Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Music:

И вновь на полях и манжетах.

Нижеследующая заметка суммирует некоторые мои ранешние размышлизмы на очень общие и очень тривиальные темы. Присутствующая в изложении злобственность обусловлена вынужденным приматом телевидения над Интернетом в последнюю неделю.

Способность я понимаю как отношение управления, где управляющий - сознание ("то, что говорит"), а управляемый - бессознательное ("то, что чувствует"). Сюда относятся и способность типа "врождённый талант", музыку сочинить, и способность грохнуть старуху-процентщицу в режиме "право имею". Близкое, но неточное понимание: "приказать себе".

Потребность - это тоже отношение управления, но обратное. Здесь "то, что чувствует" управляет "тем, что говорит". Опять-таки, близко, но неточно - "слушать себя".

Счастье я понимаю, как соответствие этих отношений применительно к взаимодействию человека с внешним миром - предметами, людьми этцетера. Соответствие понимается не обязательно как скрупулёзно измеренное и взвешенное равенство между способностями и потребностями, но просто как некоторая "рабочая точка". Ранее я несколько проще говорил, что Счастье - это Своё Место и Своя Доля. Своё Место, в общем-то и есть то, чего ты способен достичь, а Своя Доля - то, что тебе потребно.

Далее очень важный тезис. То Счастье, о котором речь шла выше - это состояние. А то Счастье, которое человек чувствует - эндорфинчики там выделяются, лыба во всю харю - это и есть переживание. Счастье-С и Счастье-П.

Счастье-С порождает Счастье-П, б/п. Однако Счастье-П может быть спровоцировано и прямой психической модификацией, как биологического, так и социального происхождения. То есть человек для того, чтобы Счастье-П пережить, может и напиться, и проникнуться тем, что "жить стало лучше, жить стало веселее, кредитные ставки снижены".

И если человечка продержать в Счастье-П достаточно долго, он отождествит текущее состояние со Счастьем-С. Нашёл рабочую точку, мол, так и надо. Более того, так и должно быть.

То бишь, берём какого-нибудь заместителя мэра мелкого ярыжку, возводим его в княжеское достоинство, ставим на стол икру заморскую баклажанную, водим вокруг них - стола, ярыжки и икры - хороводы; через некоторое время ярыжка начинает думать... нет, не то, что его возвели заслуженно, это-то естественно... а то, что только из ярыжек наилучшие князья и получаются.

Далее. Позволю себе утверждать, что все человеческие действия направлены к Счастью-С: к установлению соответствия между личными способностями и личными же потребностями применительно к картине мира, отражённой в человеческом сознании.

Из такого понимания следует любопытный вывод по оппозиции "правда-кривда" - не путать с оппозицией "истина-ложь".

Каждое результативное действие будет иметь своим результатом, кроме изменения реального мира, ещё и внутреннее движение к упомянутой "рабочей точке" или от неё.

Отсюда и "правду", и "кривду" можно понимать как информацию, вынуждающую к действию - а следовательно, как средство распространения счастья или несчастья. Отличие между ними в том, что "правда" вынуждает к действию, результатом которого является приближение действующего к Счастью-С, а "кривда" вынуждает к действию на удаление от оного. Информация, надо отметить, проходит через фильтр, образованный пониманием человеком своих способностей, потребностей и их соответствия - в первом, весьма неуклюжем приближении фильтр образуют ответы на вопросы "кто ты", "чего ты хочешь" и "как именно ты именно этого хочешь добиться".

Следовательно, ярыжка из вышеприведённого примера имеет свою "правду" и свою "кривду", к которым относится вполне искренне: "вот такая вот правда, за неё надо бороться, её надо утверждать, а вот это - кривда, её надо всячески гнобить, курощать и подбрасывать врагам". Ярыжка, оказавшийся в княжеском достоинстве, окружённый людьми зависимыми и услужливыми... ну вы поняли, он эту правду и кривду транслирует на подданных, утверждая их властью, авторитетом и баклажанной икрой с княжеского воротника.

Я это к тому, что пора бы завязывать с мемами "власть врёт" a.k.a. "утверждения чиновника противоречат его собственным впечатлениям" и "власть хочет плохого" в смысле "чиновник намерен действовать так, чтобы положение в подконтрольной ему сфере ухудшилось по его же собственным критериям". Фигушки, камрады. У них есть своя правда и своя кривда. И они правдой против кривды борются за своё счастье.

Ну, про власть я написал потому, что это а) ожидаемо и б) заметно. Однако тот же самый подход применим вообще к любым человеческим отношениям.

Люди делятся не на тех, кто делает истинные или ложные утверждения, а на тех, кто говорит Вам (лично или в числе окружающих) правду или кривду - в их собственном понимании. Люди делятся не на тех, кто хочет хорошего или плохого вообще, а на тех, чьё стремление к их собственной версии счастья помогает или препятствует Вашему стремлению к Вашей собственной версии его же.

Да, это выглядит до невозможности банально. Однако экономия мышления на этих утверждениях, пренебрежение основанным на них подходом, бытие в мире, где есть "хорошие" и "плохие" люди, где "правдивость" как положительная черта характера ассоциируется всего лишь со способностью констатировать факты - прямая дорога в ад; и не в какой-нибудь загробный, а в то самое ефремовское инферно. Или, если кому не по нраву эти древности, то к пелевинским Мюнхгаузенам, висящим в пустоте и сжимающим чужие яйца, потому что иначе они, Мюнхгаузены со взаимно ущемлёнными яйцами, быть вообще не могут.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: общества, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments