Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

На полях о борьбе политики с историей.

Пиджин-философские обобщения по поводу "модернизации общественного сознания", которую я обругал в прошлом посте.

Существуют два подхода к "осмыслению трагедий прошлого". Я бы назвал их "человеческим" и "инструментальным" соответственно.

1. "Человеческий подход" рассматривает "трагедии прошлого", как досрочное прекращение энного количества жизней и/или причинение страданий эн людям. Здесь важно именно число эн, число дискрет. 101 казнённый хуже 100 казнённых. Соответственно, действия по причинению страданий и/или смерти рассматриваются как действия конкретных людей. Отсюда всякое "осмысление трагедий прошлого" в "личном подходе" тяготеет к поиску и названию плохих людей. "Кто виноват".

"Инструментальный подход" говорит о перерасходе жизни популяции, о сокращении её общего лайфбара - который грубо можно определить как произведение численности популяции на ожидаемую среднюю продолжительность жизни. Скольких людей убили или заставили страдать, здесь неважно. Важен сам факт. Действия по сокращению лайфбара здесь воспринимаются как результат работы каких-то механизмов, каких-то устроений, движителем которых один человек выступать не может. То бишь здесь вопрос "что сделали" и поиск неправильно работающих механизмов.

2. "Человеческий подход" говорит о "плохих людях", однако масштабы "трагедий прошлого", как правило, настолько велики, что возникает задача объяснить, почему "плохих людей" было так много, и все они вели себя схоже. Отсюда необходимо определить корень зла как действие каких-то всеобщих социальных реалий. Особенно удобным кандидатом на эту роль является действующая идеология, - я бы даже сказал, кандидатом-самовыдвиженцем - а вторым по удобству оказываются дисперсия культурных и биологических свойств популяции или её отличия от других популяций в том же хронотопе ("быдло", "инородцы").

"Инструментальный подход" говорит о "просчётах в расчётах", воспринимая условия, в которых случился перерасход жизни, как данность, и понимая этот перерасход как неестественное следствие естественных причин. Здесь корнем зла оказывается нецелевое использование существующих механизмов или волюнтаристское создание механизмов ненужных. Хотя даже последнее рассматривается как ошибка, а не как результат помутнения рассудка или злого умысла.

3. "Человеческий подход" позитивен. Он утверждает, что лучшим средством отработки "трагедий прошлого" является уничтожение социальных реалий, которые заставили людей быть плохими, и замена уничтоженного новыми реалиями, которые заставят людей быть хорошими. Смена символов, обновление политической риторики, программы сегрегации по этническому, социальному или религиозному признаку, affirmative actions в юридической и культурной сферах. В общем, это программа вмешательства в воспроизводство популяции для получения следующего поколения с заданными свойствами - в пределе "отнимем детей у плохих людей, и воспитаем их хорошими".

"Инструментальный подход" негативен. Он предполагает, что уроки "трагедий прошлого" сводятся к установке систем, запрещающих нецелевое использование существующих механизмов, и к институционализации контроля за целеполаганием с тем, чтобы предупредить создание механизмов ненужных. В общем, это программа укрепления и тонкой настройки государства или иных организующих структур популяции. В пределе это программа переписывания организующих структур популяции, "сожгите свои законы и напишите новые".

4. Целеполагание "человеческого подхода", как правило, внешнее по отношению к популяции. Считается, что популяция существует для чего-то.

"Инструментальный подход" имеет своей целью увеличение лайфбара популяции. Эта цель не нуждается во внешнем обосновании.

Как легко догадаться, я сторонник "инструментального подхода" в тех случаях, когда речь идёт о целенаправленной деятельности каких-либо политических сил.

Во-первых, он освобождает от необходимости блуждать в лесу моральных абсолютов и нравственных ориентиров. Люди были, есть и будут одинаково хороши и одинаково плохи вне зависимости от смены поколений. Наше дело - не отличать хороших от плохих, а запереть оружейный шкаф и наклеить на дверце инструкцию: кто, когда и при каких обстоятельствах.

Во-вторых, "инструментальный подход" соответствует моим понятиям о порядочности. Дело в том, что "человеческий подход" означает ответственность перед потомками за то, как вы их воспитали. При этом, если в результате вашего воспитания потомки таки ухнут в некую яму, то вексель они вам не предъявят, потому что вы будете уже мёртвенькие.

А я, извините, знаю, что в какую-нибудь яму потомки всё равно ухнут, потому что Вселенная - место для жизни малопригодное. И максимум, на что здесь можно рассчитывать - это то, чтобы потомки ухнули в новую, непредсказанную яму, целиком по собственной глупости, а не по той, которой мы их научили из лучших побуждений.

В-третьих, "человеческий подход" - это, по сути, проявление примата государства над нацией. "Инструментальный" - наоборот, нации над государством.

В-четвёртых, "инструментальный подход" рационален. "Программы действий" в этом подходе могут быть оценены как реалистичные или утопические, выполненные или проваленные. "Человеческий подход" всякую властную иерархию коррумпирует по определению, просто в силу того, что эффективность, соотношение "цена/результат" условно правильных действий в принципе непредсказуемо и может быть истолковано по-разному.

"Человеческий подход" может и должен быть применён вне общества, внутри семьи. Однако это уже совсем другая история.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments