Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

В продолжение темы.

В продолжение вчерашнего поста. Не особенно выбираю слова, широко использую кавычки, дабы отметить вольности с контекстом... в общем, думаю практически на ходу.

Я стал думать за "общественное сознание" по отслеживанию Кукрысрача... пардон, обмена репликами между товарищем Кургиняном и господином Крыловым. Показалось мне там отличие, несводимое к разным точкам зрения на "судьбу русского народа" и "развитие". И мои рассуждизмы об "общественном сознании" - как раз попытка указать на это отличие.

Дело в чём. Члены общества, значительная часть "мысленных мощностей" которых отдана под мысли-для-других, так или иначе заинтересованы в развитии "общественного сознания". Неважно, что здесь является стимулом для них лично - материальное или душевное благополучие. Однако им интересно увеличить часть "мысленных мощностей" всей популяции, отданных под "общественное сознание".

Высказывание, что само общество обладает неким "я" и прилагающимися к нему устремлениями это "я" продолжать и изменять, по-моему, неправильно; или, по крайней мере, может хоть сколько-нибудь подтвердиться только на таком промежутке времени, где события типа смены поколений выглядят чем-то типичным.

Очевидно, что есть два пути развития "общественного сознания" как увеличения суммы "мысленных мощностей" популяции, отданных под мысли-для-других.

Снимать больше с отдельно взятого человечка или снимать с большего количества людей. Нагружать или вовлекать. Укреплять "общественное сознание" или распространять его.

Так вот, этим двум подходам соответствуют два разных класса общественных событий.

Распространение "общественного сознания" как правило соответствует Революции. Революция в своём рафинированном, очищенном от всего остального виде есть мероприятие по раздаче флажков и ленточек тем, у кого их ещё нет. Этот ваш цветной бархатный оранжад и есть настоящая, аутентичная революция, где смена власти даже не обязательна, но обязательно изменяются условия существования власти, резко - в идеале до 100% популяции - расширяется круг людей, хотя бы немного думающих-для-других. Если кто уже хихикает над словосочетанием "расширение общественного сознания", то прошу вспомнить о "революционном угаре" и прочей эйфории, характерной для. Именно так. Оно и есть.

События 1917-1921 в России очень чётко описываются с этой точки зрения. Несколько левых партий, связанных между собою (антагонистическая связь - тоже связь) упорно работали над внесением (условно) "политики" в каждую семью, в каждую деревенскую общину, хоть тушкой, хоть чучелом. "Уничтожение образованных сословий" и прочей "элиты", класса профессионалов, над которым до сих пор плачут без рефлексий, по сути дела было обусловлено тем, что ан масс эти люди не только хотели, но и обладали способностями, достаточными для того, чтобы "отсидеться в стороне" и не навешивать на себя значки ни одного из соперников. За это их убили или изгнали, и - скажу больше - победив, меньшевики и правые эсеры, известные нам как "белые", тоже загнали бы класс профессионалов под плинтус на схожих условиях.

Укрепление "общественного сознания", распространение его в отдельно взятой голове соответствует Большому Проекту, то есть управляемой государством эволюции общества. "Раньше думай о Родине, а потом о себе", "коммунисты, вперёд" и прочее такое же, с бросками на амбразуру включительно. В пределе, очищенный от всяких революций, Большой Проект вырождается в случай массовой, но чётко ограниченной - территориально, социально, этнически - одержимости, доводящей до гротеска некоторый тип существовавших здесь ранее отношений. Мюнстерская коммуна, что-то вроде.

И Революция, и Большой Проект, кстати сказать, своим необходимым условием имеют присутствие "общественного сознания" в такой степени, при которой его развитие вообще возможно. Впрочем, подробнее об этом как-нибудь потом, в рамках апологии "образованщины" в её борьбе против профессионалов.

А пока же, возвращаясь к заявленной в начале поста теме... Крылов говорит о Революции, то есть о распространении "общественного сознания" в его этнической ипостаси среди русской популяции. Раздать флажки, и чтобы не выбросили. "Русский, думай для русских". Успех здесь определяется по чисто количественному критерию, без каких-то кардинальных сдвигов в индивидуальном поведении отдельно взятого русского, однако сдвиги мелкие, суммируясь в масштабах популяции, меняют историческую ситуацию. Кургинян говорит о Большом Проекте, то есть об интенсивном использовании властью части популяции, пригодной для такого использования - у кого "мысленные мощности" аннексированы "общественным сознанием" в значительной степени с ранешних времён (или способами, характерными для ранешних времён).

И эти подходы, господа-товарищи-баре, взаимоисключающи. "Либо другое, либо одно. Да". Большой Проект может следовать за Революцией или окончиться ею, но здесь-и-сейчас они оба-двое невозможны. Никакого компромисса, по моему непросвещённому мнению, здесь быть не может.

Отсюда, собственно, и "дискуссия".

Моё собственноличное мнение - на данный момент Революция имеет однозначный приоритет перед Большим Проектом.

Любой Большой Проект в наше время может опираться только на сохранившиеся у части населения советские шаблоны, и может осуществляться только через их агрессивную безусловную реанимацию. В отсутствие средств вовлечения остального населения, невозможности распространения этих шаблонов на него - ностальгии по советскому времени тут совершенно недостаточно, а развёрнутых в будущее идеологем, не сводящихся к реставрации, у советистов нет - мы получим либо вариант силового подавления, либо вариант покупки лояльности невовлечённой части популяции. Оба этих варианта увеличивают стоимость Большого Проекта для популяции до неприемлемой. Это в самом идеальном случае, без учёта каких-то внешних сил и при полной пассивности сторонников других Больших Проектов (невозможных к осуществлению, но способных затормозить осуществляемый Большой Проект).

Революцию же - не в смысле шоу с фейерверками, а в смысле вовлечения большей части популяции в обычай думать-для-других, пусть и слабо выраженный - по крайней мере можно себе позволить. От роста гражданского сознания, от роста русского национального самосознания обыватель, как минимум, ничего не теряет. Теряют всякие специальные люди, о которых речи здесь не идёт, и вообще это уже другая тема.

Покамест спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments