?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Hello, sweet America! It's me, John Henry Eden, your President, and I'd like to chat, if you have a moment. Как вы уже поняли, речь начнётся с того, что "Осадок-3" в первом приближении Ваш покорный слуга прошёл.

Продолжится речь спойлерами, которые упрятаны под кат во избежание. К тем, кто ещё не, просьба не, дабы не.

Игра потраченного времени, по моему мнению, вполне стоит. Несмотря на.

Вот с потраченных времени и сил и начну. К завершению основного сюжета мой персонаж был шестнадцатого с половиной уровня и последний квест был двадцатым по счёту. На карте осталось немало отмеченных местоположений, в которых персонаж не был, а поход туда мог быть обоснован соображениями меркантильными (доходы от картографирования и мародёрства) или туристически-имиджевыми (людей посмотреть и себя показать). На явные квесты эти местоположения завязаны не были (понятно, что там они появляются, но...).

Должен сказать, что это трудно понимать иначе, как ошибку разработчиков, произошедшую от лености ума; механический перенос реалий Морровинда на Столичную Пустошь (я играл в родную английскую версию, переводную даже не смотрел, так что все переводы мои) не работает. Ибо приснопамятная Морра представляет собой вполне управляемые территории, Главный Гад смирно сидит в жерле вулкана и никого не трогает, поэтому туристический подход к морровиндовскому контенту вполне оправдан - никто героя не подгоняет и трагизмом пополам с саспенсом не накачивает. А в Осадке сюжет выстроен так, что многие квесты из основной линии сюжета откладывать как-то не по-человечески. Либо они уж-жасно насущны, либо совершенно безобидны... пока недо-"Оспри" с десантом на голову не свалится.

Вообще, для такой игры идеальной стала бы квестомеханика Готики первой или второй. Но увы. А вывод о лености ума я делаю ещё и из того, что морровиндовский же баг, когда при выходе в локацию на тебя сваливаются все мобы в округе, в Осадке остался, живёт и процветает. Уже не фича, а традиция, надо понимать.

Теперь о собственно медиа-вселенной Осадка. Опять-таки, ни два, ни полтора. С одной стороны, антураж однозначно указывает, что это не наш мир. Однако тогда совершенно непонятно, точнее, понятно только с позиции увеличения продаж, почему действие отнесено в будущее.

Поясню свою мысль.

Я честно ломал мозги, в силу привычки пытаясь вообразить сколько-нибудь непротиворечивое развитие событий, которое бы в 2077 г. после конвенционных потягушечек США и коммунистического Китая за Аляску (а Евросоюза с кем-то ещё за Ближний Восток) привело бы к бомбомашеству. Максимум, на что меня хватило, это примерно следующее: не было никаких "опиумных войн", Китай вообще не удалось опустить до колонии, Сунь Ятсен предвосхитил сам себя лет на восемьдесят, однако Китай оставался аграрной страной. И левый переворот в России ХХ века в Китае был подхвачен сразу же, причём в режиме какого-нибудь коалиционного правительства, в котором не-коммунистов упромыслили без особенной стрельбы, с помощью агитации и демонстрации успехов. Товарищ Чан Кай-Ши, секретарь Кантонского обкома партии... как-то так. И никаких "культурных революций"; во всяком случае, обошлось без безобразий, наблюдавшихся в текущей реальности.

Очень показательное практическое отсутствие в этой медиа-вселенной боевых ракет (даже гранатомёт там... некошерный) может быть объяснено тем, что коммунистический блок там не претерпел гуманитарной катастрофы, связанной с его формированием в ТР. Не было Гражданской войны в России и т. п.. Плюс, возможно, очень щадяще прошла Вторая Мировая. В результате чего атомная триада оказалась триадой лишь по названию, с абсолютным доминированием дорогущих стратегических бомбардировщиков в таковой - ибо в текущей реальности МБР были удачным "решением бедного человека".

То же касается и упора на энергетический путь технического развития, наблюдаемый постмортем во вселенной Осадка. Объяснить же развитый биотех в сочетании с 64K Uppermem я просто не в состоянии.

Однако даже это насилие над историей, которое любой компетентный человек развеет за пару минут, даёт предельный срок начала атомной войны в 1990-е.

Кроме того. Наблюдаемое в Осадке-3 однозначно противоречит утверждению о том, что после войны прошло 200 лет. Полвека - верхний предел. Это касается не столько тех вещей, которые сохранились, чтобы Главный Герой мог их подобрать и продать, сколько функционирующих человеческих сообществ - от Спокойствия в Бункере 112 до детского городка в Ламповых пещерах.

Так что никаких "будет ещё двести лет кипеть земля там, где был когда-то Вашингтон".

Если уж ехидничать, то, держась предположения о декоративности Второй Мировой, можно предположить, что Третья началась в 1960-е, а прошло с её начала лет 40 (то есть отец главного героя родился сразу после неё), и тогда действие в Столичной Пустоши происходит в наши дни.

Продолжу высказываться об антураже.

Относительно оружия вполне можно отметить, что какие-либо моды здесь без особой надобности, разве что понты покидать. Функциональные и имиджевые ниши закрыты. Стреляет "Chinese assault rifle" имени Калашникова патронами 5.56 мм - теми же, что и обычная assault rifle - и кого это трогает? Тебе надо шашечки или ехать?

Мобы, которые отягощают своим присутствием Столичную Пустошь, вполне адекватны и давно знакомы. Я, правда, с удовольствием увидел бы там и Beastmasters, но увы - они, видать, эндемичны, а рейдеры со своими псами их не замещают. Яо Гуаи, которые просятся на баннер Анклава с названием "Единая Америка" - таки не Deathclaws, которые, похоже, не введены в игру, чтобы не пугать игрока... этакую страсть можно увидеть в колбе на базе Анклава, и хватит. Впрочем, может быть, где-то они вживую и бегают, но я не видел.

Помещения - тоже да. Бункера, даже разорённые, прекрасны. А вот поселения, которые якобы существуют десятки лет, и вроде бы власть там присутствует, но в помещениях срач и бардак, а обстановка даже в жилых комнатах из намародёренного срача же - это, извините, чересчур драматично. За десятки лет обязательно найдутся не поражённые криворукостью люди, которые будут мастрячить красивые вещички на продажу, до предметов интерьера включительно.

И вот отсюда давайте поподробнее. Ибо здесь уже начинает проглядывать идеология игры. Она есть.

Во-первых, США, которые докатились до войны, представляют собой эталонное корпоративное государство, в котором несколько очень крупных корпораций на правительство по желанию кладут с прибором, а само правительство, очумевшее от патриотизма, запускает программы сублиминального кондиционирования населения. Даже само строительство бункеров компанией Vault-Tec определяется сугубо интересами компании, которая имеет для каждого бункера конкретный план, вовсе не обязательно включающий в себя выживание его населения.

Во-вторых, пресловутый Анклав, в Осадке-3 по-прежнему назначенный на роль негодяев, ничем особенным себя не запятнал. Разве что тамошний полкан пришил лаборантку в процессе допроса: по меркам Столичной Пустоши деяние почти вегетарианское (может, и ещё чего натворили, но вне основной линии сюжета). При этом они действительно имеют право называться законным правительством (например, они располагают правительственными кодами связи), а Братство Стали обзывать сектой - что, кстати, чистая правда. Выполнение задуманного Анклавом по прикарманиванию очистителя и вымариванию мутантов и гулей имеет все шансы привести к возрождению данной местности во вполне довоенном смысле. Они сумели сохранить, а то и развить серьёзную технику (без натужных понтов Братства Стали), и корпорации над ними уже не висят. Они ведут актуальные исследования. И тем не менее, именно эта фракция назначена, как и было сказано, на роль негодяев. С другой стороны мы имеем секту, обколотого негрохипа и более или менее самоуправляемые поселения, возле которых ошиваются бомжи, дохнущие без чистой воды. А теперь подумайте: человек с какими убеждениями может так расставить метки "хороший-плохой"?

В-третьих, сами квесты, которые зачастую сочинены очень талантливо. Например, когда в Музее технологии главный герой проходит по экскурсионному маршруту бункера - такого же, в котором он вырос. Или когда в Архивах робот, вообразивший себя Баттоном Гвиннеттом (Протектрон в парике - это зачёт), защищает оригинал Декларации Независимости - который предполагается доставить человеку, считающему, что оную Декларацию доставили в Англию XVIII в. на самолёте. Про квест в Спокойствии... это просто либерпанковская притча, вполне может быть отдельным рассказом. С китайским спецназом в конце, разумеется. И уж совершенно нереально доставляет Гигантский Человекоподобный Боевой Робот, швыряющийся атомными мини-бомбами в войска Анклава под лозунги из встроенного матюгальника типа "уничтожить всех коммунистов" и "демократия никогда не будет побеждена" (ну не застал он китайцев)...

Да и в неосновных квестах раскиданы вполне узнаваемые суждения, типа "независимый учёный в доме - дому прибыль". Вообще остаётся ощущение, что к сценарию приложил холёную руку нынешний профессор какого-нибудь университета, в молодости отметившийся в студенческих бунтах (штамп-штамп-штамп, может, таких и не бывает). Этакий левый либерализм.

Завершаясь, отмечу, что это и есть основное достоинство Осадка-3 - я ещё не видел столь глубоко идеологизированной игры, при этом очень чётко видно, как именно этого эффекта авторы добиваются - без прямолинейного "стреляй в ту эмблему и защищай эту".

В настоящий момент я намерен пройти игру заново с чувством, с толком, а может быть, даже и с расстановкой. Так что не исключено, что к теме ещё вернусь.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

rbs_vader
11 дек, 2008 21:07 (UTC)
А это наши домашние компьютеры могут разве что показывать красивенькие скринсэйверы. У них там вещи есть куда более полезные - те же домашние роботы. Подозреваю, что им можно задать своё имя и т.д. и т.п., то есть кастомизировать их. Кстати - конструкция совершенно дебильная, постоянно дующая в пол горячей реактивной струёй.
eugene_df
12 дек, 2008 06:50 (UTC)
Там весь дизайн со стилистикой дебильный. В оригинале, кстати - ни какой струи не было. Роботы были антигравитационные. О том где они берут топливо - особенно в условиях нефтяного кризиса - я вообще скромно умолчу...
rbs_vader
12 дек, 2008 12:20 (UTC)
Ну, положим, при тамошних "батарейках" создать тягу дело нехитрое. Но ведь он же пол жечь будет постоянно и комнату дико греть.

Edited at 2008-12-12 12:21 (UTC)

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger