Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Music:

Рассуждение о кирпиче.

Уважаемые читатели, что вы можете сказать об этом кирпиче?

(так, твою же ж... отсутствие картинки - это не дзен, это СУП)



Подсказка: что бы вы о нём ни сказали, Вы будете говорить о его границах. Вообще, понимание всякого предмета сводится к определению границ, отделяющих его от остальной Вселенной. Так что можно сказать о границах этого кирпича?

Вы знаете о моей привычке к переподвывертам, поэтому уже сообразили, что я говорю о границах не только пространственных, но и временных. Вот кирпич есть, а через какое-то время его не будет. Выветривание, перепады температур, близкий ядерный взрыв... понятно, что временные границы можно вывести из границ субстанциональных, ибо при прочих равных время жизни кирпича прямо зависит от того, из чего он сделан. Прочность, вязкость и всё такое.

Думаю, что читатель живо смекнёт: кирпич останется кирпичом - единицей стройматериала - при самых разных вариациях своих пространственных границ. А вот если варьировать его субстанциональные границы, и завести прочность поближе к нулю, кирпич кирпичом быть перестанет: станет каким-нибудь "куском рассыпающегося в руках материала сравнительно правильной формы".

Из кирпичей толщиной в миллиметр и длиной в метр технически можно что-то соорудить, - о сложности не будем - а из кирпичей, разлетающихся в прах от касания - вряд ли.

Надеюсь, что собравшиеся с этим согласны. А если согласны, то почему, - не отворачивайтесь, я и о Вас тоже - почему их зачастую неиллюзорно корёжит от утверждений вроде "богатство и власть являются настоящими ценностями в жизни"?

Нет, конечно, можно и нужно придраться к формулировке. Сделаю это.

Во-первых, ценностью, то есть нормативным объектом в человеческих отношениях ("флажками, за которые нельзя" себя вести) ни богатство, ни власть не являются. Они являются целями в жизни, аттракторами, производными от ценностей. Богатство - это производная от ценности пользы. Власть - производная от ценности превосходства. Добавлю, что производной от ценности свободы является независимость, а производной целью в жизни от ценности справедливости является возмездие, взятое как в смысле возмещения понесённого ущерба, так и в смысле нанесения ответного.

Во-вторых, вместо "настоящих" здесь, по моему мнению, надо читать "субстанциональных". Иными словами, упомянутые четыре ценности по отношению ко всем остальным являются не верхними пунктами в каталоге, не первыми среди равных, но их материалом, наполнением, вещностью и - да, настоящностью.

Отсюда получаю свой вариант перевода утверждения "богатство и власть являются настоящими ценностями в жизни". И звучит он примерно так:

"Жизненные планы, в которых не заявлены власть, богатство, независимость и возмездие в качестве необходимых промежуточных или конечных целей, не приведут и не могут привести к достижению заявленных в них конечных целей."

Утверждение касается как отдельных людей, так и их сообществ. Утверждение касается и планов, придуманных для себя, и планов, придуманных и навязанных хорошим или плохим соседям, и планов, которые хорошие или плохие соседи навязывают вам и Вам.

Кровью под закавыченным я не подпишусь, к чему такой пафос, а вот чернилами - извольте.

Не секрет, что любые жизненные планы - штука довольно зыбкая и воздушная. Человек предполагает, а располагают совсем другие инстанции. Вопрос: какие планы зыбче и воздушнее? Какие дольше продержатся в условиях, когда вокруг "располагают"? Какие планы претерпят меньшие потери при столкновении друг с другом? Те, в которых власть-возмездие-независимость-богатство присутствуют, или те, в которых они плюнуты?

Для меня ответ очевиден, и очевидность эта исходит из того, что для деятельности, связанной с достижением власти, богатства, независимости и возмездия, а значит, хоть для какого-то продвижения тех планов, в которых они присутствуют, "системные требования" минимальны.

Власти, богатства, независимости и возмездия в принципе нельзя достичь разве что Робинзону Крузою на необитаемом острове. Везде, где есть хотя бы два человека, возникают условия для достижения власти, богатства, независимости и возмездия. А вот для всех остальных целей в жизни, производных от каких-либо иных ценностей, "требуется дополнительное аппаратное и программное обеспечение". И, если располагающие инстанции в этом обеспечении откажут, то...

Иными словами, "жизненные планы, исполнение которых связано с достижением власти, богатства, независимости и возмездия, более устойчивы при столкновении с действительностью, нежели жизненные планы, исполнение которых пренебрегает достижением власти, богатства, независимости и возмездия". Подпишусь и под этим, мне чернил не жалко. Утверждение опять-таки касается как планов личных, так и групповых; как планов, созданных для себя и своих, так и планов, предназначенных другому и другим.

Наконец, имеет смысл указать на то, что само составление личных и групповых планов есть процесс, на который оказывают влияние другие личности и другие группы.

С учётом того, что разные жизненные планы могут противоречить друг дружке, вполне очевидным использованием этого обстоятельства будет превентивное лишение чужих планов субстанциональности. Чтобы, когда дойдёт дело до столкновения, с одной стороны была кирпичная стенка вроде кремлёвской, а с другой "парение этакое".

Отсюда понятно, что пылкое, изобретательное, художественное убеждение людишек, будто бы богатство, власть, независимость и возмездие суть неинтересный, а то и опасный мусор - дело, себя вполне окупающее, причём по очень большому счёту.

Не то, чтобы содержание таких убеждений было полным и абсолютным враньём - правды там достаточно много. Особенно, когда заинтересованность в перечисленных вещах сводят к мании к одной из них - как и любая мания, она опасна и неинтересна. Однако важно здесь не то, что произошло с каким-нибудь книжным персонажем, а то, что произойдёт с Вами, если Вы этой книге поверите.

Итого, чтобы потратить остаток чернил, "один наносит вред другому, если убеждает того, будто бы власть, богатство, возмездие и независимость недостойны внимания и усилий по их достижению". И это тоже касается и отдельных людей, и групп таковых, и убеждения по умыслу, и простого попугайничанья.

Собственно, всё.

Вещи, как видите, тривиальнейшие, за что автор нижайше просит прощения. С другой стороны, про кирпич трудно сказать нечто более сложное. Не тот предмет.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: общество, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →