?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Hello, sweet America! It's me, John Henry Eden, your President, and I'd like to chat, if you have a moment. Как вы уже поняли, речь начнётся с того, что "Осадок-3" в первом приближении Ваш покорный слуга прошёл.

Продолжится речь спойлерами, которые упрятаны под кат во избежание. К тем, кто ещё не, просьба не, дабы не.

Игра потраченного времени, по моему мнению, вполне стоит. Несмотря на.

Вот с потраченных времени и сил и начну. К завершению основного сюжета мой персонаж был шестнадцатого с половиной уровня и последний квест был двадцатым по счёту. На карте осталось немало отмеченных местоположений, в которых персонаж не был, а поход туда мог быть обоснован соображениями меркантильными (доходы от картографирования и мародёрства) или туристически-имиджевыми (людей посмотреть и себя показать). На явные квесты эти местоположения завязаны не были (понятно, что там они появляются, но...).

Должен сказать, что это трудно понимать иначе, как ошибку разработчиков, произошедшую от лености ума; механический перенос реалий Морровинда на Столичную Пустошь (я играл в родную английскую версию, переводную даже не смотрел, так что все переводы мои) не работает. Ибо приснопамятная Морра представляет собой вполне управляемые территории, Главный Гад смирно сидит в жерле вулкана и никого не трогает, поэтому туристический подход к морровиндовскому контенту вполне оправдан - никто героя не подгоняет и трагизмом пополам с саспенсом не накачивает. А в Осадке сюжет выстроен так, что многие квесты из основной линии сюжета откладывать как-то не по-человечески. Либо они уж-жасно насущны, либо совершенно безобидны... пока недо-"Оспри" с десантом на голову не свалится.

Вообще, для такой игры идеальной стала бы квестомеханика Готики первой или второй. Но увы. А вывод о лености ума я делаю ещё и из того, что морровиндовский же баг, когда при выходе в локацию на тебя сваливаются все мобы в округе, в Осадке остался, живёт и процветает. Уже не фича, а традиция, надо понимать.

Теперь о собственно медиа-вселенной Осадка. Опять-таки, ни два, ни полтора. С одной стороны, антураж однозначно указывает, что это не наш мир. Однако тогда совершенно непонятно, точнее, понятно только с позиции увеличения продаж, почему действие отнесено в будущее.

Поясню свою мысль.

Я честно ломал мозги, в силу привычки пытаясь вообразить сколько-нибудь непротиворечивое развитие событий, которое бы в 2077 г. после конвенционных потягушечек США и коммунистического Китая за Аляску (а Евросоюза с кем-то ещё за Ближний Восток) привело бы к бомбомашеству. Максимум, на что меня хватило, это примерно следующее: не было никаких "опиумных войн", Китай вообще не удалось опустить до колонии, Сунь Ятсен предвосхитил сам себя лет на восемьдесят, однако Китай оставался аграрной страной. И левый переворот в России ХХ века в Китае был подхвачен сразу же, причём в режиме какого-нибудь коалиционного правительства, в котором не-коммунистов упромыслили без особенной стрельбы, с помощью агитации и демонстрации успехов. Товарищ Чан Кай-Ши, секретарь Кантонского обкома партии... как-то так. И никаких "культурных революций"; во всяком случае, обошлось без безобразий, наблюдавшихся в текущей реальности.

Очень показательное практическое отсутствие в этой медиа-вселенной боевых ракет (даже гранатомёт там... некошерный) может быть объяснено тем, что коммунистический блок там не претерпел гуманитарной катастрофы, связанной с его формированием в ТР. Не было Гражданской войны в России и т. п.. Плюс, возможно, очень щадяще прошла Вторая Мировая. В результате чего атомная триада оказалась триадой лишь по названию, с абсолютным доминированием дорогущих стратегических бомбардировщиков в таковой - ибо в текущей реальности МБР были удачным "решением бедного человека".

То же касается и упора на энергетический путь технического развития, наблюдаемый постмортем во вселенной Осадка. Объяснить же развитый биотех в сочетании с 64K Uppermem я просто не в состоянии.

Однако даже это насилие над историей, которое любой компетентный человек развеет за пару минут, даёт предельный срок начала атомной войны в 1990-е.

Кроме того. Наблюдаемое в Осадке-3 однозначно противоречит утверждению о том, что после войны прошло 200 лет. Полвека - верхний предел. Это касается не столько тех вещей, которые сохранились, чтобы Главный Герой мог их подобрать и продать, сколько функционирующих человеческих сообществ - от Спокойствия в Бункере 112 до детского городка в Ламповых пещерах.

Так что никаких "будет ещё двести лет кипеть земля там, где был когда-то Вашингтон".

Если уж ехидничать, то, держась предположения о декоративности Второй Мировой, можно предположить, что Третья началась в 1960-е, а прошло с её начала лет 40 (то есть отец главного героя родился сразу после неё), и тогда действие в Столичной Пустоши происходит в наши дни.

Продолжу высказываться об антураже.

Относительно оружия вполне можно отметить, что какие-либо моды здесь без особой надобности, разве что понты покидать. Функциональные и имиджевые ниши закрыты. Стреляет "Chinese assault rifle" имени Калашникова патронами 5.56 мм - теми же, что и обычная assault rifle - и кого это трогает? Тебе надо шашечки или ехать?

Мобы, которые отягощают своим присутствием Столичную Пустошь, вполне адекватны и давно знакомы. Я, правда, с удовольствием увидел бы там и Beastmasters, но увы - они, видать, эндемичны, а рейдеры со своими псами их не замещают. Яо Гуаи, которые просятся на баннер Анклава с названием "Единая Америка" - таки не Deathclaws, которые, похоже, не введены в игру, чтобы не пугать игрока... этакую страсть можно увидеть в колбе на базе Анклава, и хватит. Впрочем, может быть, где-то они вживую и бегают, но я не видел.

Помещения - тоже да. Бункера, даже разорённые, прекрасны. А вот поселения, которые якобы существуют десятки лет, и вроде бы власть там присутствует, но в помещениях срач и бардак, а обстановка даже в жилых комнатах из намародёренного срача же - это, извините, чересчур драматично. За десятки лет обязательно найдутся не поражённые криворукостью люди, которые будут мастрячить красивые вещички на продажу, до предметов интерьера включительно.

И вот отсюда давайте поподробнее. Ибо здесь уже начинает проглядывать идеология игры. Она есть.

Во-первых, США, которые докатились до войны, представляют собой эталонное корпоративное государство, в котором несколько очень крупных корпораций на правительство по желанию кладут с прибором, а само правительство, очумевшее от патриотизма, запускает программы сублиминального кондиционирования населения. Даже само строительство бункеров компанией Vault-Tec определяется сугубо интересами компании, которая имеет для каждого бункера конкретный план, вовсе не обязательно включающий в себя выживание его населения.

Во-вторых, пресловутый Анклав, в Осадке-3 по-прежнему назначенный на роль негодяев, ничем особенным себя не запятнал. Разве что тамошний полкан пришил лаборантку в процессе допроса: по меркам Столичной Пустоши деяние почти вегетарианское (может, и ещё чего натворили, но вне основной линии сюжета). При этом они действительно имеют право называться законным правительством (например, они располагают правительственными кодами связи), а Братство Стали обзывать сектой - что, кстати, чистая правда. Выполнение задуманного Анклавом по прикарманиванию очистителя и вымариванию мутантов и гулей имеет все шансы привести к возрождению данной местности во вполне довоенном смысле. Они сумели сохранить, а то и развить серьёзную технику (без натужных понтов Братства Стали), и корпорации над ними уже не висят. Они ведут актуальные исследования. И тем не менее, именно эта фракция назначена, как и было сказано, на роль негодяев. С другой стороны мы имеем секту, обколотого негрохипа и более или менее самоуправляемые поселения, возле которых ошиваются бомжи, дохнущие без чистой воды. А теперь подумайте: человек с какими убеждениями может так расставить метки "хороший-плохой"?

В-третьих, сами квесты, которые зачастую сочинены очень талантливо. Например, когда в Музее технологии главный герой проходит по экскурсионному маршруту бункера - такого же, в котором он вырос. Или когда в Архивах робот, вообразивший себя Баттоном Гвиннеттом (Протектрон в парике - это зачёт), защищает оригинал Декларации Независимости - который предполагается доставить человеку, считающему, что оную Декларацию доставили в Англию XVIII в. на самолёте. Про квест в Спокойствии... это просто либерпанковская притча, вполне может быть отдельным рассказом. С китайским спецназом в конце, разумеется. И уж совершенно нереально доставляет Гигантский Человекоподобный Боевой Робот, швыряющийся атомными мини-бомбами в войска Анклава под лозунги из встроенного матюгальника типа "уничтожить всех коммунистов" и "демократия никогда не будет побеждена" (ну не застал он китайцев)...

Да и в неосновных квестах раскиданы вполне узнаваемые суждения, типа "независимый учёный в доме - дому прибыль". Вообще остаётся ощущение, что к сценарию приложил холёную руку нынешний профессор какого-нибудь университета, в молодости отметившийся в студенческих бунтах (штамп-штамп-штамп, может, таких и не бывает). Этакий левый либерализм.

Завершаясь, отмечу, что это и есть основное достоинство Осадка-3 - я ещё не видел столь глубоко идеологизированной игры, при этом очень чётко видно, как именно этого эффекта авторы добиваются - без прямолинейного "стреляй в ту эмблему и защищай эту".

В настоящий момент я намерен пройти игру заново с чувством, с толком, а может быть, даже и с расстановкой. Так что не исключено, что к теме ещё вернусь.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

mit_yau
4 фев, 2009 11:58 (UTC)
А квест на Храм дают работорговцы возле Мемориала Линкольна.

Latest Month

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger