Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Продолжение темы о русских.

Вот здесь мне был задан вопрос: является ли исторический опыт России полезным для мировой цивилизации? Нужна ли была ей вся наша альтернативность? Оба ответа: нет. Объяснение ниже.

Позволю себе сразу проехаться на бульдозере по сущности, именуемой "мировая цивилизация". В реальности её не существует. Нет, конечно, можно что-то реально существующее *назвать* этаким буквосочетанием, но соответствие будет точно таким же, как если бы назвать это что-то, скажем, FGTJ-298. Есть, правда, и разница между этими случаями - у FGTJ-298 гораздо меньше претензий к миру.

"Мировая цивилизация" - это медалька, которую повесили на себя Европа, Северная Америка, Австралия и Япония. За что? А за то, что они себе нравятся: чем не повод? Неприятно, что они перепутали медальку с пайцзой и сами поверили, будто она даёт право на льготный проезд отовсюду в навсегда.

Мне могут указать, что перечисленные общности имеют много большее потребление энергии на душу населения, чем в среднем по планете. Критерий, конечно, не спорю. Но тогда все завихрения этих стран, связанные с сознанием своей "цивилизованности", надо впрямую выводить из этого факта и честно говорить: FGTJ-298 хорошо живёт потому, что сытно кушает, а не потому, что там суют в урны испачканную бумагу через равные промежутки времени и дают наёмным врунам врать без роздыху.

Тут, правда, кто-нибудь вроде меня вылезет с гадким выражением лица и спросит об Энергетической Программе СССР. Предполагалось, знаете ли, довести энергопотребление до западного уровня; так, чтобы, например, можно было решить по западным стандартам проблему хранения с/х продукции, а то не хватало для этого азоту, ведь его получение - паки энергоёмкий процесс (в 1988 году наши произвели жидкого азота в 100 раз меньше, чем США). Последствия решения такого трабла кто-нибудь вроде меня попросит прикинуть самим. В рамках "цивилизованности".

На подколодного тоталитарного заединщика шизым соколом кинется некто чрезвычайно благообразный и прокукарекает, что там, где есть свободные выборы, будет и много еды, а там, где ужас и Саддам, еды не будет никогдам. Эта экзотическая идея опровергнута эмпирически - в стране, именовавшейся опять-таки СССР. Кто не верит, берите машинку времени и отправляйтесь в прославленный статистикой 1913-й год. Нет, не к "Яру", чтоб с либеральной интеллигенцией шустовские нектары кушать, - там вас никто не ждёт - а земельку попахать, на соху налегая. И попробуйте выжить при урожае 8 ц на гектар, причём платя за этот гектар деньги, зачастую превышающие выручку от продажи всего урожая с него. Мнится мне, что проклятия империалистической колбасе по 2-20 после такого эксперимента будут звучать неискренне.

Что же касается демократического прогрессорства, то набившие оскомину примеры Германии и Японии до недавнего времени были уникальными. Ну да, ну да, демократия естественным путём ведёт к изобилию. Естественность пути заключается в том, что на демократизируемой территории торчат оккупационные войска, города превращены в оплавленные руины, но в преддверии будущей зарубы с Советами в эти территории вкачиваются огромные деньги. Очень естественный и повторимый ход событий, да. Сейчас он повторяется на территории Восточной Европы с поправкой на то, что с танковыми армиями у нас временно стало плоховато, а быть восторженным коллаборационистом у известных народов комильфо. Когда то же самое случится в Африке, тогда и поговорим.

Или вот в весьма развитых странах с весьма либеральными конституциями - в Бразилии, например - полиция берёт левак и отстреливает беспризорных детей по заявкам возмущённых граждан. Если это цивилизованность, то я шах персидский. Похож, правда?

"Мировая цивилизация" есть чисто идеологическое понятие, описывающее совокупность произвольно отобранных и не обязательно взаимообусловленных черт, общих для большинства государств военно-экономического союза, доминирующего на нашей планете. Сходство у этих черт одно: их удобно рекламировать. Если бы было удобно рекламировать массовые расстрелы, "мировой цивилизацией" назывались бы именно они.

"Мировая цивилизация" не является ни субъектом, ни идеалом - это идол. Нормальный такой языческий болван в капище, со своими жрецами. Жрецы и говорят, что неплохо бы доказывать болвану свою полезность... А иначе можно и на алтарь прогресса угодить.

Теперь перейду к ценности исторического опыта тех или иных народов.

Исходной точкой рассуждения возьму то, что философия и история - занятия в основном платные. Конечно, есть люди, для которых философия, история и экономика - это хобби, и эти люди могут ни на кого не оглядываться, особенно если не заняты поисками денег на пропитание. Вон за Карлом Марксом не уследили - дали прожить немалую часть жизни просто на содержании у Энгельса, и Маркс, не будучи загружен повседневными заботами, такое замутил... Но это редкость. Реально же, повторю, у большинства профессиональных философских и исторических трудов есть и заказчик, и target group.

Однако буквально в последнее время - лет пятнадцать максимум - эта благодать кончилась, и с совершенно неожиданной стороны. Возникла необходимость создавать пусть примитивные, но работающие исторические, социальные и экономические модели, причём покупатель этих моделей платит именно за то, что они работают, а не за то, что они ему льстят или политически полезны. Я говорю про игровые компьютерные симуляции1.

Да, эти модели зачастую оформлены откровенно лубочно. Но они работают, в отличие от высокомудрых умствований, типа: надо ли истреблять противников ислама вплоть до девятого колена, надо ли вводить 100%-ю оплату за услуги ЖКХ...

Без вариантов все общности в играх моделируются по одним и тем же правилам: рациональная реакция на внешние условия и адекватный менеджмент имеющихся ресурсов. Почему? Потому что глупый AI неинтересен. В качестве диверсифицирующей поправки на решения AI вводится совокупность некоторых предустановленных трейтов для данной общности - национальный характер, если хотите. Так почему бы не набраться смелости и не сказать, что и в реальной жизни всё происходит почти так же? Конечно, в жизни надо делать поправку на то, что национальный характер со временем сам изменяется в зависимости от принятых решений2 - то есть тут будут не алгебраические уравнения, а дифуры. И всё же...

Исторический опыт того или иного народа состоит в том, что им найдены (приведены к воспроизводимости, если можно так выразиться) способы выжить и развиться до данного уровня на данной территории при данных ресурсах. Величина и ценность исторического опыта определяются через конкретизацию понятия "данный" для каждого случая.

Я утверждаю, что ценнее всего исторический опыт народа, обошедшегося минимумом ресурсов, но сумевшего создать цивилизацию, по факту признанную остальными современными ей цивилизациями. Да, по факту - можно корчить рожи на русскую некультурность, но от помянутых танковых армий это плохо помогает.

Можно неплохо выживать в своей узкой экологической нише - как это делали австралийские аборигены, чукчи и проч. Можно усесться на землях, где с/х сезон в две с половиной сотни дней, и учинить свои богатые историю с культурой, - немецкие, голландские, английские, какие угодно - если есть излишки, что ж их не потратить на самость, особость, рыцарские турниры и оплату агиографов?

А если земля отдаёт зерно сам-три? Если регулярно налетают степняки, которым обильно наплевать, будешь ты жить или подохнешь? Если на западе тебя банально не считают за человека и относятся соответственно, так что в Европу без кастета не ходи3? Что, дохнуть, что ли? Или всё-таки приступить к конструированию демо-версии кузькиной матери?

Побочным следствием того, что русские выжили и развились, стал тот неприятный для всего остального мира факт, что русские решения более универсальны, чем остальные, и чаще срабатывают. Помните, у нас в перестройку - ах, шведская модель, ах, японская, ах, ещё какая-то... и до-о-олгие споры: а осуществимы ли эти решения у нас чисто технически? Это не годится потому-то, а вон то непригодно посему-то. Хоть бы кто попробовал перевернуть вопрос: а где в мире нельзя применить русские наработки, если вдруг возникнет необходимость?

Колхозы на Айовщине - ух-ха-ха-ха на кухне застойных лет... "Можно, но жалко". Однако при необходимости колхозы вполне себе нормально будут функционировать и кормить пролетариат Аризонщины и Оклахомщины. А вот аутентичные фермеры в Российской Федерации себя-то едва кормят, хотя жрать русским и при свободе слова хочется так же, как в советское время. "Нужно, ибо не жалко"?

Завершаю длиннющей цитатой из Г.К. Честертона, "Наполеон Ноттингхильский", 1904 год. Ибо что было, то и есть. И мировую цивилизацию с её потребностями и непотребствами не вчера придумали.

"- Вы чрезвычайно великодушны, президент, - он чуть-чуть запнулся на титуле. - И я воспользуюсь вашим великодушием, дабы изъявить сомнения, которые, должен признаться, мы, люди нынешнего времени, питаем относительно таких пережитков, как... э-э-э... независимость Никарагуа.

- То есть ваши симпатии, - с полным спокойствием отозвался дель Фуэго, - на стороне большой нации, которая...

- Простите, простите, президент, - мягко возразил Баркер. - Мои симпатии отнюдь не на стороне какой бы то ни было нации. По-видимому, вы упускаете из виду самую сущность современной мысли. Мы не одобряем пылкой избыточности сообществ, подобных вашему; но не затем,чтобы заменить её избыточностью иного масштаба. Не оттого осуждаем мы Никарагуа, что Британия, по-нашему, должна занять его место в мире, его переникарагуанить. Мелкие нации упраздняются не затем, чтобы крупные переняли всю их мелочность, всю узость их кругозора, всю их духовную неуравновешенность. И если я - с величайшим почтением - не разделяю вашего никарагуанского пафоса, то вовсе не оттого, что я на стороне враждебной вам нации или десяти наций; я на стороне враждебной вам цивилизации. Мы, люди нового времени, верим во всеобъемлющую космополитическую цивилизацию, которая откроет простор всем талантам и дарованиям поглощённых ею народностей и...

- Прошу прощения, сеньор, - пребил его президент. - Позволю себе спросить у сеньора, как он обычно ловит мустангов?

- Я никогда не ловлю мустангов, - с достоинством ответствовал Баркер.

- Именно, - согласился тот. - Здесь и конец открытому вами простору. Этим и огорчителен ваш космополитизм. Провозглашая объединение народов, вы на самом деле хотите, чтобы они все, как один, переняли бы ваши обыкновения и утратили свои. Если, положим, араб-бедуин не умеет читать, то вы пошлёте в Аравию миссионера или преподавателя; надо, мол, научить его грамоте; кто из вас, однако же, скажет: "А учитель-то наш не умеет ездить на верблюде; наймём-ка бедуина, пусть он его поучит?" Вы говорите, цивилизация ваша откроет простор всем дарованиям. Так ли это? Вы действительно полагаете, будто эскимосы научатся избирать местные советы, а вы тем временем научитесь гарпунить моржей? Возвращаюсь к первоначальному примеру. В Никарагуа мы ловим мустангов по-своему; накидываем им лассо на передние ноги, и способ этот считается лучшим в Южной Америке. Если вы и вправду намерены овладеть всеми талантами и дарованиями - идите учитесь ловить мустангов. А если нет, то уж позвольте мне повторить то, что я говорил всегда - что, когда Никарагуа цивилизовали, мир понёс невозместимую утрату.

- Кое-что утрачивается, конечно, - согласился Баркер, - кое-какие варварские навыки. Вряд ли я научусь тесать кремни ловчее первобытного человека, однако же, как известно, цивилизация сподобилась изготовлять ножи получше кремневых, и я уповаю на цивлизацию.

- Вполне основательно с вашей стороны, - подтвердил никарагуанец. - Множество умных людей, подобно вам, уповали на цивилизацию: множество умных вавилонян, умных египтян и умнейших римлян на закате Римской империи. Мы живём на обломках погибших цивилизаций: не могли бы вы сказать, что такого особенно бессмертного в вашей теперешней?"


Да, так и надо спрашивать: как вы намерены ловить мустангов, и что такого непреходящего в нынешнем миропорядке? Думаю, как человек, родившийся в империи, на протяжении своего существования не загнобившей ни один народ, я имею право на такие вопросы...

Ценность русского опыта для всего человечества (а не для "мировой цивилизации") как раз и состоит в том, что без всеобъемлющей космополитической цивилизации можно обойтись. Доказано. На помянутого идола можно было просто наплевать. И какой жрец Этакое вынесет?

Жертвы на алтаре цивилизации, которыми вымощена дорога к её нынешнему варианту, и которые продолжают приноситься, необязательны. Кстати, именно поэтому русским стараются запретить даже рассуждать на тему, были ли оправданы их собственные жертвы. В ходе таких рассуждений обычно выясняется, что в отсутствие под боком "цивилизации" русской крови пролилось бы не в пример меньше, и чукчи могли спокойно гарпунить моржей, а украинцы - избирать местные советы.

Особо похабный вывод из русского исторического опыта состоит в том, что, если русских не цивилизовать, то они переживут "цивилизацию", когда та присоединится к вавилонянам и римлянам. Разве такое можно допустить? Абыдно будет.

Резюмируя, отмечу: нужно просто осознать совершенно конкретный факт - нам намеренно и обдуманно причиняют вред только за то, что мы - это мы. За тот опыт, который мы накопили. Вред, причиняемый нам, огромен, разнопланов и наносится по правилам компьютерной игры - чтобы не заморачиваться ненавистью, можно представить всю "цивилизацию" как единый AI, играющий против нас. Только в реальной жизни нет ни оправдания гамоверу, ни строчки "Load last save" в меню.

Можно сдаться, банально отказавшись от своего исторического опыта, от всяких претензий на альтернативность, и тупо повторять "мы всегда хотели демократии... мы всегда воевали с Ост-Азией... Жиллет - лучше для мужчины нет..." Можно не сдаваться и попробовать пополнить тёплую компанию римлян и вавилонян не собой, а противником. Другого выбора нет, даже если бы нам хотелось.




1. Человек, играющий в "Цивилизацию" и переходящий, чтобы выиграть войну, от республиканского устройства общества к коммунистическому, уже не имеет морального права кидать понты на Сталина. А вы как думали? Назад.

2. Могу отослать к своему тексту по Польше - там шла речь о формировании национального характера, как я его понимаю. Назад.

3. Если кто-то думает, что нас не полюбили в двадцатом веке, вынужден разочаровать - большинство гадостей про русских написано много раньше и с тех пор только апгрейдилось... Скажем, знаменитый ГУЛаг происходит от "ужасных соляных рудников в Сибири" и т.п. Назад.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →