих жертв, становится ясно, что рядом расположенный научный проект дал сбой; речь идёт о том, что открылась дверь в иной мир, биосфера которого, распространяясь вместе с туманом (гасящим радиоволны, кстати), находит здешних обитателей вкусными и питательными.

Книга очень хорошая, ибо живописует реальный Пиздец, без особенного места для побарахтаться и убить Главного Гада. Позднее Кинг этим почти не баловался в крупной форме.

Социальная динамика, описанная в "Тумане", тоже достаточно понятна - по крайней мере, для человека, шапочно с северо-американской культурой знакомого. Кто-то идёт на прорыв в неизвестность, кто-то выжидает. Среди вменяемых, но сильно нервничающих людей находится грёбаная кликуша, начинающая вещать за божью кару и искупление а-ля Авраам. Ревайвал, ага. Протестанты, хуле, ветхозаветники. Давайте кого-нибудь убьём и очистимся, чтобы боженька нас спас. Происходит поляризация, когда люди ан масс подпадают под кликушино влияние, а главному герою с оставшимися наиболее вменяемыми людьми приходится идти уже на вынужденный прорыв. После достаточно близкого и весьма брутального знакомства с обитателями тумана, они садятся в машину и потихонечку уезжают.

В качестве примечания на тему "что делать в такой ситуации". Это не из личного опыта, а так, прикидки. Имхо, здесь существуют две валидные стратегии. Первая - это утопить себя в адреналине, чтобы даже не почувствовать, как тебя рвут, и получить своё на бегу, а то и прорваться за счёт ярости и бесстрашия. Вторая - очень холодные калькуляции, направленные на максимально долгое обеспечение собственной безопасности; в описываемой ситуации это эквивалентно безопасности группы.

То есть идеи типа "сидеть на одном месте и накручивать себя" или "очень расчётливо и осторожно сунуться в совершенную неизвестность, которая харчит быстро" - имхо, вредны и обречены не просто на провал, но на провал неприятный. В условиях, как и было сказано, Пиздеца, неприятность провала важнее даже самого факта провала. Если вдуматься.

...Да, возвращаясь к книге. Она заканчивается тем, что бежавшие всё ещё живы, хотя сами не знают, почему, и всё ещё стараются выбраться из тумана, который, в свою очередь, распространяется всё ширше и ширее. Открытый финал. "Потому что разум должен победить", ага.

Но это книга. Фильм ей, кстати, не особенно противоречит. Компьютерная графика на уровне, игра актёров... ну я человек не привередливый, скажем так. Во всяком случае, кликуша с подпевалами соблюла должную степень омерзительности. Но вот то, что досняли к сюжету, меня привело в состояние злобного восхищения.

Машина, на которой главный герой, его сынишка и ещё три человека кое-как бежали из набитого монстрами города (пауки там, кстати, совершенно прекрасные, люди с арахнофобией могут и сблевать), сжигает горючку и останавливается в каких-то гребенях. Туман присутствует по-прежнему, всякая гадость по нему бродит, - кстати, совершенно улётный кадр с той громадиной, проходящей над автомашиной: обязательно поставлю скриншот, когда найду... Короче, машина стоит, и всех "ресурсов" у главного героя один револьвер.

После обмена одухотворёнными репликами "мы типа попытались, уже хорошо" (малыш дрыхнет и в разговоре не участвует), камера показывает машину издали. В салоне четыре вспышки. Потом показывают собственно главного героя, не попадающего дулом в рот, ибо ему хочется выкричаться как следует. Когда, наконец, дулом в рот он всё-таки попал, боёк бессильно щёлкает, ибо патроны всё. Мужик вылезает из машины в туман с криком "стреляй в грудь комсомольскую" "на, жри" - и действительно, нечто крупное появляется. Танк М60, как я понял. Далее идут солдаты в противогазах, зашитных костюмах, с огнемётами, какими-то ещё дезодорантами... короче, отгоняют туман. Далее кадры: мужик орёт возле своего авто, мимо едут грузовики с эвакуированными из зоны бедствия. Кликуша сотоварищи в кузове (УПДАТЕ: вполне возможно, мой собственный глюк, на что указано здесь. Тем не менее, конечных выводов по финалу это не отменяет).

Я так смеялся... Восхитительно, повторю.

Это вообще уметь надо: через обличение и курощение фофудьи продвигать фофудьеносные идеалы. И есть субъективное мнение, что авторский коллектив нашёл этот ход, что называется, "не приходя в сознание" и без каких-либо дискуссий промеж себя. Просто "люди умеют".

Остались бы персонажи в помещении и подпевали кликуше - были бы спасены. Ибо бог и государство бдят и защищают.

Вы как хотите, а для меня это мастер-класс, который я все ещё обдумываю.

Чего и вам желаю.

Tags: кино, литература, общество, ссылка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →