Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

О местном фэнтези. Полумысль.

Смотрел тут Питера нашего Джексона с его LotR'ом. Поймал себя - скорее вспомнил, да - на том, что больше всего меня цепляет отнюдь не гримасничанье Фродо и иных персонажей. Цепляет, причём именно до уровня "ну ети т-твою мать, что ж это такое" то, как феерически силы добра проё...вают свой белый город. Я про это в ЖЖ давным-давно уже ругался: и мангонелы не пристреляны, и снарядов к ним нет, и в конном строю на лучников в развалинах... однако теперь я взял на себя смелость обдумать собственное возмущение. И вот какие выводы получаются.

Тривиальный и многажды предлагаемый "наш ответ Чемберлену" в сфере фэнтези звучит как "давайте играть за орков". Мол, если "они там" орков боятся, то напялим их личину, поедим эльфийского мясца и всё такое, насоздаём культур-продуктов, славящих всяческих чёрных и иных властелинов... не менее тривиально возражение, что издержки имиджа, на который сотни небесталанных авторов срут десятки лет, купно с потенциальным барьером по раскрутке оного культур-продукта приведут к тем же результатам, что и плевание в потолок. Гравитацию никто не отменял. А личина и прирасти может.

При чём здесь моё возмущение уровнем оперативного искусства сил добра? А при том, что, пораскинув скудным своим умишком, я сообразил, что западному человеку вот этот момент - штурм города - неинтересно понимать. Смотреть - да, интересно. Конники, слоники, тыщь-дыдыщь, уря-а-а. Затем я вспомнил, что, если уж клятая буржуазная фабрика грёз хочет что-то изобразить достоверно, то она это изображает. А если она не хочет что-то изображать достоверно, то не изображает. "Авторскому коллективу известно, что взрывы в космосе не слышны", и это намеренный отказ. Другому авторскому коллективу на десять минут работы найти нормальный фасон военной формы страшных Soviets, но на экране мы видим нечто жуткое, в пилотке на ушах с подбородочным ремнём. И есть мнение, что на эту жуть затрачено несколько более десяти минут.

Иными словами, если дивный белый город в фильме проё...н по-тупому, то западному человеку реально пофиг, что силы добра в фильме по LotR прое...ли город. У них в сюжете иные приоритеты, а город - так, спецэффектов навтыкать. А мне не пофиг, я возмущаюсь.

Продолжил думать, перебирая произведения западных мэтров, - не самых-самых, у тех-то как раз многие фишки не догма, а руководство к действию, а таких, второго ряда - и сделал вывод, что вообще-то огромная часть сюжетов мэйнстримной фэнтези немыслима без бэкграунда, который можно свести к противостоянию системы городов (вариант: небольших государств типа "столица+неважные деревни") и одного или нескольких баронов (драконов, магов, богов, чёрных властелинов и прочей братии).

"Система" в данном случае не обязательно "союз" или "альянс" - это именно система, включающая самые разные отношения, в том числе и антагонизм. Зато бароны всегда бароны - в труднодоступной местности со своими сервами сидят и строят козни, а потом собирают армию и приходят установить свою власть.

Понятно, что это калька с европейской истории известного времени, когда полисы там прежде всего были местом, где простой человек мог со стены показать голую жопу отморозкам местных паханов в рыцарском звании. Или, выражаясь умно, города были в первую очередь точками административного сопротивления. Местами, куда железному кулаку синьора хода не было. Сигнал не проходил.

Однако у нас в то же время дела обстояли несколько иначе. На Руси и в Московском царстве города в первую и главную очередь были административными центрами - там власть со своим железным кулаком и сидела, оттуда отморозки в рассуждении налогообложения и выползали. Или, в том же понятии, город на Руси был генератором административных сигналов, а не их демпфером.

Отмечу, что а) различие главного приоритета градоустроения не означает каких-то фатальных различий в самом градоустроении... и там, и там торговля, ремёсла, развлечения - город, он и есть город; и б) я полагаю эту разницу приоритетов обусловленной вполне материальными причинами. "Ресурсы", климат и география.

Однако из разницы приоритетов следует разница отношений к потере города, к его захвату неприятелем. Для европейца это ни в коем случае не приход северного пушистого зверька. Это просто некое имущество перешло из рук в руки. Можно уехать в другой город (система городов, ага), можно надеяться на то, что в итоге противостояние всё-таки будет выиграно "своими" на ином участке фронта, который окажется ключевым: скажем, вон то карликовое чудо природы доберётся и бросит кольцо в жерло вулкана.

У нас... не слишком крупный по европейским меркам гевалт в Москве (я про выходки Шуйского говорю) раскрутил Смутное время; двумя столетиями позже сколько народу в Бородинской битве положили, чтобы Москву без боя не сдать. А те же французы... айн, цвай, и Париж - открытый город в 1940-м. После чего свободный народ стал ждать де Голля, заливая горе красненьким.

То есть в России сдача города, сдача административного центра, в отличие от Европы - действительно больно. Так нас научили, причём на практике.

Мне сугубо фиолетово, какое отношение лучше, и где люди добрее и свободолюбивее. Я просто отмечаю, что бэкграунд для локального фэнтези кроится по иным распоняткам, которые могли бы стать отличительным признаком посильнее орочьей хари под лейблом "хорошие".

Скажем, узловой точкой сюжета становится не артефакт, а локация - и мир должен быть таким, чтобы в нём были не "единственные кольца", а "единственные места", стремление к которым или от которых и составляют мотивацию персонажей. Равно и "партия приключенцев", шарящаяся за артефактом, уступает место пучку сюжетных линий для персонажей, находящихся в тех или иных отношениях с локацией... а это уже не поход РДГ за линию фронта, а скорее детектив или шпионский роман.

Хватит пока, ибо скороспело. Буду думать дальше.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, теория, фэнтези
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →