?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

(слушаю музыку Тревора Джонса, в основном "The Kiss" и "Promentory" из OST к "Последнему из могикан")

По ящику сказали, что в Москве введена новая телефонная услуга "Мобильная остановка". То есть приходит человек к становищу родного трамвая, мацает свою мобилу, и ему из мобилы говорят человеческим голосом, что трамвай будет через полчаса. Или как-то так.

Вернёмся лет на десять назад, во времена сундукообразных мобильных телефонов с гибкой антенной. Вот если бы Вам сказали, что в 2004 году всякий, понимаешь, бюджетник будет иметь такое вот право - доставать из широких штанин и интересоваться, когда будет скотовозка на работу... Поверили бы?

Я это к тому, что мы-таки живём во времена информационной революции. Банальность, но её часто забывают. Отсюда просьба не особо удивляться нижеследующему.

Тезис первый. Всякий культурный артефакт существует в культурном же пространстве. Сложно? Проще говоря, можно отследить цепочку от "Моны Лизы" до первых наскальных овцебыков и баранокоров. И эта цепочка никогда не прерывалась. Один художник подражал другому, хотел его переплюнуть, или добиться его эффекта другими средствами, или нарисовать то же, но в другой манере... и так далее. Та же фигня с музыкой, скульптурой, архитектурой и прочим. Отсюда весь этот авангард, к которому во многом приложим термин Йозефа Геббельса (или Альфреда Розенберга?) "дегенеративное искусство", есть вырожденный случай отрицания предыдущего при отсутствии средств переплюнуть его. "Чёрный квадрат" есть анти-картина, она показывает то, чего Малевич не мог нарисовать.

Тезис второй. Социально-экономический аспект всей этой культур-мультур, однако, шибко влияет на чистоту эксперимента. Ни один вменяемый человек на стенку "Чёрный квадрат" не повесит. На стенке должно висеть что-нибудь красивое, типа "Утра в сосновом бору" или "Они видели Сталина". Но. Если "Чёрный квадрат" раскручен, если он стоит дикие бабки, обладатели этих диких бабок будут с визгом и писком драться за честь повесить "Чёрный квадрат" на свою стену. Чиста чтобы повырубаться, безотносительно ко вкусу. Отсюда новый виток раскрутки.

Тезис третий. Компьютерные игры, как активное взаимодействие потребителя культуры с культурным артефактом без непосредственной материальной пользы, аналогов в прошлом не имеют. *Эта* цепочка сейчас только начинается. Кое-кто её последствий уже испугался, иначе не появился бы мыльный сериал "Матрица".

Тезис четвёртый. Вся эта поэзия-скульптура-архитектура изначально рыночной не была, она возникла задолго до формирования современного понятия рынка и потом к нему приспосабливалась, жертвуя перфектностью (Тадж-Махал сейчас не построит никто, ни за какие деньги). Компьютерные игры изначально есть постиндустриальный рыночный продукт, где снимается противоречие между массовым и индивидуальным потреблением, тут перфектностью жертвовать просто не надо, следовательно, её таки можно добиться. Что радует.

Тезис пятый. Сами знаете, в электронных устройствах информация не передаётся, а копируется. Отсюда сколько-нибудь массовый социальный заказ на аберрации типа "Чёрного квадрата" в компьютерных играх невозможен. Анти-картина может быть похожа на картину и продаваться как картина, и её обладатель может называть себя владельцем картины (если точно - называть остальных её не-владельцами), но анти-игра этих свойств лишена, это уже не-игра.

Тезис шестой. Компьютерные игры удовлетворяют (в той или иной степени) потребность... эээ, потребителя... в ощущении собственной значимости и уникальности, в преодолении власти безличных обстоятельств. Насколько я могу судить, эта потребность в обозримом будущем будет только усиливаться (всё не могу забыть, как дефолт 98-го объясняли обвалом фондового рынка в Бразилии).

Тезис седьмой. Можно вспомнить, что наши голожопые предки, бегавшие с копьями за мамонтами, обладали мозгом класса нашего, ни больше, ни меньше. И вот они бегали за мамонтами, а Вы сейчас, вымыты и выбриты, сидите за компом и читаете мои побредушки. Причём на пути из пункта А в пункт Б и его многочисленных ответвлениях придумано и сделано столько... Ключевое слово здесь "придумано". Вначале было воображение. Потенциальные возможности компьютерных игр по стимуляции воображения на голову превосходят эту характеристику для любого другого вида культуры. Последствия на сколько-нибудь значимой исторической дистанции я не берусь предугадать. Во всяком случае, Матрица с её имитативной доминантой и соплями агента Смита ("сперва мы изобразили земной рай, но это не сработало") тут просто отдыхает.

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger