?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

...вообще, темой моих бесплатных размышлений в данный исторический момент являются небесные оси, на которые нам с вами суждено налететь в обозримом будущем. Тема такая, что, если не транслировать самому себе изысканий британских учёных о календаре майя, то вылезают довольно любопытные вопросы, связанные с прошлыми небесными осями, уже оббитыми... возможно, уже оббитыми.

Нынешнее сообщение обязано своим существованием как раз таким побочным вопросам.

Не секрет, что так называемые "столыпинские реформы" обретались в общественном сознании близ одного из символов веры. "Свободный, крепкий, даровитый, эротичный земледелец, освобождённый от удушающей его общины, накормит Россию", частный случай условно "либеральной" идеологемы, санкционировавшей разрушение производственных коллективов советского типа, каковое разрушение впоследствии было использовано пост-советским начальством в целях собственного обогащения.

В свою очередь, эта "либеральная" идеологема наравне со своими конкурентами существовала в парадигме, которую можно сформулировать как "задачи масштабов популяции могут быть решены, во-первых, через изменение качества и количества позиций в социальной структуре этой популяции и, во-вторых, через приведение качества человеческого материала в соответствие с требованиями занимаемой социальной позиции". То есть в обществе надо выделить правильные места и расставить на них правильных людей - попечением начальства ли, народовластием, невидимой ли рукою рынка... после чего всё заколосится, а кризисы будут в страхе оббегать такое общество стороною.

Я немножко покопался в доступных документах по аграрным реформам, связываемых с именем П.А.Столыпина. По моему скромному мнению, кидаться бякой в Столыпина способно не столько левым, сколько именно революционерам - логика реформ была железной, и большая их часть была связана не столько с вопросами классовыми, сколько с чисто техническими и правовыми ограничениями коммунальных отношений в сельских обществах (чтобы не лезть в определения, отошлю вас к х/ф "Гараж" как иллюстрации того, что такое "коммунальные отношения"). Усугублю: я бы вообще не уделял большого внимания экономической стороне этих реформ, доходам-прибылям; смысл преобразований заключался в изменении условий воспроизводства человеческого материала.

С другой стороны, гладко было на бумаге... ограничения, в которые упираются любые расстановки-перестановки на селе, могут быть сведены к глобальным параметрам, от человека слабо зависящим. Предельный урожай, энергия на площадь, длина вегетационного периода и т. п. Отсюда вопрос, которым я задался, звучал примерно так: а мог ли позволить себе "свободный, крепкий, преуспевающий" крестьянин, облагодетельствованный Столыпиным, апгрейд своего хозяйства, его механизацию? Понятно, что оценка тут будет паки и паки черновой, но всё-таки.

И я занялся поисками крестьянина. Нашёл. Трудами ihistorian'а в поле моего зрения попали сканы с добезцарской периодической печати (1913-й год), где описывался тогдашний передовик производства; выставочный, премиальный экземпляр [1 | 2 | 3 ]. Без шуток, описывается именно что выпущенный на волю рукастый и головастый мужик - продукт столыпинской реформы, причём далеко не только общеизвестного указа. Гипотезу о том, что журналист приукрасил, я отбрасываю как идеологически невыдержанную - всем известно, что до советской власти в прессе писали только и исключительно правду, какой бы радостной она ни была.

Что мы видим? 4 лошади, 51 казённая десятина в собственности, сам хозяин, "полурабочий" сын, один постоянный работник плюс поденные изредка. Это, чтобы не мучаться, 3 ревизские души, что даёт нам 17 казённых десятин на ревизскую душу. Брокгауз и Ефрон приводят данные о количестве надельной пахотной земли на ревизскую душу за 1893-й год, т.е. 20 лет тому назад. С учётом того, что население за это время выросло, делаем вывод: для того, чтобы таких вот передовиков с 17 казёнными десятинами на ревизскую душу (пахотной земли, впрочем, меньше) поставить на конвейер, нам нужны либо программы массового переселения на свободные земли (массовые - это в некоторых губерниях бОльшую часть крестьян на вывоз под их же бурные аплодисменты), либо массовая же пауперизация, обезземеливание крестьян с последующим их переселением в города (под те же самые аплодисменты).

Валовый доход хозяйства - "около 1000 рублей". Пусть будет ровно штука, я не жадный. Это, впрочем, доход, а не прибыль, вычитаем налоги, оплату подёнщиков и постоянного работника... но всё равно: тысяча рублей цифра красивая, круглая. Или даже давайте считать так, что за четыре года, к 1917-му, упорным трудом герой поднялся до чистой прибыли в 1000 рублей. Ну да, играем альтернативочку: никакой войны, никакой большевизии, царь правит, труба играет, штандарт скачет...

Теперь об апгрейде. Пусть наш передовик, сохранённый для истории "Сельско-хозяйственным вестником Юго-Востока", намерен купить трактор.

К какой машине он будет прицениваться? Он будет прицениваться к "Фордсану" модели Ф, более известному в наших палестинах, как "Фордзон-Путиловец". 20-сильный полуторатонный колёсный трактор, создавался специально для фермерских хозяйств, может служить в качестве стационарного движка. Начал продаваться в Штатах в 1917-м, стоил 750 тогдашних баксов - по другим данным, во время ПМВ он стоил 880.

Почему именно он? Ответ: самый дешёвый вариант. Дяденька Форд не груши околачивал. Вопрос о том, могли бы состязаться с "Фордзоном" в стоимости "Карлик" и "Гном", я оставляю открытым. В текущей реальности в Советской России модель Ф скопировали, запустив своё производство с 1924-го года. Пусть в нашей альтернативке лицензионное производство начнут с 1920-го года и - гуляй, рванина! - будут продавать эту машину по изначальной американской цене в 750 долларов.

Как пересчитать в рубли? А через золото. На полученный нашим передовиком рубль в 1913-м году можно было купить 0.77 грамма золота... исключительно из глубокого почтения к добезцарским временам примем, что так оно и осталось к альтернативному 1920-му. На доллар, попавший в жадные фордовы грабки в 1917-м, можно было купить... 20.67 доллара за тройскую унцию, что у государства, что на рынке, это у нас почти точно полтора грамма жёлтого металла. Итого, трактор стоил килограмм и сто двадцать пять грамм золота, или чуть меньше полутора тысяч рублей, полтора валовых годовых дохода нашего ударника капиталистического труда. Та-дам.

Всякие злые люди в википузиях пишут о низкой ремонтопригодности машины, читай - высокой стоимости ремонта; однако это вопрос скользкий - кто его знает, что делал с трактором фермер, выложивший тринадцать сотен долларов за 620 часов работы... наш российский крестьянин, осенённый Столыпиным, настолько сметлив, что и безо всякого обучения, которое тоже денег стоит... ах, оставим эту тему, я устал играть в поддавки.

Впрочем, со временем цена шла вниз... в 1923-м году она уже составляла 395 долларов, то бишь каких-то 770 рублей - кстати, материал на ссылке хорош, хардвер надо продавать именно так... хотя стоимость топлива там же указана в три доллара в день, читай шесть рублей... ладно, примем, что в России оно было намного дешевле. Копейки. Примем и забудем.

Иными словами. Изображённый передовик в одну харю трактор тупо не потянет или потянет на самом-самом пределе возможностей, теоретически, безо всякого запаса прочности по деньгам.

Тут наш крепкий, самостоятельный, предприимчивый хозяин и кончается, ибо хозяйства, пашня в которых измеряется сотнями и тысячами десятин (помещичьи ли, кооперативные ли), уже могут позволить себе "железного коня" и вынести передовика с рынка за счёт снижения себестоимости. Извините, Пётр Аркадьевич, не будет вам опоры монархического строя, даже если с реформами всё получится.

Что же до бедных крестьян... ну кому интересны бедные, не вписавшиеся в рынок? Если свербит, то поищите примерные цифры по европейским губерниям России - в Сибири жили побогаче, если что. Сколько времени на трактор копить или скольким скидываться. Впрочем, по той же ссылке можно найти и про арендную плату на трактор.

Теперь принимаем, что государственные штаты и прочие земства составлены не из идиотов. Принимаем и то, что крестьяне, в общем-то, тоже... ложку в ухо не несут.

В результате в нашей альтернативе в середине 1920-х мы имеем масштабные программы переселения, курируемые государством (потому что больше некому), имеем создание территориальных парков сельхозтехники а-ля известные нам МТС (хотя, скорее всего, в совершенно иной экономической форме), клиентами которых являются в основном кооперативы самого разного происхождения, - как недобитые общины, так и товарищества выделившихся крестьян вроде нашего передовика - имеем упорядоченный государством вывод крестьян в города, на заводы и стройки. И, помимо всего прочего, имеем местное управление согласно этому законопроекту или чему-то похожему. Найдите кардинальные отличия от совдепа за исключением избирательного ценза.

Просьба не считать сие набросом с целью поразжигать между красными, белыми и ультрафиолетовыми, кто чей хруст слушал, и чей паровоз куда летел.

Я просто хотел показать, что некоторые вещи - особенно вещи, затрагивающие на протяжении десятков лет миллионы и миллионы людей - в последнюю очередь определяются нашими личными убеждениями, ценностями и прочим таким же. Более того, "кровышша", пролитая за время перехода из точки А в точку Б, дёр тельняшек на груди и пахитоска в зубах перед чекистским наганом сильно портят настроение и провоцируют на страшные клятвы, но влияют в большей мере на дизайн вывески, нежели на сущность получившегося учреждения. Что, кстати, повод "кровышшы" избегать, как непроизводительных расходов.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 70 — добавить )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
probegi
17 дек, 2011 15:15 (UTC)
Вы забываете, что любое дело можно сделать так, можно этак, а можно через жопу.

хехе
38_pop
17 дек, 2011 15:19 (UTC)
Интересно.
А вот вопрос: как смог купить этот трактор такой же передовик кап.труда в американской версии. Фермер. Говорят, они были. И с тракторами.
То есть в чем принципиальная разница между ними?
(Разумеется рассматривая аналоги в сходной среде - скажем Кубань и Огайо. Вопрос не про Архангельских поморов.)
ad_cash
17 дек, 2011 16:14 (UTC)
В Штатах до сих пор существует что-то вроде передвижных механизированных колонн: огромный флот техники, преимущественно Джон Дир, перемещается с юга на север по мере уборки урожая или посевной. Работают очень быстро, график жесткий и каждый час техники расписан. Техника вся лизингованая.
Фермерскому хозяйству не выгодно не столько держать свой парк техники, насколько я понимаю, сколько платить з/п, отчисления и соцпакет тем, кто на ней работает.
(без темы) - 38_pop - 17 дек, 2011 16:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 17 дек, 2011 16:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - govorilkin - 17 дек, 2011 16:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ad_cash - 17 дек, 2011 16:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 17 дек, 2011 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ad_cash - 17 дек, 2011 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ad_cash - 17 дек, 2011 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 17 дек, 2011 17:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ad_cash - 17 дек, 2011 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ulugaj - 19 дек, 2011 14:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ad_cash - 17 дек, 2011 17:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 17:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - injeneger - 17 дек, 2011 19:27 (UTC) - Развернуть
guamoco
17 дек, 2011 16:03 (UTC)
Выкладки хороши, но...
В те далекие времена автомобиль считался роскошью, однако довольно быстро превратился в средство передвижения. Да и мистер Форд был сторонником удешевления производства.
17ur
17 дек, 2011 17:13 (UTC)
Он и удешевил. С 880 до 395. А там пошли новые модели, дороже.
hemdall
17 дек, 2011 16:19 (UTC)
В принципе
Вы обосновали, что выведеный Марксом закон "консолидации производительных сил общества" действует и определяет развитие обществ независимо от желаний руководства этих обществ.
Сдается мне смена общественной формации была столь же неизбежна как и коллективизация.
17ur
17 дек, 2011 17:13 (UTC)
Re: В принципе
Не коллективизация как она случилась, но укрупнение - точно.
fon_rotbar
17 дек, 2011 16:24 (UTC)
51 казённая десятина в собственности
А надо-ли трактор для 51 десятины?
Сие где-то 55 га... По крайней мере сей пахарь обходился четырьмя лошадями. Я уж умалчиваю о том, что не все 55 га именно пахать требуется: где-то и малина произрастает...

Развивая свою мысль: ничто не мешало, на следующем этапе реформы, созданию МТС имени царя-батюшки, обслуживающих несколько хозяйств...
17ur
17 дек, 2011 17:21 (UTC)
Re: 51 казённая десятина в собственности
Да повесили бы на земство и местные банки, но выглядело бы очень похоже.
govorilkin
17 дек, 2011 16:30 (UTC)
более того, МТС разгромленные "кукурузиной" Хрущевым, актуальны и поныне, разве что сейчас это называется "лизингом" :)
А фермеры-диноличники это фантом, двуглавый уродец, мутант, но никак не опора продовольственной базы страны.
17ur
17 дек, 2011 17:22 (UTC)
Вообще, я бы взял с потолка цифру в 10-15-20 работников для конкурентноспособного хозяйства в данных условиях. Но не одна семья, никак.
lszhemahno
17 дек, 2011 16:34 (UTC)
"Свободный, крепкий, даровитый, эротичный (? может,все же энергичный) земледелец, освобождённый от удушающей его общины, накормит Россию".

Покойный Гайдар подписался бы под таким не спрашивая авторства подобной дури.Со сладострастным причмокиванием и возгласами ликования "Голова!Ы-ыхх,голова!Умище!".
Умища не было.Был, что называется,крепкий хозяйственник районного масштаба.П.А. отлично разбирался в с/х западных регионов России,но в упор не видел климатических нюансов "плодородной" Сибири,перед которыми Вильно и Ковно (да и Поволжье) - курорт.Без общины и в Нечерноземье-то крестьянину гаплык,а на Алтае...какие,нахер,хутора,если сезон работ три месяца,и жилы рвали сообща - земли немерено,а обработать под рожь (хотя бы) сил и времени не хватает.Проблему тягла и введения в оборот неудобий решили только колхозы - та же община.А касаемо хвэрмэрства,так я лично видел его во всех видах.Обычные мироеды.Как и при Столыпине.

17ur
17 дек, 2011 17:20 (UTC)
Насчёт "эротичного" - это я прикалываюсь, конечно. А то, что Столыпина возвели в кумиры именно за вот эти упования на "эффективного собственника" в масштабах деревни, это к гадалке не ходи.

Но по-любому, в общине тогда надо было разряжать коммунальное напряжение, и кое-что Столыпин тут успел сделать. Землемеры, скажем... кадеты и трудовики, ЕМНИП, этим даже не морочились.
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 21:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 21:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 21:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vadiml - 18 дек, 2011 20:39 (UTC) - Развернуть
thoros_of_myr
17 дек, 2011 17:44 (UTC)
ну тут конечно надо смотреть по регионам. Вообще ИМХО севернее Оки кроме картофеля и животноводства ничего быть не должно.
lszhemahno
17 дек, 2011 17:50 (UTC)
Я бы уточнил: восточнее Оки.
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 18:36 (UTC) - Развернуть
devil_ans
17 дек, 2011 17:48 (UTC)
>Я немножко покопался в доступных документах по аграрным реформам, связываемых с именем П.А.Столыпина. ...
логика реформ была железной, и большая их часть была связана не столько с вопросами классовыми, сколько с чисто техническими и правовыми ограничениями коммунальных отношений в сельских обществах


Я в всоё время тоже по-дилетантски покопался. Впечатление такое: да,абсолютная логика -- укрупнение хозяйств -- таки была железной. Но на ступень ниже, на уровне хотя бы статегического планирования, логика отступала. Цифры свидетельствуют.

>Отсюда вопрос, которым я задался, звучал примерно так: а мог ли позволить себе "свободный, крепкий, преуспевающий" крестьянин, облагодетельствованный Столыпиным, апгрейд своего хозяйства, его механизацию?

Во время столыпинских метаний, кстате, неплохо показала себя кооперация. Как говорит мудак пробежий: хе-хе.

>Что же до бедных крестьян... ну кому интересны бедные, не вписавшиеся в рынок?

Сталинская программа предлагала высвобождавшимся крестьянам индустриализацию. Столыпин, пустивший индустриализацию по пути "дадим больше свободы акционерным обществам" схожего результата по занятости не выдал. Программа по переселению "валите в Сибирь, а там уж сами-сами" провалилась.

>В результате в нашей альтернативе в середине 1920-х мы имеем масштабные программы переселения, курируемые государством (потому что больше некому

Сталин на переселение географическое не ставил. У Столыпина это был козырь.

>имеем создание территориальных парков сельхозтехники а-ля известные нам МТС (хотя, скорее всего, в совершенно иной экономической форме), клиентами которых являются в основном кооперативы самого разного происхождения, - как недобитые общины, так и товарищества выделившихся крестьян вроде нашего передовика

Такого у Столыпина не предполагалось. Кооператорам предлагалось крутиться самим, максимум помощи от гос-ва -- кредиты.

>имеем упорядоченный государством вывод крестьян в города, на заводы и стройки.

Ничего подобного у Столыпина не планировалось. Найм на крупные стройки, типа Транссиба круто колебался в количествах. Ни о какой упорядоченной программе речи не было. Вся надежда на Невидимую Руку Рынка™

>Найдите кардинальные отличия от совдепа за исключением избирательного ценза.

В этом и отличия. Кардинальные.
План, план ОСМЫСЛЕННЫЙ, а не упования на вышеуказанную Руку.
17ur
17 дек, 2011 18:30 (UTC)
Насчёт Сталина и географии. Опять же, не смотрим на личности и локальные мотивы, но задаёмся вопросом: а почему тех, кто попал под раскулачивание, ссылали?
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 21:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 21:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 21:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 22:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - injeneger - 17 дек, 2011 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ihistorian - 17 дек, 2011 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 20:03 (UTC) - Развернуть
lszhemahno
17 дек, 2011 17:55 (UTC)
"""Ничего подобного у Столыпина не планировалось. Найм на крупные стройки, типа Транссиба круто колебался в количествах. Ни о какой упорядоченной программе речи не было. Вся надежда на Невидимую Руку Рынка™""".

Конгениально!
Сам А.П. так и выражался: слабый сдохнет,жадный поднимется.Себя слабым он не считал,да вот поди ж ты...Хунта успел раньше.
devil_ans
17 дек, 2011 19:18 (UTC)
>Сам А.П. так и выражался

Касательно выражений Столыпина. Вспомните его бессмертное: "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России".

И вспомните столь же бессмертное сталинское: "Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут"

Лично мне в первом видится поиск оправданий возможным неудачам: "ах, если б вы, суки, дали мне 20 лет, я б вам показал...". А во втором слышится мне простой приказ: "Встать!!!"

Такая вот разница. И поэтому я с посылом хозяина этого журнала не согласен по сути его поста. Ну, как я его понял)))
ihistorian
17 дек, 2011 19:10 (UTC)
Невозможность единоличного хозяйства к дальнейшему с/х развитию осознавалась и до Столыпина. Покупка трактора - ерунда на фоне внедрения севооборотов. Столыпинский и Сталинский пути различаются не с точки зрения механизации и интенсификации с/х, - колхозников Сталин посылал в Америку учиться у фермеров и крупных капиталистических хозяйств. Эти пути отличаются социально:

Столыпин фактически устроил крестьянам схватку пауков в банке, кто не выжил - попал в вечную кабалу, если выжил, конечно. Поэтому Столыпин получил революцию итогом.

Сталин предложил подняться всем вместе и даже - раскулаченным.

Поколение Сталина прекрасно осознавало ту бездну (для некоторых, но - многих миллионов), которую удалось проскочить, поэтому и рыдало у гроба вождя.
devil_ans
17 дек, 2011 19:26 (UTC)
>Столыпин фактически устроил крестьянам схватку пауков в банке

Добавим, что нищебродам-общинникам государство дополнительно обрывало лапки, ставя в этой самой банке в исходно невыгодное положение.

>Поэтому Столыпин получил революцию итогом.

Книга Кара-Мурзы, считаю, исключительно метко называется.

(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 21:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 21:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 22:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 22:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 21:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 22:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - devil_ans - 17 дек, 2011 22:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ihistorian - 17 дек, 2011 21:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 дек, 2011 22:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ihistorian - 17 дек, 2011 22:26 (UTC) - Развернуть
dmitriyandreev
17 дек, 2011 19:15 (UTC)
Поддерживаю.

Правда из этого следует, что "не надо раскачивать лодку" (я так для себя это вижу, если смотреть _только_ с технократической т.з.).
17ur
17 дек, 2011 21:23 (UTC)
Скажем так, "поздно раскачивать лодку".
(без темы) - dmitriyandreev - 18 дек, 2011 19:00 (UTC) - Развернуть
evil_gryphon
17 дек, 2011 19:16 (UTC)
трактор объявить неправославным и запретить. Вся обработка полей - только ручным трудом, или лошадью.
eugene_gu
17 дек, 2011 23:25 (UTC)
Эк у вас как-то краснокхмерски получилось ;)
(без темы) - evil_gryphon - 18 дек, 2011 01:08 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
19 дек, 2011 09:14 (UTC)
А Вы работали на полях? (злой большевик - Марии Спиридо
Чтобы навсегда (подчеркиваю - НАВСЕГДА!) избавиться от иллюзий,усиленно рекомендую живой эксперимент.
Возьмите лопату и прокопайте канавку на штычок длиною 33 км (землю выбрасывать не требуется).Это и будет максимальная производительность крестьянской лошадки за световой день ( можно,конечно и настоять,но коняшка неизбежно падет ),сиречь искомая ОДНА десятина.Поскольку в большинстве своем больше двух-трех коней крестьяне не имели,то пахота пресловутых 50 десятин растянулась бы за все мыслимые агрономические сроки (очень сжатые).
А трактору по барабану,он и ночью пашет.И после неурожая овса пашет.И непогоду пашет.И когда лошади сдохли пашет.И на склонах по бурьянам пашет.Сколько угодно пашет.Лишь бы тракторист был азартен и трезв,ГСМ в наличии,а болты картера подтянуты (и при Сталине это было нормой).
(Анонимно)
19 дек, 2011 09:16 (UTC)
Глюкануло (свет вышибло).Полузалогинился.Отмечаюсь вышеизложенным как Лжемахно.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( Всего-то 70 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger