Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Размышление о "советскости". Что такое "сталин".

(сокрушаю стену головою)

Каждый, каждый, кто использовал семаджик, когда-нибудь да постовал незаконченный черновик!!! Вот и я. Увидел. Только что. С 46-ю комментариями. И ссылками. Ааааа.

Так, я делаю умное лицо, как кот, только что шлёпнувшийся с подоконника в лужу. Типа так и хотел. Очень доволен комментами. Которых я ещё не.

А теперь следующее сообщение, несколько более законченное (штукатурка продолжает ритмически сыпаться).

В настоящем сообщении я рискнул воздержаться от характеристик "хороший-плохой" по отношению к описываемому. Проще говоря, я не хочу набрасывать.

Сообщение представляет собой попытку описать моё понимание "советскости" как характеристики личности, данной нам в ощущениях (характеристики данной, а не личности - а то личности, они бывают разные).

Итак.

"Советскость" не может быть обусловлена генетическими факторами, так как достаточного времени для их задействования у имевшей место в истории советской власти попросту не было. Можно говорить о генетической предрасположенности к "советскости", валентности к ней, но разговор тут будет чисто статистический и сугубо предположительный, для "британских учёных".

"Советскость" не может быть сведена к политическим убеждениям и тем более к лояльности или нелояльности тем или иным символам.

Во-первых, многие наши современники, считающие себя "антисоветчиками" и не устающие это доказывать, вполне органично смотрелись бы в советском антураже. Во-вторых, мероприятия по "разоблачению" советской власти в позднюю перестройку проводились методами советской власти и людьми, прекрасно при ней устроившимися.

Между этими двумя ограничениями "советскость" можно определить как самовоспроизводящийся поведенческий комплекс, возникший в результате как стихийной, так и спроектированной адаптации быта масс населения РИ при переходе от аграрного уклада жизни популяции к индустриальному.

Важные моменты определения.

"Самовоспроизводящийся" означает, что поведенческий комплекс включает в себя акты по прописыванию себя же в действующие в популяции механизмы "производства человека" - социализация и проч.. Поэтому "советскость" не исчезает при исчезновении условий, её породивших.

Меру "стихийности-спроектированности" адаптации я затруднюсь определить - как минимум потому, что непонятно, считать "стихийной" или "спроектированной" ту или иную черту "советскости", которая де-факто имеет авторство, однако применяется носителем "советскости" такими способами и в таких целях, о которых автор и не думал. А такими и в таких, о которых думал, не применяется.

"Переход от аграрного уклада жизни к индустриальному" даёт нам временной интервал, начинающийся намного раньше Великой октябрьской и заканчивающийся ненамного раньше Невеликой августовской. Для формирования поведенческого комплекса, охватывающего значительную часть популяции, стрельба и громогласные декларации отнюдь не обязательны.

Теперь к тому, что я считаю образующим признаком "советскости" как поведенческого комплекса, отличающего его от всех остальных, в том числе наработанных при аграрно-индустриальном переходе в других странах.

Это неразличение ценностей "превосходства" и "справедливости".

Как это понимать? Ценность есть нормативный объект в сфере поведения. Если мой поступок соответствует какой-то ценности и/или не соответствует другой какой-то ценности - я чувствую это. Я испытываю какие-то переживания. Переживания, которые отличаются друг от друга по силе и по качеству вкусу.

Так вот, "советскость" как совокупность черт поведения следует из того, что для человека одинаковы сила и вкус переживаний, следующих своему или чужому поступку относительно ценностей справедливости и превосходства.

Хотите по-простому - извольте. Как обычно, за счёт точности. Так вот, "советскость" есть поведенческий комплекс человека, верящего в справедливую власть.

Выражена "советскость" может быть в разной степени. Скажем, человек может верить в то, что справедливая власть возможна в принципе. Или в то, что она уже была в каком-то прошедшем "золотом веке". Или - это уже острая форма "советскости" - в то, что она в какой-либо форме присутствует сейчас. Скажем, вера в "невидимую руку рынка" у нас, к сожалению, достаточно часто исповедуется именно "советскими людьми".

На самом деле "справедливая власть" - это катахреза как денотат и оксюморон как символ. Соединение несоединимого, ибо ценности "справедливости" и "превосходства" противоречат друг другу, что называется, "в лоб". Именно абсурдность самой фигуры "справедливой власти" и делает её такой устойчивой к попыткам "десоветизации".

Об оформлении "советскости".

Откуда появилась и зачем нужна "справедливая власть"? Никаких тайн. Советские производственные коллективы как базовые организационные структуры советского же общества зарождались в условиях ярко выраженной горизонтальной мобильности (из незнакомцев), по человеческому материалу во многом наследовали сельской общине РИ, и всё это происходило в условиях намеренно подавленных ценностей "пользы" и "свободы".

Иными словами, конфликт между ценностями "справедливости" и "превосходства" был единственным этическим конфликтом, который тогда вообще имело смысл решать.

Кстати, в тогдашнем искусстве это всё отражено. Далее утрирую. Наезд "справедливости" на "превосходство": "а что ты тут, бывший, раскомандовался, как при старом режиме? Подумаешь, анжинер, очки нацепил!" Наезд "превосходства" на "справедливость": "Товарищи! А ну быстро-быстро пятилетку в две недели согласно плану, который там наверху неизвестно чем придумали!"

Понятно, что сколько-нибудь успешно советский коллектив мог существовать (а люди могли улучшать своё социальное положение в нём и с его помощью) только, если это противоречие удалось бы упромыслить. Наведённый дальтонизм в отношении переживаний о следовании/нарушении "справедливости" и "превосходству" - решение, не побоюсь этого слова, изящное. Оптимальное даже. В отсутствие такого решения буйствующие ценностные противоречия могут привести разве что к массовым психозам, "а править сумасшедшим народом - удовольствие маленькое, особенно если учесть, что умалишённые излучению не поддаются..."

Да-а, вот ещё что. Надеюсь, все понимают, что пресловутый "культ личности Сталина" был всего лишь предельным выражением этого решения? Одному человеку - причём конкретному, которого "по радио слышали и в газетах читали" - было приписано совмещение в личном поведении Предельного Превосходства и Предельной Справедливости. Раз пошла такая пьянка, усугублю: "сталин" с маленькой буквы, как конструкт и портрет - это вполне отдельная, самостоятельная ценность, "справедливость" и "превосходство" в одном флаконе, нужная как раз для незамечания противоречия между ними.

В порядке развлечения укажу, что именно на примере "сталина" "советскость" многих антисоветчиков проявляется во всей красе.

"При Сталине был АдЪ!" - говорит антисоветчик. "Для всех?" - вежливо интересуюсь я. И антисоветчик начинает доказывать, что да, для всех поголовно. Так и запишем - "справедливость". Отсюда, между прочим, следует, что русским националистам, окажись свободные деньги, стоило бы проплатить окраинные экземпляры сталинистов. И побольше. Собственно, национализм представляется мне единственно вменяемой платформой для "десоветизации" и "десталинизации", ибо этнические общности наиболее устойчивы к социальной инженерии.

"Сталин виновен в гибели двадцати миллионов!" - говорит антисоветчик. А потом, поковыряв в носу, доводит цифру до ста миллионов. Или двухсот. Молодец, вестимо. Сам-то он убивал разве что мух с комарами и не понимает, что занимается раздуванием составляющей "превосходства" в конструкте "сталин" до метагалактических размеров. Уж и Гоблин саркастически намекал "миллиард расстрелянных лично Сталиным" (буквальное понимание идеи "превосходства" как уничтожения, совершённого лично), ан нет. Не в коня корм.

А потом они удивляются перипетиям конкурса "Имя России" и говорят, что "народ неправильный". Мол, десталинизировали, десталинизировали, - умаялись, бедные - а ни фига не выходит. "Советский человек" в отрыве от корней вообще печальное зрелище... как и любой другой, впрочем.

Об алгоритмах "десталинизации" и "десоветизации" - таких, которые сработают, а не о советской же ерунде типа "указом запретить" - я поговорю как-нибудь потом. Есть предчувствие, что люди, советские по убеждениям, а не по натуре, меня скорее поддержат. Между нами, девочками - конкретный исторический Сталин в многажды цитируемом тосте "за русский народ" безо всякой нужды взял на себя в лице "советского правительства" довольно многое. Значит, понимал, что в дальнейшей истории может оказаться расходным материалом. Не обидится.

Собственно, тогда же "как-нибудь потом" я поговорю и о пользе и вреде "десоветизации" как таковой. Правильно проведённая "десталинизация", по моему мнению, для общества пользительна, а вот насчёт "десоветизации" не уверен. Когда буду уверен, вернусь к теме.

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: общество, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments