Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Удачливость.

Задумался над тем, что такое "удача" и "удачливость". Изначальный повод для размышлений был в некоем не совсем серьёзном разговоре и сказался примерно так: почему пройти по тайге из пункта А в пункт Б может быть "успехом" и "удачей", а проложить железную дорогу между этими пунктами может быть "успехом", но "удачей" это достижение назвать нельзя?

Суждения не слишком упорядочены, но, думаю, читателям могут показаться небезынтересными.

Итак, удача - это ценность, то есть нормативный объект, определяющий совокупность ожиданий применительно к поведению субъекта. Очевидно, что удача - ценность далеко не первого порядка, не глобальная: не справедливость, не свобода, не польза и не превосходство, и уж тем более не жизнь.

Удача - ценность, которая может быть реализована в ограниченном множестве ситуаций. Это ситуации, которые можно описать как приобретение с препятствием. Теперь важное: удача как ценность определяет поведение, при котором приобретение происходит без устранения препятствия. То есть чисто физически препятствие остаётся или воспроизводится - раз, а способ его преодоления не становится технологией, не обзаводится переносимостью - два.

Вот, скажем, дерутся два варварских племени. Буквально варварских - две шумных толпы без малейших признаков регулярной армии с воем набрасываются друг на дружку, размахивая дубьём.

Одно из племён побеждает. Его вождь удачлив.

Новых военных технологий и тактических решений эта победа не порождает - даже сведения о битве попросту некому собирать, анализировать, обсуждать и хранить. Максимум скальды величальную сложат под мухоморовый настой. Над новыми милитарными и цивильными способами удержать оспариваемое тоже никто не думает - и через некоторое время победившие варвары дерутся опять: с конкурентами якобы новыми, но сущностно точно такими же, что и прежние, и по тому же самому поводу. И опять играет удача вождя.

Здесь полагается вознести хвалу нашему, технологическому (во многих случаях псевдотехнологическому) мышлению. Мол, где варвары авоськают, цивилизованные люди препятствие устраняют, ходят фалангой, пробивают тоннели, кладут рельсы из пункта А в пункт Б и пишут учебники. Однако я этой хвалы возносить не буду по следующим причинам.

Во-первых, удача того или иного вождя - это факт, иногда исторический. Ничего странного в нём нет - если человек, скажем, строит своё поведение, реализуя ценность справедливости, он считается справедливым человеком. Если человек строит своё поведение, реализуя ценность удачи, он будет удачлив. Более того, удачливости можно научить. Да, сама она не обладает переносимостью, а вот правила её выработки и описания соответствующих практик - вполне.

Дабы пресечь мышление в неверном направлении, сразу скажу: текст, который может помочь в выработке у себя удачливости, ни в коем случае не будет ни учебником в обычном понимании этого слова, ни самоучителем класса "НЛП за пять лёгких уроков". В лучшем, наиболее доступном технологическому пониманию случае это будет сборник притч, легенд, стихов и песен. Вполне возможно, тех самых, под мухоморовый настой.

Во-вторых, для технологического подхода к "приобретению с препятствием" требуется далеко не только умственная способность к составлению планов, но и объективно существующее обеспечение этих планов. "Железо". Человек с (псевдо)технологическим мышлением, пребывающий в состоянии "во-первых, не было пороха" - довольно жалок. А такое состояние нынче в случае приобретений нестандартных и/или недозволенных - скорее правило, чем исключение. "Непонятно, за что браться".

Так вот, одним из способов расшивки такой "технологической недостаточности" как раз и является выработка удачливости через нормирование собственного поведения ценностью удачи.

Несколько уточнений.

Во-первых, речь не идёт об игре. Напротив. Игра - это как раз средство ограничения удачи (игрока) технологией (устроения игры). Надсистема в игре всегда технологична. Заведение всегда в выигрыше.

Во-вторых, я отвергаю идеи удачи как потусторонней помощи или манифестации биологического, врождённого превосходства.

По моему мнению, источником удачи является умение человека модулировать доступные ему связи между окружающими, причём не каждую по отдельности и явно, а в комплексе и почти нечувствительно. Это выше интриги и иной целенаправленной манипуляции, это именно что искусство, а не технология. Из чего, кстати, следуют два условия, без которых удачливость невозможна в принципе: наличие целей, которых человек согласен добиваться, и достаточная мощность множества связей, доступных к модуляции.

Хотите лишить удачи множество людей на какой-то территории - обесцельте их существование (измените качество легальных аттракторов), а вдобавок атомизируйте общество, выветрите связи между людьми. И то, что можно назвать удачей, на этой территории перестанет быть. Выигрыши в лотерею, блат и взятки начальству останутся, ибо это технология. Заведение будет довольно, а удачи не станет.

Хотя... при развитии удачливости сугубо фиолетово, каков её предполагаемый источник. То бишь воспитание удачливости у себя не исключает веры в надчеловеческое. В бога, в расу, в космические течения, в мать его душу через семь гробов и проч..

В-третьих, я полагаю, что русские очень хорошо понимают, что такое "удача". На том самом спинномозговом уровне. Более того, я полагаю это понимание гораздо более развитым, чем европейское понимание удачи, которая фортуна. У нас есть целая концепция удачливости как использования нестыковок и противоречий в окружающих социальных реалиях для преодоления препятствий к приобретению.

Присутствует такое слово в русском языке - "везение". Оно обозначает не просто удачливость в конкретном случае... когда человеку "везёт", его что-то провозит через препятствие к приобретению. Человек, которому "везёт", здесь выступает в качестве контрабанды: эта метафора однозначно указывает как на социальный характер препятствия к приобретению (стража, застава, дозор с правом хватать по усмотрению, от которых надо прятаться под рогожей), так и на социальный характер средств преодоления этого препятствия (спрятался в телеге, кучер болтает с дозорными и т. п.). "Пронесло, подумал Штирлиц". При этом речь идёт именно что об удаче, ибо дозор никуда не девается, никакой технологии по его устранению нет, он здесь был, есть и будет. Везение. Попробуйте перевести.

В заключение, пожалуй, можно отметить, что удачливость - средство эмансипации от заведения, которое всегда в выигрыше... но это уже совсем другая история.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments