Сейчас я вам расскажу, почему я не удивлён, и почему мне это безразлично.
Нет, можно начать про "трансграничное сопротивление" и всё такое умное. Но я буду попроще. В одном из своих прежних текстов, "В защиту Империи от Ымперии" я определял Империю как воплощение некоторого универсального принципа в гетерогенной, то бишь разнородной среде.
Так вот, родные мои. В пост-советской ымперии этот принцип - коррупция. Собственно, все эти "независимые государства" оставались и остаются частями ымперии постольку, поскольку их администрации коррумпированы. Политическая независимость, суверенитет и флаги с барабанами здесь - даже не второй вопрос.
Теперь не самое очевидное. Что такое "коррупция"? Понятно, что сама по себе "коррупция" - это такое красивое слово; вроде как "киллер" вместо "варнака". Само же явление, которое она обозначает, всегда и везде сводится к продаже чиновником, управленцем, всенародно избранным падишахом части своих полномочий.
Надо понимать, что "продажа" включает в себя и обмен части своих полномочий на часть чужих полномочий, то есть так называемый "административный рынок" коррумпирует чиновничество наряду с рынком обычным. Другое дело, что при недостаточной избирательности в плановой экономике "административный рынок" может быть скорее подспорьем, чем препятствием в решении задач, на неё возложенных. Однако личный состав, повторяю, при таком решении задач всё равно разлагается и потом смотрит на сторону.
Здесь, кстати, можно указать на отличие "хозяйственника" от "менеджера" как типов чиновников в современной РФ. "Хозяйственник" обеспечивает себе выгоду с помощью предварительных операций на "административном рынке", а уже потом переводит её в деньги; "менеджер" сразу оплачивается кэшем.
Далее возмутительный тезис. Всеобъемлющая продажа полномочий как средство эволюции советской империи в нечто такое, где людям жить было бы лучше, не вызывает у меня неприятия. Вполне можно было бы сделать. Неприятие вызывает ограничение рынка сбыта этих полномочий - приватизация для своих и прочее.
Дело в том, что распродажа советского наследия после 91-го года по-любому была вопросом решённым. Однако советское наследие не сводилось к железу, бетону, научным школам… Главным советским наследием было население, которое предыдущие эпохи воспитали. Не в смысле "сделали лучше" (нафиг советско-антисоветский срач), а в смысле "научили некоторому образу жизни".
И оказалось, что советские железо и бетон можно продать единожды, а дальше уже начинается не продажа, а нудный, но опасный "передел собственности", за который ругаются в валинорском обкоме, постреливают здесь… а вот свои полномочия, свою власть над воспитанным населением, удержание его в рамках "некоторого образа жизни" можно продавать не вечно, но гораздо дольше, чем материю; и не разово, а постоянно.
Более того, эти полномочия, в отличие от заводов-газет-пароходов, Администрация может производить самостоятельно.
Так что право чиновника на производство своих полномочий и торговлю ими - и есть имперский принцип пост-советской ымперии. В этом смысле отличие, скажем, Украины от Туркмении заметно весьма мало. Что до "революций", что после. Я уж умолчу про "лидирующую роль РФ на пост-советском пространстве", ибо бесспорно.
Рискну утверждать, что производство и торговля полномочиями - и есть занятие для решающего большинства официальных лиц на территории прежнего Советского Союза; более того, оные лица полагают это занятие тождественным своим должностным обязанностям; то есть на работу ходят именно за этим.
Отсюда споры о том, "что же будет с Родиной и с нами", можно рассмотреть с достаточно свежей точки зрения.
Предположим, что никаких великих потрясений и прочей стрельбы - не будет. Стабильность, развитие, арам-цам-цам.
Отсюда мы имеем два взаимодополняющих, извините за выражение, тренда. Первый - обеспечение беспрепятственного производства полномочий Администрацией. Второй - обеспечение беспрепятственных покупки и использования оных теми, кто может заплатить.
Обеспечение беспрепятственного производства полномочий известно нам как "поднятие России с колен", возрождение, вертикаль власти, усиление борьбы, стабильность… смысловой ряд продолжайте сами.
Нужно это всё только для того, чтобы кувшинное рыло, допустим, в обладминистрации написало декретик, сбегало в местный единоросник, замаскированный под думу, пропечатало бумажку, после чего уселось в ожидании клиентов. Лицензии, продажа чего-то свеженького, незахватанного, контроль за исполнением, производство соподчинённых инструкций…
Этот драйв - он, кстати, паки и паки всеобъемлющ, не являясь привилегией начальства сколько-нибудь крупного. Под "лицензией" ведь можно понимать и диплом институтский, и права водительские.
Соответствующий культурный гештальт или, точнее, реклама производителя вам прекрасно известна.
Сами знаете, что косметику покупают и продают "серые мышки", честно пытаясь обрести статус "я бы вдул", а рекламируют - красивые девки в звании "и трахает же кто-то".
По аналогии, властные полномочия как товар рекламируют Настоящие Мужчины - всяческие комбатобатяни и разбитофонарные менты (на полях: бой-бабы тож). Поэтому и только за этим они в нашем культур-мультур и присутствуют.
Задачи этой рекламы объясняют и работу с советским наследием - написание сиквелов и приквелов, всяческая окопная правда с запахом пота и хоругвеносными танками, "за нами Путин и Сталинград". Другим важным направлением останется поиск настоящих мужчинства и женщинства в добезцарские времена - блокбастеры "Всёпросралъ" с щёлканьем каблуками и имением чести. Будет вам всё то же и даже больше. И всякий новый продукт "сысегодня... ны Пыпервом кыканале… смытри, Рыссия... ых, ых".
Именно этот тренд - производство полномочий -демократически настроенные личности и называют "сползанием к авторитаризму"; потом они жалуются на него в Спортлото и всячески доставляют.
Однако есть и другой тренд - а именно беспрепятственные покупка и, главное, использование властных полномочий. Он у нас и называется "либеральными тенденциями".
Конечно, множество покупателей ограничено и "простой гражданин" в него не входит - у него, как правило, нет денег на минимальный предлагаемый объём полномочий. Зато граждане непростые, а равно всевозможные сообщества, местные и зарубежные, обладают вполне достаточной покупательной способностью, которую и используют.
Всяческий трёп вокруг "прав и свобод", как правило, сводится к защите права на применение купленных полномочий (пользование украденной с их помощью собственностью - частный случай).
С самобытным культурным обеспечением здесь сложнее хотя бы потому, что хватает чужого, общечеловеческого. Защищать свободы и права хомо сапиенсы умеют; не смотреть на происхождение этих прав и свобод - тоже. Например, "защита прав малых народов" и прочая "толерантность" прекрасно работают на сообщества бандитов и наркоторговцев, организованные по национальному признаку - так зачем изобретать что-то новое?
Возвращаясь к сделке с Китаем. Администрация продала часть своих полномочий применительно к территории - так они же там ничем другим и не занимаются.
Если государство не может управлять заводом - завод надо продать. Если государство не может использовать территорию - её тоже надо продать. Если люди вон там копошатся какие-то бесполезные - тоже продать. Домовладельцам, авторитетным предпринимателям, производителям палёной водки, западным усыновителям или просто на органы. Что странного? Как это нет такого права у чиновников? Есть, и никакая несогласная сволочь, купленная ЦРУ, не помешает величавой поступи России в светлое будущее.
А у каждого, кто может заплатить, есть святое - священное! - право собственности использовать купленное по своему усмотрению, которое может отрицать только сволочь коммуно-фашистская, которую мы тоже не любим.
Рутина.
Из интересного тут можно указать только на кризисы насыщения по обоим трендам.
Напоминаю, что они, тренды, существуют и развиваются взаимодополняюще, а всякая борьба "авторитаризм-либерализм" в РФ с этой точки зрения есть борьба нанайских мальчиков.
Кризис перепроизводства полномочий приведёт к тому, что непроданные полномочия начальству придётся использовать самостоятельно, и, в сумме с деградацией культуры управления, это приведёт к прямому, непосредственному обложению податями населения в пользу начальства разных уровней. Без суеты и дебатов принимаем закон: каждый даёт губернатору тысячу рублей по вторникам на возрождение великой России. Главе района: пятихатку по четвергам, а также во дни именин, на Антона и Онуфрия. Новые, экзотические налоги, лицензия на чихание в общественных местах - ну вы поняли, что я издеваюсь и утрирую, однако простроить схемы наполнения внебюджетных фондов из наших карманов - это и сейчас пара пустяков…
Кризис беспрепятственного использования полномочий приведёт к тому, что на руках некоторого покупателя оказываются полномочия, количественно и структурно достаточные для производства полномочий же. Это можно описать как "утерю суверенитета" над некоторой территорией; продажу уже не полномочий, а должностей с отказом вышестоящих инстанций от присмотра и вмешательства - всё это, возможно, под соусом "экспериментов", "развития" и "либерализации". Феодальная раздробленность, шаймиевщина-кадыровщина.
Любопытно, однако, то, что в определённом смысле эти кризисы компенсируют друг друга - и, если Администрация озаботится тем, чтобы они происходили более или менее одновременно, то система управления, им подверженная, может пыхтеть ещё долго.
Местные бабаи, становясь всё самостоятельней, будут брать с населения по-божески, дабы вой населения не привлекал внимания свыше, а введение крепостного права в безбабайных регионах будет притормаживаться оглядкой на тех же бабаев, которые берут по-божески.
Впрочем, это долгое пыхтение всё равно кончится приходом гарантированного пушного зверя. Просто потому, что советское население окончится, - вымрет или перевоспитается - а человеческий материал, приходящий (вариант: приезжающий) ему на смену, никто не воспитывает, ибо затратно; в итоге "полномочия" в прежнем понимании перестают быть товаром.
Но это уже совсем другая история. Наверное, даже не про Китай.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.