Дело, изволите видеть, в принципиальной слабости советского-постсоветского строя. Гегемония партхозактива... или, проще, начальства... здесь осуществляется через накопление социального капитала, заведомо превосходящего по величине всё то, что способен накопить простолюдин. Связи решают всё. И они действительно всё решают, пока начальство в силах разрушать2 социальный капитал простолюдина или накапливать собственный превосходным темпом.
Опаньки начинаются, когда источник социального капитала какой-то части проживающих на управляемой территории для начальства недостижим. Ну да, приехали зверьки из горного зверинца. Сила-то их не в том, что сотня-другая зверьков заодно здесь и сейчас, а в их связях с родными аулами. "Где-то высоко в горах, не в нашем районе". Поди дотянись.
При этом те же внешние связи элементарно конвертируются в "крышу". Например, грандиозный и необоримый геополитический титан Путин покупает "победу в Чечне" и уныло продолжает платить за её видимость - деньги же не свои - годами и годами.
Отрапортовать "вот тут покорённые чичкерийцы опять кого-то располосовали" значит напрашиваться на вышний гнев и признание служебного несоответствия. Попробовать давить чичкерийцев местными средствами, чтобы не размахивали заточками... взрыв на центральной площади, полдюжины славянских трупов, сказанное из Чичкерии в Москву "ай-вай, нэ удэржяли абрэков, абыдэлись абрэки на плохой начяльсва" - и те же яйца, только в профиль, пиши заявление по собственному.
В результате местное начальство не то, что берёт сторону зверьков, но откупается от них - верхнее же откупилось. Мол, всё хорошо, всё бла-ародно, а лишние убийства и изнасилования мы прикроем. И теоретическое обоснование тут как тут... многонациональный народ, особый путь России, преступник не имеет национальности. И вообще лучше смерть, чем фашизм. Не своя смерть, конечно. Простолюдина какого-нибудь и его дочери.
"Высокие! Высокие отношения!"
В свою очередь, всякие попытки местной самоорганизации влекут за собою радостное внимание начальства - ибо у русских-то связей с аулами нет, все на виду здесь и сейчас. Сдержать, купировать, нагнать орду ментовни, тянуть время, обещать, хватать активистов. А потом - месяцы спустя - все же здесь, все на виду, а устроить весёлую жизнь простолюдину - это как два пальца.
Ситуация, кстати, в Европах более чем известная... сеньор не желает, чтобы вилланы убивали волков, которые режут их вилланский скот, а то и их вилланских детей. Ибо у вилланов в процессе появятся луки и своё мнение о том, куда целиться. Нет уж. Пусть смирно позволяют себя грызть, под страхом раскалённых клещей и ненамыленной петли3.
А ведь на самом деле эквивалент "горных аулов" у русских в Пугачёве есть. Да, те самые столичные деятели, фрикифсбшныеагентыпровокаторыфашистытьфу
Именно потому хватать и снимать с поездов! Какая такая Конституция? Какие такие права? Гусударственное дело, понимать надо. Россию защищаем, не хрен собачий.
Ведь если голимая сотня-другая зверьков, осенённая связями со своими сородичами "где-то высоко в горах" (и те, и другие вполне себе дикие, "какой-такой таблыц умножэный"), может позволить себя вести в виду местного начальства, то ситуация со столичной "когнитивной поддержкой" в отношении русского населения для местного начальства (которое и есть, в отличие от простолюдинов, часть России) оказывается апокалипсисом имени календаря майя.
Советы - они ведь тоже начинались в отдельно взятом Иванове.
Вот такие контрэскарпы, до которых я додумался, обуян работой в официально отпускное, млять, время.
Спасибо за внимание.
1. Не-ет, родненькие лоялисты. Я вам и план, и нацпроекты, и стабильность, и переходный период, и стабилизацию, и кризис (оба), и переход к рыночной экономике, и инновации с нанотехнологиями поминать не перестану. Чтобы, когда вы будете скакать с очередной писаной торбой, вам к ней в комплект предыдущие, столь же ярко раскрашенные... чтобы у вас, редуцентов, пупок развязался и сфинктеры потекли.
2. Кстати, неосоветская мечта - это, по большому счёту, мечта о том, что начальство социальный капитал и усилия по его накоплению будет не разрушать и не предупреждать, а выкупать. И мечта, если что, вполне себе заслуживает рассмотрения в той же степени, что и обещания рыночного изобилия. Вполне может получиться при выполнении некоторых граничных условий, о которых не здесь.
3. Хороший есть рассказ у раннего Логинова, "Смирный Жак". Рекомендую.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.