?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Давненько я ничего не предвосхищал. Ну вот, пожалуйста.

Думаю, 90+% уважаемых читателей не сделают удивлённого лица, услышав про "Цивилизацию" Сида Мейера. Вряд ли сильно погрешу против истины, если скажу, примерно тот же процент употреблений термина "ресурс" в сетевом трёпе относится именно к тем самым злакам, монеткам и молоточкам из той игры, даже если употребляющий сам этого не сознаёт.

Любопытно, почему оно так вышло. Я думаю, разгадку надо искать во временах поздней перестройки. Всё сколько-нибудь активное население тогда поголовно спятило на почве реформаторства - призывавших "оставить, как есть", в СССР 1988+ просто не было, были разные реформаторские течения.

Условно "либеральное", которое принято считать победившим тогда, делало ударение на отношениях между людьми, тотально пренебрегая материальным миром. Мол, "должен появиться собственник", и всё тут же заплодоносит на прежнем железе, с прежним личным составом и проч.. Прямо через пятьсот дней. По четыре урожая в год.

Условно "советское" течение как раз делало ударение на заводах и "дешёвой квалифицированной рабочей силе", то есть именно на ресурсах в разумном, не-"цивилизационном" понимании этого слова. Мол, с этого можно жить, это наши преимущества в мире. Производственными отношениями "советисты" пренебрегали. Кстати, именно их воззрения воспроизводил путинский официоз в нулевых. Воспроизводил, правда, в примитивном, откровенно дикарском виде - место заводов и людей заняли газ и нефть; юные дегенераты из "Наших" болботали, что "НАТО хочет украсть наши ресурсы". Зато пренебрежение к производственным отношениям осталось прежнее. Другое дело, что изменилась его причина: при поздних Советах наивные лоялисты были уверены, что государство не допустит чего-то неприличного в этой области, а в нулевых тема посягательства на Священную Частную Собственность (список Священных Частных Собственников прилагается) была фу. "Нечего, падла, народ баламутить".

Однако вернёмся к условно "либеральному" течению. Можно считать его победу условной, можно считать её безусловной, но после этой победы возникла классическая ситуация - "жопа есть, а слова нет". Жопа с заводами, газетами и пароходами, отказывающимися плодоносить, воплотилась стремительно, а слов, в которых можно было расписать ситуацию, просто не было. Точнее, были, но вот с их трансляцией на либеральное сообщество - и по вертикали, и по горизонтали - оказалось никак. Не было нужного образования, не было нужного культурпродукта, вымывающего правильные извилины в мозгу. Про железо и людей, на нём работающих, либерал либо ничего не знал, либо нёс жуткую околесицу с людоедскими обертонами; если же либерал оказывался человеком разумным и наблюдательным (в те времена такое ещё случалось), то он не мог поделиться самостоятельно развитыми концепциями с себе подобными. Слов не было.

И вот здесь "Цивилизация" с её ублюдочным пониманием "ресурсов" оказалась востребована в процессе окучивания. Все играли, все знают. На этом квадратике есть чёрное пятнышко - это нефть. Туда надо послать рабочего и подождать два хода. Потом надо ввести в государстве демократию, и у тебя будет много монеток и молоточков, можно строить космический корабль. "А давайте построим из ентой фанеры ероплан и улетим отсюда к едрене-фене", как учит нас старый анекдот.

Понятно, что игромеханика здесь пренебрегала "социальным трением", то бишь расходом физической и нервной энергии на деятельность, не относящуюся к заданной игроком цели. КПД "рабочих" предполагался равным 100%, а их групповое поведение - полностью муравьиным. Посланы, куда сказано, сделали, что велено. При том, что в реальной жизни "ресурс" - это не только некоторая вещь, но и в гораздо большей степени порядок её использования. Установление и поддержание нужного порядка входят в стоимость ресурса, более того, составляют основную часть этой стоимости. Невыкопанный уголь - это не ресурс. Завод со станками, на которых некому работать - это не ресурс.

К сожалению, немногие обратили внимание на сии прискорбные обстоятельства. Порождённые компьютерной игрой представления стали чем-то вроде матрицы, шаблона, на основе которого в общедоступном "либеральном дискурсе" был закрыт вопрос о "ресурсах". Поскребите "либерала", найдёте... Этакая яркая заплата на рубище, дабы срамом не отсвечивать. Упомянутые представления на низшем уровне, особенно в сетевых лекциях и интервью на тему "как активному индивидууму открыть свой бизнес", по-прежнему здравствуют и вполне ещё способны удивить свежего человека своими непосредственностью и задором.

Однако это присказка - натыкать вешек, обозначить область. Перехожу к предвосхищению.

Начнём с того, что те проигравшие "советские лоялисты" - сейчас они в большинстве своём и не советские уже, и не лоялисты - свою собственную дыру в дискурсе насчёт "отношений" так и не залатали. В те же 90-е оппозиция буйствующим рыночникам пребывала в жалком состоянии именно потому, что не могла предложить иную модель "отношений", при том, что от "ресурсов" она была отрезана чётко и надёжно. Пробавлялись советской ностальгией. Сейчас "что-то делается" в рамках националистического, коммунистического и социалистического дискурсов, зачастую щедро приправленных технократией ВТУЗовского разлива, однако это именно "что-то делается": вполне цивилизованно, как у больших белых людей, нарабатывается гумус, на котором когда-нибудь потом прорастут цветы практически применимых идей - возможно, судьбоносных. Паки и паки медленно, со всем полагающимся трением - маниловщина, троллизм, маргинальность этцетера этцетера. Мне ли не знать.

Так вот, единственным культурпродуктом, способным породить представления, которые ускорили бы распространение этих новых моделей отношений в общественном сознании (а равно опошлили бы их), на данный момент - и на всё обозримое будущее - являются MMORPG. Они достаточно распространены - и можно прогнозировать их дальнейшее распространение; они отъедают у человека больше времени, чем пресловутая "Цивилизация", провоцируют более глубокую вовлечённость, чем она; их игромеханика сложнее, т. е. претендует на большую степень сходства с "реальной жизнью"; они не используют отрицательные стимулы - проигрыш в MMORPG не воспринимается иначе как задержка в получении контента, в крайнем случае, как оценка текущих умений игрока, в то время, как проигрыш в "Цивилизацию" воспринимается как оценка общих способностей игрока; мощность множества доступных стратегий в MMORPG многажды превосходит таковую у множества стратегий "Цивилизации" и иных логистических TBS - превосходит просто в силу наличия других игроков вне парадигмы "в конце должен остаться только один".

Как выразились бы птенцы гнезда переслегина - MMORPG в настоящее время выступают лучшим из доступных распаковщиков смыслов в задаче проектирования отношений. Как ни странно, экономических в том числе. Вот вы смеётесь, а в том же WoW действует модель ограниченного потребления без кредитов и очередей, не вызывающая у вовлечённых в неё пассивности или недовольства. Простите, но это вопрос времени - когда на неё обратят внимание в видах переноса в "реальную жизнь" или обеспечения преимущества в кухонных спорах. Каковые споры смешны лишь до поры. При этом, повторяю, очень трудно предсказать, будут ли при переносе учтены отличия самой распрекрасной игромеханики от реального мира. С "Цивилизацией", во всяком случае, этого не случилось.

Вот такое вышло предвосхищение чужих ошибок. И, чтоб на этом не останавливаться, надо бы указанные ошибки приватизировать. Пожалуй, если будет время, займусь поиском отличий холодильника от унитаза... простите, игромеханики от "реальной жизни". Пока вторую не попробовали лепить с первой. Надо выделить привлекательные черты, показать технически непреодолимые различия и - главное - понять, где отличие тождественно привлекательности, а где нет, где нечто действительно можно позаимствовать.

Стоит подумать, имхо.

Всё, предвосхитил. Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 13 — добавить )
isolder
29 июл, 2009 16:27 (UTC)
Спасибо! Интересно и я даже понял, о чем Вы написали.
Жду продолжения.
malchish_org
29 июл, 2009 17:00 (UTC)
Интересная тема...
Прекрасная игра, до сих пор иногда включаю. И в плане модели она великолепна, хотя и сильно упрощает действительность. Но без упрощения игры не будет. Будет уже наука. То, что её смыслы пытаются использовать либералы у власти - гипотеза. Вряд ли имеющая отношение к реальности. Они просто так же упрощают жизнь. Это не профессионалы. А где они вообще есть-то, профессионалы? Если нет реальной экономической науки? Экономика, если она есть как наука, является секретной. Это стратегические знания, которые просто нельзя давать геополитическому противнику. Даётся только ДЕЗИНФОРМАЦИЯ. Хотя бы в виде "игровых" смыслов.
(Анонимно)
29 июл, 2009 22:03 (UTC)
Вы очень интересно пишете, но недооцениваете возможности Цивы (вероятно, оттого, что не играли против сильных противников):
http://strategem.narod.ru/front7.htm (и др.)
helix_a
29 июл, 2009 22:07 (UTC)
Ну да, все правильно - но вот интересная деталь: во всех без исключения нынешних компьютерных играх основным занятием масс является не производство и наука - а мордобитие и треп.

С некоторыми оговорками можно упомянуть Second Life и Entropia Universe - но их "массовость" говорит сама за себя.

Вывод? Социальников и творцов - меньше 10%. Остальные - солдаты и бюрократы. Это с ними строить новые отношения? Оно име надо?

Хотя сама идея хороша. Сделать игрушку, где предметом корректировки были бы сами социальные взаимоотношения - паттерны поведения. Хотя бы браузерного масштаба.

WBR - Andrew
17ur
30 июл, 2009 06:17 (UTC)
Я бы сделал несколько иной вывод - о практически действующей сегрегации. Добровольной и с песнями. Которая, кстати, является обязательным условием для создания тех самых новых отношений - всякие новые отношения изначально всегда строятся в довольно замкнутых группах агнцев/козлищ, и только потом распространяются среди остальных.
helix_a
30 июл, 2009 09:22 (UTC)
В том-то и дело, что сегрегация - вторична.

Я как-то в Еве (лучший на нынешний момент симулятор "свободного общества" - не потому, что сам хорош, а потому, что остальные - вообще ни на что не годны) разговорился с одним из технарей. Сам я тоже предпочитаю не убийство мобов и себе подобных - а строительство, шитье, разведку, сбор материалов...

Так вот он сказал: "я имею отношение к разработке подобных игр - и по данным, полученных игроделами - соотношение публики, приходящей в ММО именно таково: основная масса - убить ближнего и заиметь красные штаны, чуть меньшая масса - просто пообщаться, и далеко внизу те - кому интересно что-то производить и исследовать. Посему и механизм игр их не поощряет, а скорее - наоборот. Один из примеров - как упрощали раз за разом крафт в Еверквесте - сведя его к тупому мышекликанию, и как убили Старварс-Галактику, ориентировав ее на казуалов.

В общем, мир в играх конечно строят игроделы - но они идут за желаниями массы. Видимо - гнобить умников - это то самое желание и есть.

WBR - Andrew
ali_vrn
30 июл, 2009 05:21 (UTC)
Люблю CivIII. Иногда играю. И вроде неплохо. ))

Более 5 лет играю в "Смутные времена" - как раз таки MMORPG. Да, акценты всё ещё на "мордобитии" - кто больше экспы нарубил, тот и круче. С одной сторны. А с другой - неплохо прописанная экономика, те самые "ресурсы", без которых ты не сможешь "рубить экспу". И чем выше уровень экспоруба, тем сильнее он зависит от экономики. И если, к примеру, в игре откажутся "работать", то есть "крафтить", к примеру, алхимики, то без элексиров половина хайлев-персонажей просто не оденется в шмот. А если ювелиры и кузнецы - то этого шмота просто не будет.

Фишка в том, что даже договориться, к примеру, о разумной цене на предметы между "профи"-крафтерами не удастся в игре никогда. Поскольку шкурно-копеечны интерес у всех есть и свой. Да, иногда, в редких случаях, когда спрос велик, есть возможность поднимать на что-то цену и держать её. День. Два. Максимум три. Всё, дальше - рынок, баланс спроса, предложения и цены. Некоторые готовы и ниже себестоимости продать, лишь бы хоть как-то окупился опыт на крафтера.

То же самое и с первичными добытчиками ресурсов. Есть продажно-скупочные цены, спрос, падение и взлёты цен и спроса. И многие игроки вполне понимают, куда, на какие ресурсы выгоднее именно сейчас отправить персонажа. И обеспечить, возможно, ему "прикрытие" от кровавого нападения, выключающего добычу или крафтинг на 5 часов. И как, соблюдая законы ценообразования, сэкономить и заработать.

Примерно с год назад, когда игра устаканилась, накидал себе экономико-математическую модельку. На коленке, что называется. Очень, очень соответствует, знаете ли. Но. Но. Но. В игре бюрократический и надзорный аппарат имеет лишь право карать за нарушения правил и абсолютно отключён от распределительно-ограничивающих функций. Увы, пока сия мечта недостижима в этой самизнаетекакой стране....
17ur
30 июл, 2009 06:14 (UTC)
По последнему абзацу, несколько забегая вперёд. Та же игромеханика уже предусмотрела выход на "уровень ниже" и "уровень выше". Уровень ниже - свойства самого шмота, свойства потребляемой вещи... Например, уже сейчас не выглядит технически невозможной реализация концепции Soulbound. Уровень выше - глобальные цели, прописанные в сеттинге, которые тоже оказывают влияние на быт. На обоих уровнях уже можно искать идеи, как дать по ограничивающим ручонкам аппарата.
ali_vrn
30 июл, 2009 18:30 (UTC)
Прошу прощения, непонятен термин "Soulbound". Английским не владел особо никогда. (
Свойство потребляемой вещи - это свойства вещи. Доставка её до потребителя, процесс передачи потребителю контролируем и ущемляем.

По ручонкам можно давать только одним способом - урезанием функций влияния.
Правда, есть другой способ, "восточный" - украл - -рука. Написал плохой закон - -голова...
17ur
31 июл, 2009 06:53 (UTC)
Soulbound - игровая концепция в WoW. Некая вещь, которую нельзя передать другому игроку, только уничтожить или сдать старьёвщику: как правило, высоковзыскуемый, престижный или редкий предмет. Две градации - binds on picking up и binds on use, т. е. первая "прилипает" при попадании в багаж, вторая - при первом надевании/использовании. Думаю, вдумчивое применение RFID вполне способно в какой-то степени это воплотить уже сейчас: вопрос в том, надо ли, и где именно...
ali_vrn
31 июл, 2009 18:51 (UTC)
Вопрос - что в реале неотчуждаемого нет. Даже жизнь отчуждаема. И - права на то или иное только в конституции...
eednew
10 авг, 2009 11:38 (UTC)
Оружие вскорости почти все таким будет. Через биометрию. А многое другое будет той или иной степени одноразовости (с заданным сроком службы). Соответственно, покупать такую вещь с рук будет опасно.
hymnazix
30 июл, 2009 12:46 (UTC)
ИМХО, тут есть некоторая путаница. Либеральное-советское и базисное-надстроечное - это независимые пары характеристик.
Вот есть такой проф. Лопатников. Натуральный "красный" Солженицын - тоже сидит в США и тоже учит нас, как обустроить Россию. Считает, что перво-наперво надо повесить Горбачева и еще каких-то неизвестных мне теток, а потом все устроится само собой. У него логика своеобразная - мол, если власть окажется настолько мудрой, что тут же повесит Горбачева, то все остальное она просто левой задней осилит :).
Наверняка есть и "базисные" либералы.
( Всего-то 13 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger