?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Происхождение идеала - не вообще, а из тех идеалов, за которые борются и всё такое - я представляю себе примерно следующим образом.

Первая стадия. Члены популяции (неважно, как) получают возможность эффективного использования внешних по отношению к популяции ресурсов, то есть

а) некое новое поведенческое решение в отношении чужих или ничейных людей, предметов и обстоятельств внезапно требует меньше усилий для обеспечения прежнего объёма благ, или
б) схожий объём приложенных усилий внезапно даёт результат, лучший с точки зрения приложившего.

Если

а) решение достаточно простое, каждый своим умом дойти может или у соседа подсмотреть, и
б) эксплуатируемая этим решением "кормовая база" достаточно велика, чтобы конкуренция включилась вяло и/или поздно,

то мы получим типичное, повторяемое поведение, при этом поведение частное по происхождению. "Всем вкусно, давай-давай-давай".

Вторая стадия. Сама типичность, повторяемость, воспроизводимость поведения даёт выгоды, несводимые к сумме благ, полученных от всех экземпляров такого поведения.

Воспроизводимость поведения соседа даёт предсказуемость этого поведения - следовательно, доверие к соседу; следовательно, снижение расходов на транзакции внутри популяции, появление "социальной ренты" для "своих" - при этом "свои" могут состоять не только в кооперативной, но и в антагонистической связи (предсказуемость преступника - хлеб полиции).

Таким образом, поддерживать это поведение становится выгодным не только тем, кто "на переднем крае" ништяки грябчит, но и тем, кто внутри популяции с ними имеет дело - условной "обслуге" и "иждивенцам".

Получаем, что "новое внешнее поведение" порождает "обеспечивающее внутреннее поведение", то есть столь же типичное поведение, которое облегчает типичное "новое внешнее поведение".

"Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

И это "обеспечивающее внутреннее поведение" остаётся даже тогда, когда выгоды "нового внешнего поведения" прекращаются, а "кормовая база" заканчивается.

Просто потому, что профит от "обеспечивающего поведения" происходит из его типичности, а не от добытых извне ништяков. Самый очевидный профит - отличие "своих" от "чужих", но есть и другие.

При этом, даже став невыгодным по добываемым ништякам, "новое внешнее поведение" из первой стадии вполне может остаться в сколько-нибудь прежних, узнаваемых формах: только потому, что оно удобно для закрепившегося "обеспечивающего поведения".

"Я отвожу, у нас все отвозят, у нас так принято - а чтобы было, что отвозить, отец там рубит. Что рубит? А какая разница".

Здесь из типичного, повторяемого поведения появляются нормы поведения: "так выгодно" через "так надо" становится "так заведено".

Третья стадия. Пусть у нас популяция, достаточно большая и развитая для того, чтобы в ней постоянно возникала задача сравнительно быстро притереться к "своим", но незнакомым (горизонтальная мобильность, разделение труда).

Эта задача по сути является задачей верификации норм ["обеспечивающего внутреннего"] поведения, то есть множеством частных задач сопоставления двух экземпляров поведения, из которых один предполагается истинным (обычно свой собственный).

Принцип экономии усилий здесь сказывается в появлении нормативных объектов, то есть каких-то поверочных средств, которые позволили бы быстро сопоставить разные экземпляры поведения и столь же быстро внести в них необходимые коррективы для "притирки".

Наглядный образец появления и распространения нормативных объектов - "понятия".

Сформированные нормативные объекты, распространённые на всю популяцию - это то, что мы называем её "ценностями". Поведение, противоречащее "ценностям" популяции, понимается как неправильное, и противодействие ему внутри популяции разрешено - желающие противодействовать находятся тут же, если это выгодно.

В итоге получается выгоднее "ценности" не нарушать, скорее добираешься до цели.

Кстати, отличие "настоящих ценностей" от "фальшивых" - именно в том, что целенаправленное поведение, противоречащее "фальшивым ценностям", не замедляет достижения цели. Прошёл сквозь голограмму, и ничего за это не было.

Четвёртая стадия. "Ценности" могут быть не только "настоящими ценностями" или "фальшивыми ценностями", но и "неактуальными ценностями".

То есть ["обеспечивающее внутреннее"] поведение уже настолько изменилось, что "ценность" (вполне себе "настоящая ценность", о которую раньше многое поверялось) более не востребована.

Ей не пренебрегают, не ходят ни вокруг неё, ни сквозь - вообще этой дорогой не ходят, другие проложены. При этом о её прежней полезности всё ещё помнят - неважно, с нотками симпатии или ненависти.

"Неактуальная ценность" в таком случае лишается подробностей, а в лишении подробностей и состоит идеализация всякого предмета. Итого, идеал есть отставная ценность, потерявшая актуальность и лишённая подробностей.

Пятая стадия. Для верификации поведения идеал в принципе не годится, за него не ухватишься, им можно обосновать прямо противоположные поступки - или обосновывать идентичные поступки различными идеалами.

Однако идеал может быть использован и используем для разметки пространства возможных целей, которых добиваются целенаправленным поведением - и тем самым для придания популяции свойства предвидения, планирования собственного будущего.

"Человек из мертвого камня сделает статую - и гордится потом, если работа удалась. А поди-ка из живого сделай еще более живое. Вот это работа!"

Идеалу не обязательно быть самой целью (это частный и довольно печальный случай), но он обязательно является ориентиром для её достижения. "На два пальца влево от Полярной звезды, и через три километра будет колодец".

Да, "новое внешнее поведение" из первой стадии формулируется очередными первопроходцами относительно существующих идеалов.

Так и раскручивается спираль.

Примечания.

1. Рассмотренная эволюция вовсе не является необузданной стихией. Её можно направлять, ею можно управлять на всех стадиях и на каждой в отдельности. Технология здесь возможна, а её инструментарий известен человечеству с доисторических времён.

Собственно, сама история является одним из продуктов этой технологии и её же инструментом.

2. Семантика здесь не помогает. Очень часто и ценность, и идеал - причём не обязательно порождённый именно ею - называются одним и тем же словом, в результате чего беседы об этике становятся беседами глухих.

3. Ценностей много, очень много. Вместе они образуют конфигурацию дозволенных, моральных, нравственно безупречных путей достижения цели. Лабиринт, если хотите - не обязательно с узкими мрачными проходами, но лабиринт.

Среди ценностей есть как глыбы, так и щебень, и даже песчинки, которые не столько шагнуть не дадут, сколько ступни поранят.

Из-за той же самой семантики, а равно из-за меняющейся внешней обстановки для популяции ценности и получающиеся из них идеалы могут быть с большими или меньшими усилиями соединены, поглощены одна другою, разбиты, собраны в причудливые конструкции (наборы ориентиров) и проч., и проч..

Что задачи условных "технологов" из п.1 может как облегчить, так и усложнить.



А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 6 — добавить )
heretic7
24 фев, 2014 11:24 (UTC)
Идеал — это то, в котором Я живёт и чем Является.
Вот и подумайте, откуда это происходит. =)
heretic7
24 фев, 2014 11:31 (UTC)
И Мысль Моя Мертва,
Но Твой Разум Жив. =)

Edited at 2014-02-24 11:33 (UTC)
nation_ratio
24 фев, 2014 13:34 (UTC)
Стоило бы отметить, что речь идет о происхождении именно моральных ценностей общества и моральных же идеалов. Разница между первыми и вторыми сугубо функциональная: идеалы определяют множество допустимых в обществе целей, а ценности ограничивают разрешенные средства к их достижению. Идеал - поймать карманника, не подкинув ему кошелек. Дальше можно развить бла-бла-бла на тему оправдывают ли цели средства. В сухом остатке: оправдывают, если цель достигнута, а средства в глаза не бросаются. Или, если выражаться в рамках стоимостей, цель оправдывает средства, если стоимость цели не превосходит суммарной стоимости средств, включающей в себя штрафы за моральные ценности.
При всем этом, моральный идеал не является неактуальной моральной ценностью: это абсолютно разные сущности. Не надо путать множество разрешенных функций с областью их допустимых значений. Это как в задачке: получите из чисел а,b,c при помощи сложения и умножения число d. Моральный идеал здесь число d, а моральные ценности - операции сложения и умножения. Математическая операция и число это совсем не одно и то же.
(Анонимно)
24 фев, 2014 17:28 (UTC)
> Идеал - поймать карманника, не подкинув ему кошелек

Идеал - это чтобы карманников не было вообще
(Анонимно)
24 фев, 2014 17:25 (UTC)
> Сформированные нормативные объекты, распространённые на всю популяцию - это то, что мы называем её "ценностями".
> идеал есть отставная ценность, потерявшая актуальность и лишённая подробностей

Ну вот образ "настоящего коммуниста" (условный Корчагин) в советскую эпоху, это что - ценность или идеал?

Данным образом не была нормирована вся популяция. По крайней мере, можно было не быть "Корчагиным" без каких-либо последствий за отклонение от этого образа.

С другой стороны, назвать его "отставной ценностью" нельзя, потому что если это отставная ценность, то значит она когда-то была актуальной ценностью, и тут возникает вопрос: когда?
17ur
24 фев, 2014 19:03 (UTC)
Это не ценность и не идеал, это образ, составленный из нескольких идеалов. Эти идеалы, в свою очередь, есть отставные ценности, отставка которых произошла с разложением крестьянской общины во второй половине девятнадцатого века. Труд на износ на благо "опчества" и т. п..
( Всего-то 6 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger