Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Чукотская критика пост-апа.

Чукча временно заделался читателем и сейчас поглощает русскоязычный пост-ап в надежде найти там что-нибудь вкусное. Как ни странно, в чём-то чукча оказался небезуспешен, и автора по имени Алексей Алексеевич Доронин с его трилогией "Чёрный день" чукча полагает невредным изучить.

При всех подыгрышах, наигрышах, жалких попытках троллить читателя и отсутствии сколько-нибудь связного сюжета (чукче совершенно очевидно, что автор выдавал продукт - хороший и читаемый продукт - "с колёс", без правок, лакировок и сколько-нибудь вместительного стека), некую основополагающую тему, давным-давно обозначенную небезызвестным мореплавателем Иваном Серебряным, - "а те, кто останутся в живых, будут завидовать мёртвым" - чукча считает раскрытой и купит автора на бумаге, коли увидит, честное чукотское.

Однако к собственно критике. Что авторы пост-апа - не только русскоязычного - понимают чуть хуже, чем просто плохо, так это то, что "сложность есть количество составных частей", или, применительно к теме, всякая вещная культура с цивилизацией по уровню развития на значительных временных интервалах прямо пропорциональны только и исключительно количеству индивидуумов, вовлечённых в процесс общественного воспроизводства.

Условие "вовлечения", понимаемое как достаточно малое время типичной транзакции, приводит нас к условиям "связности" и "концентрации" выжившего под ядрён-батоном или ещё каким вирусом населения. Под "значительным временным интервалом" я понимаю время физической деградации вещного производства, унаследованного от предыдущей цивилизации.

Когда у автора деревня в сто рыл на краю света через семьдесят лет после ядерной зимы пользуется "калашами", то чукча хочет посоветовать автору пойти разгружать вагоны, больше пользы будет. Сто человек на краю света через семьдесят лет после отключения электричества - это обожжённые для затвердения колья и, в лучшем случае, отшлифованные деревянные мечи, утыканные каменными осколками.

Отсюда, кстати, чукче понятен и незаменимый сюжет пост-апа, его "место силы" как жанра. Это "убийство дракона", то есть (контр)атака и уничтожение сущности, способной на истребление скученного населения, его рассеяние или нарушение его внутренних связей.

"— Йеннифэр, — сказал Доррегарай, — для женщины с твоим образованием и твоего возраста ты высказываешь поразительные глупости. Почему именно драконов ты считаешь основными врагами людей? Почему не других, во сто крат более страшных существ, на совести которых гораздо больше жертв, чем у драконов? Почему не хирикки, вилохвосты, мантихоры, амфисбены или грифы? Почему не волки?

— Скажу почему. Преимущество человека перед другими расами и видами в том, что его борьба за соответствующее место в природе, за жизненное пространство может быть выиграна лишь тогда, когда он окончательно исключит кочевой образ жизни — переходы с места на место в поисках пищи, следуя календарю природы. Иначе он не достигнет нужного темпа прироста, человеческое дитя слишком долго не обретает самостоятельности. Только находящаяся в безопасности за стенами города или крепости женщина может рожать в нужном темпе, то есть ежегодно. Плодовитость, Доррегарай, — это прогресс, условие выживания и доминирования. И тут мы подходим к драконам. Ни одно чудовище, кроме дракона, не может угрожать городу или крепости. Если драконов не уничтожить, люди ради безопасности станут распыляться, вместо того чтобы объединяться, потому как драконье пламя в густозастроенном поселке — это кошмар, это сотни жертв, это ужасающая гибель. Поэтому драконы должны быть выбиты до последнего, Доррегарай."

Все остальные сюжеты проходят по разряду "это можно было встроить и в другой сеттинг, стало быть, чукча наблюдает басню" - и ждёт морали. За её отсутствием среди криворуко описанной развлекухи ждущий чукча становится нервен и клеймит бедного автора позором.

Чукча просит заметить, что "истребление-рассеяние-нарушение" есть список исчерпывающий. Если условный Анклав "дракон" пришёл, уселся, требует дани и поощряет пложение и размножение, то в пост-апе он существо прогрессивное, и убивать его - признак идиота, какими бы моральными, историческими и политическими соображениями идиот ни был отягощён.

То же самое касается всяких неприятных властителей, старейшин и патрициев, которые посылают пост-апокалиптическое героище убить дракона за-ради собственных малоаппетитных практик: поскольку из-за этих практик популяция растёт, и разделение труда в ней углубляется, постольку эстетические поводы для их прекращения гуляют где-нибудь лесом.

Разумеется, чукча ломится в открытую дверь. Самый ранний пост-ап, чукче известный, это артуриана. Тут интересен ещё привлечённый материал, но это уже оффтопик.

Так что вот так. Убивайте драконов, инвалиды ядерной войны. Чукча требует.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, литература, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments