Чистый отток капитала из РФ по итогам 2011 года сохранится на нынешнем уровне в 35 млрд долларов, а инфляция не превысит 7%. Об этом заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев в кулуарах Петербургского экономического форума.
Я простой мелкий блоггер, а тут Улюкаев, да ещё, страшно вымолвить, в кулуарах. Там и другие эксперты. Один, например, правду-матку рубит наотмашь, куда там Федорову из ПЖиВ:
«Отток капитала вызывает совокупность многих факторов. Среди них и плохой инвестиционный климат, и отсутствие реальных привлекательных проектов, — говорит BFM.ru генеральный директор УК «Агана» Олег Телипко. — Безусловно, некоторая неопределенность перед выборами тоже играет роль. Однако самый существенный фактор, на мой взгляд, — отсутствие веры в экономическую модель России, правильность и стабильность курса».
Вон оно что. Веры нету в модель. А святая инквизиция дует чай из горла и ухом не ведёт. Как тут не пригорюниться.
А если серьёзно, то тёмный ужас здесь таится в слове "капитал". Видите ли, вывоз капитала из РФ невелик. А вот вывоз прибыли громаден.
Представьте себе. Государственная граница. Два человечка передают друг другу чемоданы. В одном мильон ихних долларов, в другом мильон наших баксов. И тех, кто скажет, что баланс по притоку/оттоку капитала здесь в любом случае равен нулю, надо немедленно бить по голове канделябром. Либо заткнутся, либо поумнеют, либо отучатся от шулерства.
Понимать, что такое "капитал", в РФ не приветствуется по вполне понятным причинам. Нельзя доверять быдлу знание об инструментах. Инструмент - такая штука, которая позволяет чего-то добиться неисключительным, рутинным, повседневным, доступным усилием. А быдло должно сметать преграды массой, наугад и напролом, в ужасе и восторге, в последнем и решительном, под чутким руководством. Если же смёт преград не требуется, быдло должно сидеть дома и мычать в стакан. "Капитал" для быдла - это такой заумный синоним слова "бабло" у людей с верхним образованием. Чемодан с баблом пересёк границу - "вывоз капитала", хуле, особенно если так "в кулуарах" сказали. "Кулуары" - это "курилка" у всё тех же, с верхним.
Пример для разгона. Тоже про инструмент. Что такое "оружие"? "Оружие" - это свойство объекта, сообщаемое ему отношениями между людьми и заключающееся в способности прекращать отношения между людьми. Возражения есть? Впрочем, что там возражения, просто давайте альтернативное определение, под которое подходит кухонный нож. Причём кухонный нож, открыто лежащий на столе до, во время и после ссоры из-за карточного проигрыша.
"Капитал" - это тоже свойство объекта, сообщаемое ему отношениями между людьми. Заключается же это свойство в способности к возрастанию стоимости. Тупо: вот пачка денег. Если их можно обернуть каким-нибудь способом - это капитал. А колы ни, так ни. Деньги, на которые покупают футбольные клубы поиграться и особняки пожить, но на которые вам не продадут заводов, газет, пароходов - это не капитал. Хоть ты его каждый день по двадцать раз перетекай за границу.
Понятно, что способность оружия, делающая его оружием, определяется нашей с вами биологией - ломаем кости, режем сосуды, рвём и жжём мясо. В свою очередь, способность капитала к возрастанию стоимости определяется нашей с вами внутренней организацией, нашими потребностями.
Что такое стоимость? Деньги и какую-то единую шкалу я, вопреки энциклопедиям, исключу из рассмотрения, чтобы не объяснять икс через игрек. Так вот, стоимость предмета - это возможность сведения отношений между людьми по поводу этого предмета к отношениям собственности. Нулевая стоимость - отношений собственности по поводу этого предмета не существует. Предмет со стоимостью, близкой к абсолютной (возможность переходит в обязательность), будет представлять собой аналог сауронова кольца; с поправкой на то, что кольцо изображено сводящим отношения между людьми к отношениям власти, а не собственности. Горлум-горлум.
Весьма односторонний пример проявления стоимости, причём резкого - резня подельников над свежеоткопанным кладом. Увидели крупный брыльянт, весь из себя сверкающий, "и понеслось, и понеслось"(с).
Существует поверье, что деньги - зло; формулируется оно обычно как раз тогда, когда надо обосновать игнор темы капитала. Мол, не разбираюсь и не хочу разбираться, и это хорошо.
Надо понимать, что аналог такой позы - поза "прощай, оружие", то есть излияния вусмерть отпацифизженного обывателя по мотивам Льва Толстого, "почему не отказаться от насилия и не играть в салочки в белых хитонах на зелёной лужайке". Излияния человека, давайте уж напрямую, неспособного прекратить не устраивающие его отношения. Прикиньте, на что такой человек похож по жизни.
Точно так же и отказ обывателя от понимания капитала как свойства вещи, от пользования этим свойством как инструментом в своей общественной жизни ведёт к разнообразным, но чаще всего малоприятным последствиям. Показательный случай - терпилы от потребительского кредита.
Чтобы два раза не вставать. "Хлеб, золото, наган" - мем все помнят? Перечисление инструментов, использованных при пересборке некоего общества в прошлом веке. Про "золото" и "наган" я сказал. Один инструмент сводит отношения между людьми к отношениям собственности, другой инструмент прекращает отношения между людьми. Так вот, "хлеб" здесь подразумевает такой инструмент, который устанавливает отношения между людьми. У Пола Ди Филиппо в "Вавилонских сёстрах..." концепция ("сотрапезничество") обрисована внятно и занятно.
А вот в реальной жизни этот инструмент запрятан ещё глубже капитала и оружия. Как вы назовёте свойство предмета, сообщаемое ему отношениями между людьми (не конкретно существующими, а возможными и типичными для данного общества) и заключающееся в способности устанавливать/упрочнять отношения между людьми? Я пока не знаю... что-то близкое к "интересу", но не он сам.
Опять же, есть предметы, специализированные как оружие, и предметы, специализированные как капитал - значит, должен быть и "хлеб"? Любопытно, что это за вещи, и можно ли их изготовление поставить на поток... а то "время такое, нельзя без инструмента".
Вот так задумаешься над словами кулуарного Улюкаева и чёрт-те к чему приковыляешь. Вместо того, чтобы просто верить в экономическую модель России, правильность и стабильность курса.
Поверю как-нибудь в следующий раз.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.