?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Для тех, кому имена собственные незнакомы: речь идёт о персонаже из цикла "Discworld" за авторством Тэрри Прэтчетта.


Да, и вообще-то она granny Weatherwax, но здесь переводчиков я бы не упрекал.

Для начала надо похвалить автора, и вот за что.

Видите ли, белые люди представляют себя наружу в режиме постоянного и наипребесстыднейшего самопоздравления. Сила это или слабость - зависит от дополнительных условий и внешних обстоятельств. Тем не менее, так есть. И, если Вы хотите изучать белых людей по их же презентациям... желаю удачи. Показ товара лицом такому изучению не способствует.

Имеет место быть панель с кнопками, прекрасно продуманная, вся из себя зализанная и дизайнерская. Прикидывать по ней, как там внутри всё работает, есть занятие чуть менее, чем бесполезное. "Рейган сказал "уберите стену" - и берлинская стена рухнула", - и в эти прозрачные глаза Вам ответить нечего.

Однако есть лазейка: юмор. Юмор - это "удовольствие от неправильного срабатывания"(с). Чтобы это удовольствие читателю или зрителю доставить, как минимум надо показать, как оно работает или могло бы работать.

Настоящий юморист, который не промышляет шутками о тёщах и гаишниках, снимает панель управления и роется в потрохах. Поэтому, если Вы хотите получить представление о том, как белые люди живут, как у них там что появилось, и почему оно такое, а не сякое и даже не эдакое... читайте Прэтчетта. У него этого много.

Теперь о ведьмах и ведьмовстве. Вот не знаю, проговаривался ли в ЖЖ, но оффлайн я пару-тройку раз выразил самое горячее согласие с тезисом "ведьмы не оставляй в живых". Однажды в ответ мне было указано на мои атеизм и материализм и якобы следующую из них незаинтересованность в вопросах ведовства. Тогда я разъяснил свою позицию примерно так.

Если не зацикливаться на побивании чего-нибудь трёхглавого по приказу богов в порядке посвящения в мужчины, то основным и главным эффектом применения магии в сказках является обход (в смысле bypass) коллективных действий. Емеля щучьевелит не для того, чтобы чего-то добиться, а чтобы от него отвязались.

Всего того, что делают всевозможные Магические Артефакты, можно добиться и без магии, если сто или двести лет побегать, поуговаривать, поторговаться, поворовать, сделать карьеру, выучиться кунг-фу и тэ дэ и тэ пэ. Если совсем просто, то магия позволяет не учитывать окружающих - не использовать их, не договариваться с ними, не прятаться от них.

Отсюда следует, что бытовая магия разрушает общество: разрушает его и как возможность совместных действий, и как силу, соединяющую людей. Претензии на бытовую магию делают то же самое; человек вместо того, чтобы работать с окружающими, идёт к какой-нибудь потомственной шаманке, дабы со словами "чуфырь-чуфырь" с него сняли порчу и астрально отсосали негативную энергию.

Как легко догадаться, это не совсем то, что нужно российскому обществу, и без того атомизированному до неприличия. Поэтому, если внезапно всех этих ворожей и целителей прекратят, - я не настаиваю, чтобы их отправили строить железную дорогу точно по линии Полярного круга, но просто прекратили бы их деятельность - то это будет скорее хорошо, нежели плохо.

Даже если это будет сделано с подачи бородатых мужчин в женских платьях, которые делают вид, что на облаках живёт невидимый всемогущий телепат.

Впрочем, должен отметить, что якобы продвинутая повёрнутость на всяких летающих тарелках и прочих шамбалах имеет то же самое основание: поиск волшебника, который решит все наши проблемы (половина из которых связана с запахом изо рта, бляканьем через слово и плохой памятью на даты рождения сослуживцев). На этих, в отсутствие иных возможностей, я бы тоже напустил попов.

Однако отсюда же следует, что в определённых ситуациях ведьмы необходимы и незаменимы.

Легко можно представить себе общество, которое... скажем так, надо разбавить. Общество, в котором неизбежных коллективных действий слишком много. "Тёплое общество лицом к лицу"(с), если мне будет позволена лёгкая ирония. Община, коммуналка. Серпентарий товарищей по работе (кстати, подумайте, почему столько советского народу, когда стало можно, кинулось во весь этот "кашпир во время чумака").

В этих условиях бытовая магия - а равно и имитация таковой - не только востребована, но и полезна. Собственно, объяснение этих востребованности и полезности и составляет большую часть образа матушки Ветровоск и её подельниц-ведьм. Проживая в горном королевстве размером с полторы деревни и, по сути, захолустной деревней и являющимся, ведьмы как раз и не дают превратиться ему в совершенную уже... общину с уравниловкой, кулачеством и повседневным, а оттого несмешным скотством.

Впрочем, Прэтчетт не был бы прэтчеттовски велик, остановись он на этом. Ну, описал бы он обычный тяни-толкай: с одной стороны, воспроизводящий себя идиотизм деревенской жизни, который тянет в "тёплое общество", с другой - остроумные фокусы в исполнении "вещих сестричек", которые в пределе ведут к распаду и хаосу. А более-менее оптимальная рабочая точка, она же равнодействующая, сама получилась.

Однако прэтчеттовские ведьмы имеют представление об этой рабочей точке, и они рассматривают своё ремесло как целенаправленную деятельность по поддержанию её, а потому безо всяких колебаний выступают против отбившейся от рук магии (и её имитации), угрожающей обществу ("Witches abroad" и особенно "Lords and Ladies").

Лесничие, а не волки. Садовники, а не сорняки.

Нетерпеливый читатель повинен спросить, а какое отношение всё это фэнтези имеет к реальной жизни, да ещё к жизни белых людей? Что имел в виду Автор, по мнению автора?

Автор с маленькой буквы ответит читателю вопросом на вопрос: а что, не являясь "чуфырь-чуфырем", позволяет нам не учитывать окружающих? Правильно, собственность и деньги, достаточные, чтобы не работать за (и на) еду.

Теперь можно бы поговорить о старой доброй Англии, о джентльменах в сельской местности и естествоиспытателе Стэплтоне, и - в итоге - о том, почему и какое общество составилось "снизу" в Российской и Британской империях соответственно... ну, скажем, к последней четверти девятнадцатого века. Или несколько позже.

Можно бы, но, наверное, незачем.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

slava_sha
17 янв, 2013 16:09 (UTC)
Блондинка, заимев компьютер в той или иной ипостаси, вынуждена увеличить число социальных связей как минимум на единичку. :)

Edited at 2013-01-17 16:10 (UTC)

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger