?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

На полях. Об идеалах.

Идеализация предмета (человека, вещи, понятия) состоит в лишении этого предмета его подробностей.

Лишить предмет подробностей можно двумя путями, а именно воздействуя либо на наблюдателя, либо на сам предмет.

Первый путь - вывести предмет из фокуса восприятия наблюдателя, для которого мы идеал и творим. Чтобы расплывался. Здесь опять-таки есть два подхода.

Подход один-точка-один состоит в запрете приглядываться, прислушиваться, прищупываться и задавать неудобные вопросы насчёт предмета - под страхом наказания со стороны запрещающего. См. "толерантность" или "подрыв авторитета советской власти".

Подход один-точка-два состоит в окружении идеализируемого предмета другими предметами, а) очень подробными, с лучшим уровнем детализации и б) потому отвратительными. Так, чтобы взгляд отдыхал на кандидате в идеалы. "Злоупотребления во всех других формах правления привели к предпочтению республиканского правления как наилучшего, потому что оно наименее несовершенно"(с). А как же.

Второй путь лишения предмета подробностей, при котором тщательной работы с наблюдателем можно избежать - это его, предмета, обёртка: скрадывание, выравнивание и прикрытие деталей образа.

В пределе это не просто обёртка, но кожа, вестимо; привет "Восставшему из ада". Впрочем, можно сравнить типичные дизайны авто тридцатых и девяностых, тоже становится ясно.

И это всё. Конечно, можно комбинировать, но ничего нового сюда уже не добавить.

Итого, идеализация есть задача чисто техническая, поэтому идеал всегда есть изделие и только изделие.

Личность, пусть и являющаяся тоже-изделием, выше только-изделия, поэтому благом для личности может быть только тот идеал, который ей сподручен и используем ею как инструмент.

Существование под управлением идеала есть нечто недостойное личности и маркирующее её как жертву тех, кто соответствующий идеал изготавливал.

Каким инструментом является идеал? Это средство планирования человеческих действий, употребляемое специально для разбиения отдалённых, туманных, "больших" действий на действия ближние, в известных условиях, "малые дела". От далёкого действия "я разбогатею" отчикан ближний кусочек "я сегодня буду хорошо работать", через воздействие некоторого идеала "вознаграждаемых усилий".

Бывают и другие идеалы, спросите старуху-процентщицу.

Или, если хотите, всякий идеал есть средство разыдеализации индивидуального или группового активного человеческого поведения, средство наделения его подробностями. Это не парадокс: более твёрдый материал оставляет след на менее твёрдом - так и здесь, менее уязвимый к подробностям предмет сообщает подробности более уязвимому.

Остаётся ещё вопрос: а почему именно "сподручность" инструмента, а не "простота", "мощность" или "лёгкость"? Мол, если "я разбогатею", то надо бы пойти и ограбить кого поближе, а не париться с работой.

Дело в том, что за планирование человеческих действий отвечает не один частный идеал "за всё хорошее против всего плохого", а их система со своими внутренними связями. Это опять же следует из самой техники идеализации. Например, "предметы с отвратительными подробностями", контрастирующие один из частных идеалов, не могут работать другими частными идеалами.

Так что замена одной деталюшки на нечто гораздо более простое, мощное или лёгкое вполне может заставить всю машину пойти вразнос, исключая в том числе достижение того самого результата, ради которого деталюшку и меняли.

Ну вот как-то так. Если не забуду, то ещё вернусь к теме, благо вижу минимум два приложения этого отвлечённого рассуждения... к столь же отвлечённым.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 7 — добавить )
gilgatech
27 сент, 2013 13:17 (UTC)
Сегодня вспоминал жизнь, власть, собственность, свободу и справедливость и возникла яркая картинка философа, который знает всё, но планомерно занимается дауншифтингом своего знания, типа для лучшего понимания и побуждения к размышлениям.
Расскажите уже всё сразу. Сколько можно терпеть!

пс А вы в своё время Переслегиным не восхищались?
17ur
27 сент, 2013 13:48 (UTC)
Я никем не восхищаюсь. А Переслегина - почему бы и не почитать, причём внимательно, чтобы видеть, где заканчивается полезное и начинается не очень.
slovengottsky
27 сент, 2013 13:44 (UTC)
есть еще один способ создания идеала - симулякр

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D1%80

Т.е. идеализация объекта которого вообще никогда не существовало...
17ur
27 сент, 2013 13:51 (UTC)
Слово "понятие" это закрывает. "Понятие" существует, хотя и не как "вещь".
slovengottsky
30 сент, 2013 06:19 (UTC)
Я не к тому.

Вот вы пишете:

>>>Идеализация предмета (человека, вещи, понятия) состоит в лишении этого предмета его подробностей.

Да, все так. Но симулякр нельзя лишить подробностей, ведь их у него никогда не было.

Вы очень хорошо подметили, что идеализация - это инструмент воздействующий на мировоззрение. Конкретнее - вносения изменения в личностную систему причинно следственных связей. Так вот симулякр, для его абстрагирования, не требует идеализации. Он уже максимально абстрактен. У него обратная проблема - необходимость хоть какой-нибудь конкретизации для приближения к реальности.

В целом по посту:

Напрашивается интересный вывод. Причинно следственные связи не одинаковы по степени устойчивости к разрушению и требуют разных усилий по поддержанию в дееспособном состоянии. Соотв. имхо уже сейчас должны быть видны массовые технологии оказывающие "более серьезное воздействие" чем традиционные вранье и пропаганда. И таки имхо эти технологии рядом - это компьютерные игры...

PS

На память приходит определение пассионария:

Пассиона́рии — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9

Так вот "способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения" напрямую завязана с лично системой "причинно-следственных связей" соотв. контроль идеалов есть контроль пассионарности. На основании этой идеи можно имхо неплохо осмыслить процессы происходящие сегодня например на ближнем востоке...


Edited at 2013-09-30 06:33 (UTC)
dith_2009
27 сент, 2013 17:23 (UTC)
- Подход один-точка-два состоит в окружении идеализируемого предмета другими предметами, а) очень подробными, с лучшим уровнем детализации и б) потому отвратительными. Так, чтобы взгляд отдыхал на кандидате в идеалы. "Злоупотребления во всех других формах правления привели к предпочтению республиканского правления как наилучшего, потому что оно наименее несовершенно"(с). А как же. -

из а) никак не следует б), и, более того, они не связанны вовсе, улучшите статью, пожалуйста, спасибо!)
17ur
30 сент, 2013 12:29 (UTC)
Идеальная кожа от неидеальной отличается отсутствием подробностей, как-то: прыщей, родинок, печёночных пятен и проч.. Пожалуйста.
( Всего-то 7 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger