Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

И опять на полях. Время, свобода и папа Карло.

Трудность обыденных рассуждений о времени заключается в том, что оно осознаётся как нечто неотключаемое. Время нельзя остановить, снять у него с корпуса заднюю крышку и приколоться на форму и материал шестерёнок. Осознание это проистекает из личного, чисто биологического опыта: голод-сытость, бодрствование-сон, молодость-старость, эрекция-детумесценция и проч. Как ни крутись, а не избежишь. Поэтому время удобно считать чем-то единым, всеобъемлющим, сквозьтекущим и вообще ---, приравняв его к изменению личного возраста.

Однако именно отсюда, из самой вульгарной биологии следует сколько-нибудь инструментальный подход к обыденному пониманию времени. И состоит он, в общем, из двух очень банальных утверждений. Во-первых, всякая концепция "единого времени" субъективна, и зависит от того, а) кто и б) какими явлениями это время отмечает. Во-вторых, время - это смена состояния чего-либо (см. п. 1б).

Особый интерес представляет "смена состояний чего-либо", влекущая за собой смену состояний самого субъекта из п. 1а. Скажем, папа Карло, вырезавший из колобашки Буратину, из бобыля стал опекуном. При этом изменение его состояния было не совсем неожиданным - он хотел вырезать марионетку, чтобы сшибать деньги по дворам и подрывать кормовую базу авторитетного бизнесмена К. Барабаса. Вышло малость боком, но изменить своё состояние папа Карло хотел, и добился.

Это было описание той самой процедуры свободного выбора, вокруг которого танцуют свою раскоряку орды политически ангажированных ---, до философов включительно.

Иными словами, права и свободы начинаются с наличия у человека времени, необходимого и достаточного для того, чтобы эти права осуществлять и этими свободами пользоваться. Или: актуальное наличие прав и свобод у человека проверяется наблюдаемым (прямым или опосредованным) изменением его состояния в результате разрешённых этими правами и свободами действий.

А колы ни, так ни.

Банально, не спорю. Однако ж поверка многих нынеприсущих общественных, политических и идеологических реалий под этим углом не то, чтобы готовит много открытий чудных, но позволяет заметить кое-что там и сям.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments