?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Намедни прошёл Dragon Age II, а давеча - Mass Effect 2. Делюсь впечатлениями. Кат, сами понимаете, необходим - не хочу портить вкус тем, кто ещё не, и замусоривать ленту тем, кто никогда не, потому что баловство.

Куплено было и то, и другое в цифровой форме, через EA download manager, с кредитки. Это меня устраивает - чем меньше посредников, тем лучше. Сбросил установочные файлы плюс текстовый файл с ключом на диски, дабы упредить забастовку винча, и пока доволен, хотя буржуй, он на выдумки хитёр.

Например, я заказал DAII в английской версии, а получил - с русскоязычными субтитрами... к вопросам перевода я ещё вернусь. Пошарился в квитанциях и историях заказов: а фигушки, нигде не указано, что я хотел именно английскую. Надо будет пожаловаться. Хвала Юпитеру, ME2 скачал европейскую, причём именно благодаря тому, что она продавалась через лишнего посредника (вот и думай!), наш местный магазин, и там было просто: вот тебе ключ, вот тебе ссылки на дистрибутивы.

Начну в хронологическом порядке. ME2.

Что бросается в глаза в первую очередь? Про графику и звук я не буду, графика и звук - таки да, достаточные. Реализм как воспроизведение мелких деталей сейчас уже отдыхает, он был актуален для меньших машинных мощностей - нынче важно "общее впечатление", и в ME2 оно есть.

Очень лёгкая боёвка, при этом достаточно азартная (я выставил сложность Veteran с самого начала и не менял её). Всё убивается из пистолета, поставлен централизованный доступ к фичам отряда, небольшое количество ходов и контрходов, зрелищные комбо. Впрочем, если не обращать внимания на раскиданные по игре советы и неправильно подобрать группу применительно к вероятному противнику, то придётся туго - единственный раз, когда такое случилось, пришлось палить из самого тяжёлого оружия в сравнительно небольшом помещении, после чего я испугался за монитор.

Построение сюжета для биоваровских эрпэгэшек типичное - осваиваем контент мелкими миссиями, идём в этапную миссию, повторяем до полного просветления. Понятно, что идиотам массовому потребителю иначе неудобно: квестовая схема типа той, что была заиграна в первой и второй Готиках, сильно зависит от внимания игрока. В тех же Готиках действительно можно было проиграть, оказавшись перед обязательным боссом с голой задницей, потому что не поговорил с нужными людьми. Имхо, здесь существуют предпосылки для дивергенции жанров, хотя она и будет тормозиться действующей моделью игрового рынка.

Локации представляют собой довольно тщательную работу над ошибками первого Mass Effect. Больше места, больше света. БТР у Шепарда отобрали, ибо нефиг, так что по пыльным тропинкам наш герой передвигается пешком.

Теперь о том, чем ME2 действительно отличается.

Большая часть осваиваемого межэтапного контента завязана на то, что случилось или случается со спутниками Шепарда (или его паствой, извините за каламбур). Миссии типа "начальство велит пойти туда и убить там всех за денежку малую" играют заметно меньшую роль, нежели в Mass Effect первом. Спутников надо находить, а потом ещё решать их трудности для того, чтобы раскрыть их, спутников, лучшие фичи.

И вот тут коллектив сработал на "ять". Большая часть неписей из команды главного героя с их повадками, трёпом и зависимыми сюжетными линиями оказали бы честь своим присутствием любому фантастическому блокбастеру XXI века, включая культовые (что, впрочем, говорит и о качестве таких кинофильмов). В последней миссии я потерял троих, и мне их было действительно жалко.

Кроме того, в миссиях по упромысливанию спутников меня поразил, скажем так, уровень этического выбора, к которому вынуждается игрок.

Нет, шкала Paragon-Renegade в ME2 по-прежнему присутствует, голубая и красная, так что это Шепарду решать, записываться в пидарасы или в коммунисты. Развитие соответствующей шкалы открывает опции в разговорах и возможности внезапного хорошего или плохого действия по отношению к собеседнику. Например, с чувством глубокого удовлетворения можно отправить в нокдаун журналистку, подставившую Шепарда в первой части, с репликой: "Жаль, я не сделал этого раньше".

Однако зачастую разговоры идут на таком уровне, что я всерьёз заподозрил: данные по "поступкам" игрока куда-то да отсылаются, причём отнюдь не для того, чтобы спланировать ME3. Этический выбор в большинстве случаев завязан на вопросы межрасового взаимодействия и понимание разумной расы как субъекта галактической истории, причём с довольно ёмкими разъяснениями заинтересованных сторон. Любопытный способ обойти нормы пресловутой политкорректности и представить пользователю сценарии, про которые в газетах не напишешь.

А шкала - хрен с ней.

В общем, это уже гарантирует ME2 место во первых строках моего персонального рейтинга.

Сюжет? Да посмотрите сами. Мир спасать надо по указке какого-то типа с невыносимо британским выговором. Тип всё время курит. Что именно - осталось неизвестным.

Насколько сильно локализация испортила эту игру, мне тоже неизвестно.

Перехожу к Dragon Age II. "В кухне становится черным-черно, как в известном письме известного писателя известному историку", цитируя известное произведение известных писателей.

Дорогие издатели. Конкурентов играм типа биоваровских на русском языке тупо нет и довольно долго не будет. Российский геймдев обладает конкурентоспособностью российского же автопрома. Это означает, что такие игры можно - и нужно - переводить в течение, скажем, полугода (кстати, больше народу и достойным хардвером обзаведётся) после выхода на буржуйском языке. Некого бояться, никто маржу не сорвёт. Переводчикам желательно игру пройти пару раз, посмотреть местные топонимы, теонимы и антропонимы во всяких энциклопедиях и прочих вебстеровских словарях, что откуда произошло; униженно выпросить аудиенцию с авторами сюжета и диалогов... да, и переводить надо именно то, что сказано и написано, а не писать вольное изложение на русскоязычном языке. Повторяю: время есть. А если неохота терять прибыль, то выкидывайте на прилавок английские лицензионки - владеющие языком люди купят и будут вам благодарны, и расскажут об игрухе не владеющим, чтобы те через несколько месяцев в очереди стояли за нормально переведённой версией.

"Да слышал я этого Карузо - ничего особенного, ни слуха, ни голоса, картавит, заикается, пришепётывает. - А ты где Карузо слушал - на концерте или в записи? - Да нет, мне Рабинович напел." Издатели из-за условного рабиновича теряют деньги и репутацию, которая тоже деньги, только после.

Собственно к продукту. О графике надо сказать вот что... персонажи в большинстве своём стали выглядеть менее достоверно. То самое "общее впечатление" сравнительно с DAI ухудшилось: от мультяшной достоверности ушли, а до киношной не добрались. Привыкнуть, однако, получается быстро. Звук... музыкальное сопровождение сражений чересчур агрессивно и, когда долго валишь босса, утомляет. Впрочем, это тоже мелочь.

Из забавного: эльфы по сравнению с предыдущей частью претерпели жестокие мутации. Вид типичного эльфийского лица заставляет воскликнуть: "Джексули! Как же ты отощал, побледнел и осунулся!" Когда в игре появился ксеноахтунг Зевран из предыдущей части, то по какому-то дикому совпадению дуроскоп являл "Убить Билла". Я посмотрел на Зеврана 2.0, на Уму Турман, потом опять на Зеврана. Причёски были разные, что да, то да.

Хотя желаемого впечатления разработчики здесь добились - эльфы как люди в DAII уже не воспринимаются.

О боёвке. В DAII противника принято избывать мечом и магией. У меня подход к подобному чётко отформатирован Варкрафтом, причём ролью танка-воина. Могу сказать: идиотские выходки чаров, управляемых людьми, более разнообразны и креативны, но людей, в отличие от бездушного скрипта, хотя бы обматерить можно. Добавлю, что одевать и чаровать полдюжины кукол вместо одной - для варкрафтера гораздо менее увлекательно, чем для не-варкрафтера. Микроменеджментом боссы давятся элементарно, но долго. Пауза, пауза, пауза. Противники не только поджидают и аггрятся за полмира (это как раз нормально), но и "набигают" волнами, возникая из ниоткуда в процессе сражения - с учётом долгого времени восстановления способностей это совсем не айс.

Ещё одно важное соображение. То, что бой можно отыгрывать в изометрии, вид "издалека сверху" - реликт времён спрайтовой графики; последней гастролью такого режима для меня оказались NwN. А микроменеджмент для вида "из-за плеча", как я сказал - утомителен и суетен. "Здесь надо что-то делать", потому что зрелищность боёвки от такого страдает; зачем старались, спрашивается.

Мой чар был всё тем же воином-танком, хотя среди спутников присутствует бесплатный танк системы "слона на скаку остановит и хобот ему оторвёт" с индивидуальным деревом талантов, однозначно лучшим, чем у PC. Сколько-нибудь нормальное танкование удалось наладить только к последней трети игры, при этом чувствовал себя попаданцем куда-то в палеолит.

Локации... скажем так, и по их числу, и по их... компоновке... разработчики не перетрудились. Совсем не перетрудились. Копипаст рулит невозбранно, модульность загородных локаций оскорбительна.

Город... будь наш мир хоть чуточку справедлив, город назывался бы Сигилом и выглядел несколько по-другому. Очень хорошая работа, "атмосферная"(ТМ), хотя опять же - каждая локация вмещает дюжины квестов, в ходе каждого из которых можно уложить дюжины негодяев. Мальтус одобряет. Впрочем, атмосфера city-state чувствуется без шуток, как-то понимаешь, что "компьютерные игры и история" - тема паки и паки нераскрытая.

Теперь о неписях и сюжете. Серьёзно: запоминающихся, а на безрыбьи и т. наз. "культовых" неписей они там делать научились и при желании смогут поставить на конвейер. Это очень сильное кун-фу, некий барьер тамошние гуманитарные технологи взяли, и здешним папуасиям оно ещё аукнется. Межрасовая этика присутствует и в DAII - мало, но сильно: кунарский Ар(т)ишок откровенно велик. Не в смысле bicycle, хотя тема принятия ислама в игре всплывает отчётливо. То же касается и эльфов - их старейшина запоминается.

Сюжет... собственно, если и расчищать DAII место в топе, то именно за сюжет, точнее, за мессаж такового. Мессаж следующий: "Значит, так. Вот место. Здесь есть проблемы. Эти проблемы касаются слишком многих людей. Так вот. Ты можешь быть хорошим, плохим, каким угодно, но масштаб проблемы таков, что в итоге трупы с улиц будет некому убирать в любом случае. Поэтому вещи, на самом деле важные - это..." И тут уже игрок решает сам (привет makkawity, но он достигал такого вручную, не на конвейере - да-да, местные самородки против бездушного экспорта метрополии). Это тоже очень сильное кун-фу, книгам и фильмам недоступное в принципе. Надо сказать, что некоторые вещи в кульминации игры оказались для меня неожиданными - здесь разработчики элегантно поиздевались над эрпэгэшными стереотипами, один из которых "непись не играет игрока втёмную".

Вообще, переживание "я-то лично вёл себя хорошо и правильно, так почему же пицзеци таки пришёл" - оно довольно ценно. Стоит игры.

Советую ли я приобретать DAII в том виде, в котором я его отыграл? Надо сказать, что DAI - предыдущая часть - русифицирована, в общем, не так уж плохо по сравнению с. Можно и нужно было бы лучше, но всё-таки это не полный вперёд. Посему я бы посоветовал дождаться приличной русификации DAII, когда голосами наговорят слова... а если помечтать, то отловят переводчиков и розгами заставят их переводить на русский, а не на российский.

Собственно, всё. Если Вы дотерпели до окончания текста, вопросы у Вас уже вряд ли остались. Счастливо.

P.S. Ах, да! Про баб-с! Как я же мог оказаться столь неосмотрителен. Так вот, в обоих гамах присутствует ахтунг, ксеноахтунг и гетероксено тож. Пределы ахтунга и ксеноахтунга мне по очевидным причинам неведомы, однако в ME2 только ксенобаба на человека и похожа - две землянки успешно играют роли "цепного пса" и "дикого волка" соответственно, из-за чего выглядят более чуждыми, чем. В DAII выбор сводится к на'виподобной эльфийке (на'виг-нафиг), даме очень свободных убеждений и той самой, которая слона на скаку... очень узнаваемый фенотип, кстати. Правда, без понятия, можно ли последнюю вообще затащить в постель, ибо у неё там свои планы. Короче, я предупредил.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 34 — добавить )
fabius_bile
22 мар, 2011 12:21 (UTC)
ME2 знатная халтура. В одном подлатали, в другом месте прохудилось. Сюжет особо не двигаем, взаимодействия с персами, чем всегда биовара славилась, даже тем же Балгейтом - нету ввобще.
Биофаги грезили о драгоне с теми же щами, да погуще, а вышло как у нас - инновации и модернизации ради инноваций и модернизаций. Кривожопая камера, выкидывание фич полезных и добавление убогих. Короче, после НВН первого биовар куда-то не туда путь держит. И тормента в зд, тем да сем ожидать не предвидется.
Короче, уже не торт, и трава зеленее была.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - fabius_bile - 22 мар, 2011 12:25 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - 17ur - 22 мар, 2011 13:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fabius_bile - 22 мар, 2011 13:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 22 мар, 2011 16:08 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
17ur
22 мар, 2011 13:30 (UTC)
Выглядит, конечно, рвано, но внимания на такое обращать некогда из-за всё того же микроменеджмента. Опять же, как варкрафтера меня убило передвижение воина в режиме Charge по дефолту.
(Удалённый комментарий)
agrish
22 мар, 2011 12:47 (UTC)
"Посему я бы посоветовал дождаться приличной русификации DAII, когда голосами наговорят слова..."
Вроде бы такого не предполагается.
serge_ivanov
22 мар, 2011 13:03 (UTC)
В МЕ2 логических нестыковок хватает.
Я Легиона притащил на Цитадель. Хоть бы одна падла шевельнулась, что по Цитадели расхаживает полностью вооруженный гет.
Версия у меня в инет доступа не имеющая, потому вряд ли что-то отсылается. Но заметил забавную тенденцию - если отвечать в духе того, как бы ответил сам, то герой/отступник идут относительно равномерно. Даже больше в сторону Отступника.
Если мы на полную используем политкорректность - почти все идет в плюс Герою.
Т.е. делаем вывод: игра политкорректность как раз и пытается привить.
17ur
22 мар, 2011 13:34 (UTC)
У меня обычно где-то 80-20 голубого-красного, в основном из-за того, что "мы, русские, первыми не нападаем"(с). Слова дёшевы, проще обходиться ими.
(без темы) - serge_ivanov - 22 мар, 2011 19:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brusilov_14 - 27 апр, 2011 20:15 (UTC) - Развернуть
serge_ivanov
22 мар, 2011 13:07 (UTC)
И еще. Что-то мне показалось, что Призрак сам из вражин.
17ur
22 мар, 2011 13:28 (UTC)
Illusive Man? Я, честно говоря, до последнего надеялся, что фича с квантовым передатчиком окажется лажей, и это те самые недокументированные функции AI... увы.
(без темы) - serge_ivanov - 22 мар, 2011 19:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 22 мар, 2011 21:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serge_ivanov - 22 мар, 2011 21:55 (UTC) - Развернуть
slon357
22 мар, 2011 13:44 (UTC)
Я пока во второго дракона не играл, анимация непонра, боёвку, грят, упростили и ваще.
На аг. ру мегасрач был, по поводу номадовой оценки.
Первый дракон - пока первая и единственная эрпэга, которая понравилась. При том очень, даже на кошмаре прошёл дополнительно. Что, впрочем, при правильной раскачке оказалось очень несложно, даже тактика, как таковая, не нужна.
17ur
22 мар, 2011 16:09 (UTC)
Повторю - для варкрафтера вот эти кукольные бои, конечно, профанация. Куклы с куклами.
(без темы) - slon357 - 22 мар, 2011 16:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 22 мар, 2011 21:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - slon357 - 22 мар, 2011 22:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brusilov_14 - 27 апр, 2011 20:16 (UTC) - Развернуть
kaizer_tg
22 мар, 2011 18:27 (UTC)
DA по мне был не. скушноват и очевиден. Стоит ли на DAII тратить деньги?
17ur
22 мар, 2011 21:23 (UTC)
На копию того вида, которую я прошёл - нет. Разве что язык знаете для понимания диалога сходу.
alex_griffin
23 мар, 2011 12:23 (UTC)
Дойдя до конца DA2, никак не пойму где там "непись не играет игрока втёмную". Я похоже мало знаком с этим стереотипом :)

И вообще на протяжении всего DA у меня было ощущение, что все квесты, кроме сопартейских, это какой-то выбор "без выбора". То есть что бы ты не выбрал, результат все равно будет жопой. Не хватает вариативности как-то.
17ur
23 мар, 2011 13:15 (UTC)
Андерс. Я, честно говоря, в самом деле думал, что он ЭТО пить будет в виде экзорцистской микстуры.

А DA2, помимо общей халтурности, имхо, и сделана для иллюстрации тезиса об идеях, овладевающих массами. Одиночка, как ни вертись, а ---.
hindrancus
28 мар, 2011 15:27 (UTC)
Легион, ИМХО, чуть ли не лучший по проработке ксенос в МЕ2 и лично для меня оказался очень приятным и действительно сюрпризом.
kotomord82
30 май, 2011 13:23 (UTC)
В защиту автопрома
То есть геймдева.

Majesty 2 не видели еще?
Делалось у нас, и русская, и забугорная версия в норме.
Хотя, стратегия - это не РПГ, текста меньше надо.
(Анонимно)
27 авг, 2011 09:28 (UTC)
Re: В защиту автопрома
>Majesty 2

Говно-с. Первая часть была лучше.
( Всего-то 34 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger