Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Нам пишут.

Пришло письмо. Я его закомментировал и вместе с комментами выставляю здесь - не целиком, ясен крендель. Если автор письма сочтёт, что выставленное излишне, я убью пост. Тема - о русских.

Знаете, что мне подумалось. Часто русских упрекают в том, что дескать они ленивые и закон для них ничто. Мне думается, что дело в том, что для русского человека важно знать, что то, что он делает, служит добру и справедливости. Иначе он попросту не будет работать. Это немцу можно сказать: "Корячься за конвейером 14 часов потому, что это Орднунг и ты будешь иметь кучу денег". Русский откажется работать в таком случае или будет работать с прохладцей и за это в него будут тыкать пальцем: "Ты - ленивая скотина!".

Имхо, дело здесь вот в чём. Тот путь, который избрала наша цивилизация, в общем-то альтернативен. В её развитии были такие точки, когда один человек действительно мог бы изменить мир до неузнаваемости. Но из понятия об альтернативности нашей цивилизации следует достаточно простой вывод, что смысл жизни человека - не обязательно в том, чтобы стоять у конвейера или сидеть за монитором; что тракторы и реакторы, процессоры и прогрессоры вполне могли бы не проявиться, и никто бы о них тогда не пожалел. Что это вообще не та мерка, которой можно мерить людей или целые народы. Умом этот вывод понять легко, а вот *представить* себе...

Однако, как заметил Константин Крылов (krylov), товарищ с мечом из традиционного общества, будь он сколь угодно нам симпатичен, мало что может сделать против боевого вертолета общества современного. А у общества современного есть желание приучить помянутого товарища с мечом менять золото на чизбургеры. По правде говоря, ничего, кроме этого желания, у него нет.

Так что даже те народы, которым никуда не въелись ни тракторы, ни процессоры, вынуждены были что-то такое на этом пути предпринимать. Ну, со всякой мелочью более или менее понятно и стандартно - вертись, чтобы не пришибли большие дяди. А вот сами большие дяди из высшей лиги с неким экзистенциальным ужасом начинают понимать, что их прежние игры переходят на новый уровень, и что шумная толпа с бердышами или алебардами - это одно, а самый обычный стрелок, который делает аж полтора выстрела в минуту из замкового мушкета - нечто качественно новое, и "это ещё не всё", как говорят в рекламе...

Прежние шрамы, долги и идеи никуда не рассасываются, и шоу таки маст го он. Оно и го он. В отличие от спорта, здесь нет равных начальных условий, здесь "выдали пистолет народ - и вертись как хочешь". И никого не чешет, что у тебя территория холодная и здоровенная, что денег еле-еле хватает отбиться от патологически дружелюбных соседей. Североамериканских индейцев про их житье-бытье особо не расспрашивали.

Можно русского приучить любить орднунг? Не вопрос. Можно его приучить к чисто экономическим стимулам? Как два пальца. В принципе. И то, и другое в какой-то мере сумели сделать коммунисты, прежде чем растратили все ресурсы. Потому как такое приучение стОит очень дорого. А денег, как обычно, нету. Все ушли на фронт. А если они ушли не на фронт, а на покупку "Челси", то дружелюбные соседи по планете рано или поздно влезут в наш калашный ряд со своими человеческими лицами и сорвут весь процесс подгонки русских к реалиям индустриального общества.

Очевидный паллиатив: не проплачивать русским положительные стимулы, зато налегать на отрицательные. Тут, правда, надо думать головой, чтобы выдать действительно умную критику, которая заставила бы русских соответствовать. Но увы. "...только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!" Только начни по-умному критиковать русских, имея в уме пользу для них (именно для них, а не для критикующего), так тут же нанесут чёрт их знает откудова. Ради старых обидок и сиюминутной выгоды. А потом ещё и всякую умную критику препарируют, разложат по базису, да и добавят в кислоту, русских поливать. Для забористости.

Зато когда русский понимает ЗАЧЕМ, то его производительность в разы большая, чем у немцев или японцев, т.к. если уж что делает, то делает с душой.

А она вообще нужна, производительность-то? Разве что танки или ракеты делать. Потому, что без них жить можно, а вот выжить нельзя.

"И ещё важно. Русский человек чувствует себя органической частью мира. Недавно показывали интересный эпизод. Австралийский абориген, седой старик, плакал перед телекамерой: "Они сказали мы должны встать за конвейер. Зачем? Мать-природа всегда позаботилась о нас и дала нам всё. Зачем они уничтожают нас?".

Так же и русские. Глобализация в России пробуксовывает, т.к. русский человек не понимает зачем всё это? К чему? Где в этом добро, справедливость, святость?"


Говоря цинично, все эти "ощущение органичности", "добро", "справедливость" и "святость" в помянутом аспекте называются "анимизм" - тенденция приписывать функции одушевлённого неодушевлённому. На Западе наоборот, там легче человека представить в виде робота. Анимизм полезен - особенно на войне; даром, что ли наши лётчики "спасали машину". Если воспринимать боевую машину как нечто живое, как друга-союзника, то и воевать легче, и эффективность повыше.

Другое дело, что когда *видимо полезной*, но *очевидной неодушевлённости* вокруг *слишком много*, мозги просто начинает клинить... "Это хорошо, это приятно, это полезно, но оно мёртвое! Но приятно. Но мёртвое, его невозможно представить себе живым. Но приятно..." Воистину, где здесь святость и добро?.. Сплошной барраж на нервах.

И глобализация в России не пробуксовывает. Она чётко и размеренно делает своё дело - форматирует людей под себя и убивает тех, кто не приспособился. Ни в какой книге глобализации не записано, что русские должны выжить.

"Закон... С законом то же самое. Русский человек хочет справедливости. Сухой, безжизжизненный закон для него - пустое место. Кстати, эту разницу понимали ещё старые франки. Перед судом у них человеку всегда задавался вопрос: "Тебя судить по закону или по справедливости?"."

Это таки опаньки. Я наивно полагал, что это фраза из старого фильма про Максима, уже когда дело после революции. Именно так, дословно: "тебя судить по закону или по справедливости?" :-) А это, оказывается, ещё при Хлодвиге подсуетились.

"Если умирающий от голода человек украл хлеб и его судили по справедливости, его попросту отпускали. Ну а по закону - отрубали руку.
Западная цивилизация почитает закон, русская - справедливость."


И первый, и вторая имеют свои преимущества - закон в большом и сложном обществе наносит в сумме меньше вреда, справедливость на протяжённом временном отрезке жжёт людям намного меньше нервных клеток. Ага, именно так: закон всегда есть подчинение индивида обществу, а примат справедливости всегда предоставляет одиночке возможность выступить против всех. Западное понятие "свободы" и нужно-то, чтоб складно соврать, будто закон не убил справедливость окончательно...

"Какой-то наш путешественник рассказывал, как они шли в экспедицию с канадцами, потеряли продукты и вдруг канадец достаёт булочку из кармана и сжёвывает её. По закону всё правильно - его частная собственность, имеет право. Но русских это шокировало - не согласовалось со справедливостью."

Могу только повторить: такой подход работает, и я могу его понять, каким бы отвратным он мне ни казался. Собственно, в этом и фокус: понимать, не принимая. Не верить обещаниям без подписи и печати. Ни при каких обстоятельствах не надеяться на снисхождение чужих. И так далее.

P.S. Автору откомментированного письма. Последняя фраза (со смайлом) меня убила, зарезала и в землю закопала. На неё могу отреагировать только вопросом "почему?"

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments