Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

Околопраздничные размышления.

В комментариях уважаемые читатели напоминают мне, что у меня случился день рождения. Спасибо. Тронут, без дураков. Я свой день рождения не праздную, и это неправильно, ежели по гамбургскому счёту. Ежели не по гамбургскому, то человек сам хозяин своего настроения, и для "пронзительного ощущения радости" календарные поводы ему должны быть перпендикулярны. Захотел - засмеялся, захотел - заплакал, захотел - дал кому-нибудь в морду или доказал теорему Ферма, на выбор.

Пользуясь случаем... хотя какой это случай, периодический процесс в чистом виде... учиню небольшую проповедь на тему последней буквы русского алфавита.

Потому что захотел.

Вступительное видео. Только не говорите, что вы его не смотрели.


Это пример того, как Люди Работают. Здесь видна, радостно так поблёскивает на солнышке режущая кромка инструмента.

"Ворррр должен сидеть в тюррррьме" - это мем. Неприятно, но вспомните, пожалуйста, что лично Вы этот мем воспроизвели не после фильма, а после того, как прочли или услышали эту фразу несколько раз в отношении животрепещущих вопросов нашей с Вами действительности. Поводом к воспроизводству мема обычно служит другой мем "не пойман - не вор", который можно выразить по-разному, от "пересмотра итогов приватизации не будет" до "авторитетного бизнесмена".

Пересмотра итогов приватизации покамест не случилось, да и хлопоты авторитетных бизнесменов к зелёнке на лбу имеют самое отдалённое отношение.

Слабое, значит, кун-фу у Жеглова. Нет у него методов против Кости Сапрыкина и остальных персонажей списка журнала "Форбс". Потому что сила - она в правде. А засунутый кошелёк наш народный суд не признал бы - нет, не признал. И это не закон, а кистень... кстати, прикиньте на секундочку, как эти слова воспринимали почти простые советские люди, причастившиеся "Одного дня Ивана Денисовича", а то и "Архипелаг ГУЛаг"а.

Конечно, самое простое - назвать сие "вечным спором", признать, что "за каждым своя правда", и пойти пить чай с крекерами. После чего Поработавшие Люди пожмут друг другу натруженные руки и тоже удалятся - пропагандировать дружбу народов, например.

А если разбираться... видите ли, спор Шарапова и Жеглова сводится к вопросу: "что лучше - наказать невиновного или избавить от наказания виноватого?"

Если мы примем, что провинность была, нанесла ущерб одному или нескольким людям, и подозреваемый известен, то "наказать невиновного" и "избавить от наказания виноватого" суть одно и то же действие. Если подозреваемый проступка не совершал, то его наказание и последующее закрытие дела равносильно избавлению ненайденного виноватого от наказания. Если подозреваемый нанёс ущерб другим людям, то отпустить его на волю - значит покарать этих людей ни за что; ущерб без возмещения вполне себе наказание.

Итак, что лучше - яблоко или яблоко, кататься на лыжах или на лыжах кататься, солнечный день или день безоблачный? Спор на пустом месте, Люди Работают, задачи ставят.

А теперь чуть внимательнее присмотримся к спору. И обнаружим, что спорят не люди, а человек спорит с точкой зрения, с совокупностью общественных отношений. "Шарапова" взъело то, что Жеглов сделал "подлость" - и тут же, "мы, работники МУРа, не имеем права шельмовать". Родной мой, "подлость" - это человек человеку, и обвинение в ней - это человек человеку, а вытаскивать корпоративную принадлежность - это отъезжать. Жеглов на этом отъезде выигрывает и тут же "Шарапову" объясняет, что корпоративная принадлежность - не совсем то, что "Шарапов" о ней думает, здесь работа вообще-то септическая.

"Шарапов", прижатый к стенке, отъезжает уже в офицерскую корпорацию как таковую. "Честь офицера". Чтобы затоптать его в землю, тут достаточно было пожать плечами и посоветовать ему написать рапорт любого содержания, на выбор. На Жеглова донести, или уволиться, или что угодно по вкусу. Если уж честь. Вместо этого Жеглов клоунничает, предлагая "Шарапову" соврать, будто бы "Кирпич никакого кошелька не резал". Тут уже выигрывает "Шарапов", опять вытаскивая это "мы". "Не имеем права до вранья опускаться".

Жеглов произносит своё знаменитое "вор должен сидеть в тюрьме, и людей не беспокоит, как способом я его туда упрячу". И предлагает устроить социологический опрос. "Моё враньё или твоя правда".

А "Шарапов" Жеглову про "суд у нас", и "суд не признал бы". После чего говорит, что нельзя законом дырки в следствии затыкать.

Поняли, почему Жеглов здесь прав? И почему эта правота изложена так, что за неё не ухватишься, и кун-фу этой правды слабое по самое не могу?

Я вот не понимал, пока не прочёл, страшно вымолвить, одного английского автора, по фамилии Претчетт. Я на него здесь часто ссылаюсь: что поделать, он тоже Человек, и тоже Работает.

И вот как он трактует апорию Жеглова-Шарапова. У него опытный офицер объясняет стажёру всякие хитрости полицейского житья-бытья, и на вопрос "как же так, это ведь неправильно" даёт ответ. Сам себе, мысленно. "Это правильно потому, что я это делаю". "Я". То есть у этого человека есть внутренний нравственный закон; и именно он разрешает добиваться правильных целей неправильными средствами; и именно он, оставаясь сугубо внутренним, не позволяет превращать внешний закон в кистень и убивать старушек за пятак.

Вот у "Шарапова" этого внутреннего закона нет. И самого "Шарапова" здесь нет. "Мы", "нам", "наш", "у нас". А у Жеглова есть. "Я его туда упрячу", "правильно сделал, что положил кошелёк в карман". "Моё враньё".

Я не говорю, что внутренний закон у Жеглова правильный и рукопожатный. Тут можно спорить: скажем, "наказаний без вины не бывает" - кредо довольно жуткое. Однако факт: этот внутренний нравственный закон отдельно взятого персонажа, нарисованного на стенке - играл бы его Высоцкий, Шакуров, всё едино - оказался настолько заметен, что на одной его имитации до сих пор цветут и пахнут "менты", "улицы разбитых фонарей" и прочие "висяки" с "глухарями". Про "гоблинов" сами допишите, если свербит, да и про "мочить в сортире" не забудьте.

Именно это важно. Сильнее этого ничего нет. Вера с горчичное зерно. А пресловутое "воррр должен сидеть в тюрррьме" - блестяшка, призванная снять вопрос. И бессмысленный коан "выпустить бандита или посадить невиновного" - белый шум. "Изображение".

Короче, "желаю, чтобы все". Желаю себе, Вам и всем остальным внутреннего нравственного закона. Не обязательно одного и того же, просто - побольше "я", чувства собственной важности и личности если не яркой, то мощной.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, общество, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →