Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

На полях, в который раз на полях.

В цепочке довольно длинных и муторных размышлений пришлось задуматься и над тем, существует ли "народная память" или сие не более, чем кённинг.

Вот, значится, племенной костёр. Вокруг него собираются старики и мальчишки, и первые рассказывают вторым про времена очаковские и покоренья Крыма. Племя вспоминает. А если точно и без оглядки на правила языка, то старики вспоминают мальчишками. При этом понятно, что старики говорят о важном и полезном, а мальчишки слушают о масштабном, необычном и интересном. Короче, добро пожаловать в миф, когда для передачи сообщения "мойте руки перед едой" его надо начинать с заголовка "десять десятков дней великий охотник Йиккипык гнался за мамонтом ростом до неба".

Так что каких-то кардинальных отличий от памяти индивидуальной я тут не наблюдаю. Каждый из нас тоже помнит важное и полезное, которое [или "потому что оно"] когда-то совпало с масштабным, необычным и интересным. По крайней мере с необычным, потому что у каждого был первый раз.

Таким образом, "народную память" можно определить как способность популяции через обмен сведениями между своими членами вызывать у индивида в сознании [в принципе некорректные] картины прошлого этой популяции. "Народная память" может быть сильной и слабой, видео-, аудио- и текстоцентричной... а нужна она тогда, когда для поиска решения текущей проблемы масштабов популяции недостаточно данных. Проще говоря, к истории обращаются тогда, когда отказывает культура.

Зачем такое обращение нужно? Дело в том, что культура указывает на действия, возможные в некоторой социальной позиции, а история в ипостаси "народной памяти" подсказывает возможные социальные позиции, то есть выдаёт решения более высокого уровня абстрагирования. "Скидывай назначенного командира, выберем атамана, как деды делали". "Надобно завести в России множество мещан в коттеджах".

Вывод: а) "народная память" существует и б) является штукой в общем-то полезной для всяческих проектов, от трезвых до безумных, при этом в) на её поле, в отличие от поля "культуры", всегда будут выигрывать "социально-ориентированные" проектанты, потому что именно для них отношения, связанные с позиционированием внутри социума ("коммунальные отношения" по Зиновьеву), важнее всех остальных отношений, отношений собственности включительно.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →