Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

  • Mood:
  • Music:

К вопросу об альтернативном эпосе.

А я опять об эльфах. Вот.

Сидел и думал над определением колонии. Сформулировал: государство А является колонией государства Б, если свойства государственной границы А определяются государством Б. То есть государство Б может вынудить государство А к тому, чтобы некий предмет или человек пересёк границу государства А, или к тому, чтобы этот предмет или человек её не пересёк.

Определение может быть расширено в том смысле, что государство А как орудие политической власти, определённое на некоторой территории, вполне может быть колонией некой организации Б, государством не являющейся, однако располагающей средствами принуждения в отношении политических структур государства А в степени, достаточной для определения свойств государственной границы А - средствами силовыми, экономическими, культурными.

То, что процесс колонизации может совпадать и совпадает с процессом государственного строительства на некоторой территории, полагаю излишним объяснять. Государство здесь нужно хотя бы для запрета неорганизованного, самодеятельного грабежа, и государство в колонию вполне можно завезти, а не выстрадывать его здесь. Скажем, если чёрт унесёт ихнее величество вместо со всею метрополией, то в колонии всё продолжит функционировать на полковниках и местных кадрах. Цвет знамён и слова девизов могут смениться, но штатное расписание пребудет, а карманникам продолжат рубить руки.

Набор средств принуждения - силовые, экономические, культурные - складывается в каждом конкретном случае, исходя из двух взаимоисключающих принципов: либо тот же выход за меньший вклад, либо больший выход за тот же вклад. В обоих случаях, правда, задействуется весь спектр средств, combined arms.

Детализировать эти средства опять-таки не вижу причины - решить задачу контроля за чужой государственной границей в уме вы сможете не хуже меня. Как избавиться от пошлины в один реал на каждый пучок бананов и проч..

Так как я об эльфах (помните, да?), то любопытны здесь в первую очередь культурные средства. Что значит культурное средство принуждения к чему-то? А это когда ствола у человечкиного виска не наблюдается, будущий штраф не грозит - а действия человечка или его же бездействие всё равно угодны принуждающему. Почему? А потому, что у человечка в голове такая картина мира, в которой эти действия единственно возможны.

Я говорю именно о картине мира, а не о правилах поведения или морали. Правила - штука обоюдоострая. Ну, воспитал ты честного лоха, живёшь с него. Так он же, сволочь, со всеми честный... его либо другой подберёт за лучший прайс ("больше социализма!"), либо эти лохи стакнутся между собой, и у них к тебе появятся очень неприятные вопросы.

Поэтому лохов нам не надо. Нам нужны люди хозяйственные, домовитые, самостоятельные, рачительные, мудроватые, всегда готовые урвать, но урвать способные только по мелочи и неспособные урвать незаметно. Чтобы им всегда стыдненько было. И вот за этот свой стыд они хозяину будут без лести преданы напрочь. Дешёвые и сердитые.

Безбилетник с улыбкой человека, страдающего запором, перебегает по платформе в уже пройдённый контролёрами вагон электрички. Будьте уверены, он не станет сочувствовать всяким там крамольникам. Наоборот-с, будет всячески охранительствовать, фундируя свои пристрастия житейской мудростью (это кто постарше), или практической смёткой (это молодёжь).

Так что итогом правильного применения культурных средств оказывается не "я должен" или "мне нельзя", а "жизнь такая". Почувствуйте разницу.

...Совершенно верно, уважаемые. История и религия. Везде, где колониалистам затруднительно жечь порох и противно рыться в бухгалтерских книгах, местной скотинке ставят историю и религию, чтобы скотинка понимала: "жизнь такая". И вела себя соответственно, уступив права на свои границы тем, кому с историей повезло больше.

Да, если хотите меня насмешить, то объясните, как и, главное, зачем вшивый деревенский сказитель станет бороться с белым профессором - или сколько-нибудь грамотным проходимцем, мечтающем о славе Шампольона - за умы односельчан при условии, что профессору или проходимцу до этих умов есть дело. Хотя бы и оплаченное из средств вице-короля.

Я полагаю самоочевидным совпадение "открытия для себя" белыми людьми истории всяких экзотических народов с её, этой самой истории, написанием этими самыми белыми людьми. В меру нужд и разумения. Более того, история белых людей... да, тоже, потому что довольно долго одни белые люди ездили на других белых людях не хуже, чем на неграх и прочих индусах, а такое нуждается в оправдании. Те же самые средства можно использовать и в плюсовых целях, сочинив своим приличное прошлое, обязывающее к приличному настоящему... погуглите "Краледворская рукопись", кто не знает. Кто знает, не гуглите.

Ах да, я же об эльфах. Об остроухих таких. И вот почему о них. Белый Профессор сел и написал историю-с-религией (мифологию) для белых людей, по раскладам оказавшихся дикарями и подвергшихся колонизации со стороны кого-то ещё более белого, причём изложил её именно с точки зрения местного сказителя, малость наблатыкавшегося от "ещё более белых" . Кстати, найдите принципиальное отличие "Сильмариллиона" от всем известного произведения "Сталин-победитель". Я не нашёл.

Упаси меня несуществующий боже сомневаться в порядочности Профессора, в его эрудиции, образованности и таланте - или наоборот, приписывать ему на этом основании какое-нибудь сорокаградусное масонство или далеко идущие цели. Просто думать надо не о личности, а о социуме. В социуме, из которого всяческие туземцы получали свою историю - а также огненную воду, несовместимые с жизнью пулевые ранения, медицину, стеклянные бусы, какое-никакое образование, оспу... - такая игра ума была неизбежна. "Вот мы их как... а если нас так кто-нибудь, то как это выглядело бы?" Профессор и рассказал, как, от души в этот рассказ вложившись.

"Отсюда совсем не является странной" системообразующая роль толкиеновского эпоса. Наоборот, странно было бы, коль в век переформатирования старых добрых колониальных отношений в нечто новое и ещё более доброе, тщательно проработанная "история белых туземцев, которых не было" вдруг да не снискала бы оглушительной популярности.

Она отражает и облагораживает основные моменты этого самого переформатирования: нормирование вооружённого присутствия в колониях, упор на экономические и культурные методы поддержания зависимости, распространение бенефиций системы на "простое" население метрополий ("белые туземцы перестают быть туземцами" с уходом эльфов из поля зрения). А равно задаёт желательное отношение к ним на до-рациональном уровне.

"Почувствуй себя дядей Томом", да ещё и с хэппи-эндом. Неправильные "ещё более белые" - орки (они эльфы по происхождению, напоминаю), "гунны", соперничающий колониальный проект - устранены. Правильные "ещё более белые", которых сюда вроде как сослали за гопничество, но они понтуют и говорят, что сами уехали - из Высших Соображений оставляют свои сеттльменты. За Высшими Соображениями, впрочем, угадывается банальная потеря интереса. Миклухо-Гэндальф прощается со слезами на глазах, а доча богатого фактора так и вовсе тут остаётся замужем за молодым вождём (исп. Гойко Митич), хотя зажигалку и компас у неё отобрали... ладно, хорош стебаться.

Лучше о чём-нибудь полезном, пусть и в дальней перспективе.

То, что к русским применяли, а, главное, применяют и намерены применять далее колониальные методы много и от души - "это есть факт, месье Дюк". Разные люди объясняют это по-разному, указывают на вершки и корешки в каждом конкретном случае. Многие, правда, и я в том числе, сходятся на том, что желательный вариант светлого будущего для русских включает в себя отказ от этих методов. Наелись.

Отсюда вопрос: а какой "альтернативный эпос" нужен нам, когда вот этот отказ в режиме "никогда снова" будет осуществляться? Ну, чтобы получилось нечто системообразующее в разделе "выдуманных миров". Белого Профессора, в молодости воевавшего на Великой Войне, пусть всего полгода, у нас, правда, нет: зато в изобилии хоббиты, ш-шныряющие по железнодорожной платформе от контролёров, экономные наши.

Здесь я позволю себе закончить текст, ибо вопрос требует немалого времени на обдумывание. Да, простое отзеркаливание ВК в описанном базисе даёт "рыцарский роман", но этого совершенно недостаточно, ибо, повторю, сама задача, некогда успешно решённая Профессором, много обширнее и глубже.

Так что надо думать, смотреть вокруг, складывать осколочки.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: искусство, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →