Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

  • Mood:

Пост-ап? "Давайте два".

Имею в виду именно "давайте два", а не "дайте две", ш-школота.

Если отвлечься от красивостей пост-апа, которые суть разнообразные экстремумы обывательского понятия "плохая экология", то можно выделить два типа пост-аповских сюжетов: первый - диссоциация общества в процессе расширения его местообитания; второй - пересборка общества с учётом влияния экстремального личного опыта как типичного.

Перевожу с идиотского на русский.

Первый сюжет, отшлифованный Интерплеем и Бефездой до зеркального блеска, есть пересказ байки про обезьяну и консервную банку. Изолированное общество, существующее в режиме московской коммунальной квартиры конца 1920-х, "потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака"; изгой или посланец, отправляющийся вовне за Новым Ресурсом - и понеслась, и понеслась. "Плохая экология", красивости урчат и кусаются, пыщ-пыщ. Ответы на вопрос "а как они там дальше, когда герой вернулся" ни тщательностью, ни убедительностью не отличаются. Если вообще присутствуют.

Хотя отмечу, что тут-то и начинается самое любопытное, а именно взвешивание прелестей расселения коммуналки против рисков жизни на условно свежем воздухе. Старые и мудрые (без шуток мудрые) обезьяны против обезьяны с консервной банкой. По сравнению с этим радиоактивные осадки и расшалившиеся зомби - так, гарнир и фурнитура.

Второй сюжет мнится мне гораздо более интересным и воистину фантастическим. Речь идёт о пост-апе, как о результате воздействия фактора, разъединяющего людей. Самый простой (далеко не единственный) способ - вынести девятьсот девяносто девять человек из каждой тысячи (лучше, конечно, оставить одного из пяти-шести тысяч). После чего общество со временем пересоберётся, однако время это, проведённое будущими членами общества поодиночке или в очень малых группах, отметит их соответствующей экспериенцией, которая, в свою очередь, окажет влияние на новособранное общество. И вот размеры и критичность этого влияния - терра инкогнита.

Стивен Кинг в "Стойке" с темой не справился, сплошной деус экс машина. У Маккаммона в "Лебединой песне" вопрос обойдён, общество Машкиного Покоя восстанавливается само собой. У Кристофера (помер этим годом, земля пухом) в "Рваном крае" вопрос поставлен ребром, причём с ощупыванием "нулевого решения" - отцеженные катаклизмом люди вообще не хотят, не могут или не умеют создавать общество. Всерьёз отметился здесь разве что один из гигантов древности Фриц Лейбер своим "волчьим циклом" - и его ответ неутешителен: люди без общества сойдут с ума и впоследствии создадут безумное общество, определённо хуже, чем нынешнее (впрочем, это как посмотреть).

Надо сказать, что тема и богатая, - скажем, список технологий, которые нежелательно или невозможно утратить, лучше всего обсуждать именно в таком антураже - и актуальная, ибо пустыня может быть не только радиоактивной, но и социальной.

Так, думаю вслух.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: литература, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →