Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Заметки по серии Mass Effect.

Давно хотел отписаться на тему серии, вот собрал заметки и кое-как организовал. Спойлеры таки да, поэтому если что, то под кат таки не.

Старая, старая сказка. Абсолютное большинство образующих черт сеттинга МЕ придумано (или собрано) в начале ХХ века (или ещё раньше) в старой доброй Англии. Оборудованные лучами смерти марсианские треножники гипнозом и хирургией превращают пленённых обывателей в орды ужасных морлоков. Бравый офицер, отслуживший в колониях, прекрасные марсианки, кейворит, эксцентричные учёные и злокозненные магнаты, древние артефакты, агенты её величества с лицензией на убийство, разнообразные взбунтовавшиеся питомцы местных франкенштейнов и практическое применение теории эволюции в режиме "геноцид - не роскошь, а суровая необходимость".

Впрочем, про сам подход тоже уже было сказано, причём сильно заранее. Блог Антоши Чехонте, 19 ноября 1883-го года.

"Петербургские драматурги, театралы и публика жалуются, что у них нет частных театров, московские же, наоборот, сетуют, что в Москве очень много драматических театров. У столиц разные вкусы, как видите... Рекомендую обеим столицам поменяться публикой: москвичей отправить по этапу в Питер, а питерцев по этапу в Москву - и конец всем сетованиям.

Москвичи не симпатизируют серьезной драме. Для чего им драма, ежели им и без драмы хорошо? В "Фоли-Бержер", построенном на развалинах Пушкинского театра, нет никаких драм, а между тем, поглядите, как там многолюдно, весело! Наш Лентовский, созидая драматический театр, стучал кулаками о столы и говорил:

- Один только я... я!.. я могу дать России настоящий русский, народный, воспитывающий театр! Я! И вы увидите, как я исполню свою великую задачу!

Мы и увидели. В сентябре и октябре у Лентовского давалась исключительно одна только драма и комедия. И что же? В народе стали носиться зловещие слухи о крахе нового театра и полете в трубу. Никто не ходил глядеть драму, кроме рецензентов. В ноябре Лентовский отчаянно стукнул кулаком по столу, похерил свою "великую задачу" и взялся за добрые старые "Корневильские колокола"... "Смотрите здесь, смотрите там..." дало милейшие результаты. И сбор полон, и публика довольна. Позвонив в корневильские колокола, Лентовский еще пуще ублаготворил московские вкусы: он сделал залп из сотни ружей. "Лесной бродяга", которого он поставил на сцену и дает теперь три раза в сутки, всплошную состоит из выстрелов, отчаянных злодеев, добрых гениев, гремучих змей, великих инквизиторов и бешеных собак. Не пожалел г. Лентовский спин и поясниц наших купчих, дав волю мурашкам и мелкой дрожи бегать от их затылков до пят. Благодаря этой новой кисло-сладкой, немецко-либерготтской ерунде, вся Москва пропахла порохом. Купчихам нравится эта пороховая дребедень, на мыслящего же человека она производит впечатление большого кукиша."
(со вздохом) Были же времена, когда в направлении мыслящего человека можно было и кукиш показать. А не наоборот.

"И сбор полон, и публика довольна". МЕ1-3 так и сделаны. Скажем, в МЕ2 и МЕ3 изменения в игромеханике, интерфейсе, общении с неписями, порядке обретения и использования шмоток со всей очевидностью сделаны "по заявкам слушателей". Публике нравятся эпишные ролики и кинематики? Ну нате, в МЕ3 их минут сорок на сорок часов игрового времени. Публике не нравится продажа сотен единиц трофейного шмота и необходимость довольно тщательного одевания всего отряда в МЕ1? Ладно, подельники в МЕ2 о себе позаботятся сами, и вот вам сбор не прибитых к полу, стене или поверхности планеты "ресурсов". Тоже умучались? Хорошо, в МЕ3 отпираем все сейфы и переходим на сдельную оплату - "время нынче военное", а всё, что забыли подобрать в очередной миссии, за мзду малую доступно на особом терминале.

Всё для человека, всё во имя человека. Приятно.

Отчаянные инквизиторы, гремучие собаки, бешеные змеи и добрые злодеи. Теперь немножко серьёзного, а именно об одном из двух приёмов, которыми весь этот кисло-сладкий контент делается.

Тем, кто МЕ уже играл-прошёл, задаю вопрос: которая раса там сопоставлена русским? После чего откидываюсь на спинку стула и с гнусной ухмылкой наблюдаю за дискуссией. Правильный ответ: никоторая. То же самое касается соответствия любой тамошней расы любой современной или прошлой нации на слуху. Нет его.

Внимательные люди тут же мне укажут на некоторые статьи кодекса или иные описания игровых артефактов, которые описания можно истолковать в пользу того или иного сопоставления. А другие внимательные люди укажут первым на совершенно иные трактовки. Собственно, в этом приём и состоит. Характерные для североамериканской культуры представления об иных нациях (в т.ч. выдуманных, типа эльфов или тауренов) - "штампы", если хотите - порезаны на составные части, а потом из этих частей пересобраны. Тасовка. И ничего, всё получилось.

"Расы" - это только один из классов игровых артефактов, однако такой же подход применяется и к остальным классам. Вот, скажем, неписи. "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича". Получается Урднот Рекс.

Однако корректно воплотить этот подход, несмотря на всю его технологичность, вовсе не просто. Правильно выделить узнаваемые маркеры, вырезать их, - а не выдрать с кровоточащими ошмётками мяса - сшить вместе достаточно мелкими стежками, правильно просчитать воздействие получившейся сборки на игровые историю с географией (а оно определяет практически всю несюжетную деятельность игрока); всё это требует весьма развитых и управляемых рефлексии, "распредмечивания и опредмечивания" - и является хорошим упражнением для развития таковых.

"Шутка - вещь серьёзная, а если шутка не серьёзна, то она попросту смешна". Вторым приёмом, которым обеспечивается количество и связность контента от части к части, является юмор. Собственно, мне очень трудно шутить на тему серии МЕ, потому что обо всём уже пошучено до меня в самой этой серии. Учитывая, что "юмор - это удовольствие от неправильного срабатывания", получаем всё ту же аккуратную диссекцию игровых артефактов и моментов игрового действия с их последующей пересборкой в ином порядке, как под конкретную шутку или сюжетный ход, так и просто "для атмосферы".

Если в первой части Саревок Сарен работает кем-то вроде пророка у гетов, то во второй вы получите психованного батарианского уличного проповедника на Омеге, несущего примерно ту же пургу (смешно), а в третьей - батарианского же проповедника, выступающего перед батарианскими беженцами. Если в первой части на Цитадель нападают толпы гетов, то во второй части можно таскать Легиона по населённым локациям (и оно ещё будет своё мнение высказывать), а в третьей пупарас Джокер станет выгуливать по Цитадели свою Иди с прилагающимся объяснением, что это personal assistance mech. Или возьмите профессиональную эволюцию Гарруса.

Так эта постоянная пересборка, это постоянное перевёртывание и работают. Многие вещи тот самый Джокер резюмирует для толстолобиков открытым текстом.

Лично мне больше всего нравится реплика продавца игр из второй части МЕ. "Нынешние игры - сплошь судьбоносный выбор и спинномозговая боёвка [мой перевод слов big choices and visceral combat, который объясняет мой же скептицизм по отношению к русификации]. Мне не хватает прежних игр, когда надо было вовремя пить воду, а перемещение между локациями занимало пять часов реального времени". Продавец - саларианин, представитель расы с временем жизни 40 лет.

"И чтобы где-нибудь в углу висел ханар!" Про "любовные линии" в серии МЕ расписывать особо нечего, за исключением одного обстоятельства.

Сюжет вполне очевидно ведёт к тому, что никакого "жили они долго и счастливо" не состоится. Потому боевые подруги, с которыми ГГ может крутить роман, устроены соответствующим образом - так, чтобы было не жалко. Если с инопланетянками это ещё как-то понятно (одна пока прожила всего 109 лет из полагающихся тысячи двухсот, у другой в любом случае будет миллион несовместимых с "долго и счастливо" дел), то земным женщинам для достижения того же самого эффекта в головы подселены не тараканы даже, а трилобиты. Одна - помесь ротного старшины и прапорщика, другая вообще генетический конструкт, а третью в младенчестве сдали в поликлинику для опытов.

Всяческий ахтунг я оставлю за кадром, хотя, если вдуматься, то с азари оно тоже ахтунг.

"Нельзя обманывать весь народ всё время". Любопытен консенсус, с которым игроки разных стран встретили концовку серии МЕ. Общее отношение определяется словами из анекдота "гражданка, я не вас имею в виду... Мальчик, ну ё... твою мать." При тех рельсах, по которым игра ехала первые две части и четыре пятых третьей части, столь тупорылая концовка - из машины выскочил деус и принялся играть с ГГ в напёрстки - легче всего объясняется вмешательством внутреннего цензора. Или не внутреннего.

Немного логики. В конце второй части ГГ срывает план построения гигантского человекоподобного боевого робота, каковым роботом планируют пополнить своё войско марсианские треножники, которые на протяжении минимум десятков миллионов лет периодически геноцидят наиболее развитые расы Галактики. В процессе строительства в человекоподобного робота, удивительно похожего на терминатора-переростка, инопланетные гастарбайтеры накачивают свежевыдавленный человеческий сок.

Единственным объяснением процесса служит утверждение, что предназначенная к отстрелу раса таким образом сохраняется в виде очередного сверхразумного боевого юнита галактических угнетателей, каковой юнит конструируется по образу и подобию приходуемой расы.

В третьей части зритель имеет счастье наблюдать, что все боевые юниты галактических угнетателей одного класса построены по одному и тому же плану. Логический вывод: они все созданы из одной и той же расы - точнее, одной и той же расой, которая десятки миллионов лет назад как уселась всей задницей (или её эквивалентом) на Галактику, так и не собирается слезать, вовремя отстреливая конкурентов и только в редчайших случаях рекрутируя кого-нибудь из них.

С учётом того, что земляне снуют и кишат в галактическом сообществе всего что-то около тридцати лет, - а само оно в данном цикле существует около двух тысяч лет - можно сделать вывод, что люди есть супермегагиперультрараса-плюс (кстати, подсказки в этом направлении в первой и второй частях были).

Добавляя в варево высказанный протеанским компьютером тезис об управляемой и катализируемой эволюции, - единственный удовлетворительно объясняющий внешнюю схожесть основных рас в игре - получаем в итоге умозаключение: галактическая эволюция методом проб и ошибок наконец-то породила сверхрасу (нас, любимых), которая умоет прежних хозяев.

Рельсы ведут именно к этому. Именно в отмену такого вывода неожиданно звучит идиотская болтовня кровавого мальчика об органических и синтетических разумных расах, которые по живости характера непременно должны вцепиться друг другу в глотки, и потому их надо держать под спудом. Рельсы сворачивают под прямым углом. Вниз. Любое решение ГГ вдруг оказывается совсем не тем успехом, к которому пацан шёл. Очень нехорошо со стороны разработчиков. "Не надо чан на кирзе настаивать".

Собственно, всё на сегодня. В заключение можно отметить, что в серии МЕ присутствуют достаточно интересно сформулированные вопросы о влиянии технологий на социум, о манипуляциях при организации межрасового общения, плюс, как водится, пресловутые вопросы нравственности. Однако об этом потом, когда руки дойдут.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: игры, критика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →