Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

О сюжете и ролях. Тривиальное.

Один из обычных сюжетов жанра ужасов и не только - одержание.

"Где-то высоко в горах, не в нашем районе" появляется гламурный европейский джентльмен, отставной астронавт, покусанный волком охотник, содержатель музея восковых фигур и тому подобное. Через некоторое время в месте появления начинается: сперва постепенно и незаметно, потом набирает темп и зрелищность.

Вы видели, вы читали.

Другая версия того же самого сюжета - попадание семьи или туристической группы в места, где с одержанием уже всё в порядке, и этот порядок применяют к попавшим. Опять же, сперва постепенно и вежливо, а потом уже как получится.

Тут мы обычно видим оппозицию двух ролей: "героя" и "злодея".

"Злодей" - тот самый джентльмен-охотник-астронавт - поступает ненормально с тем, чтобы разрушить нормальную жизнь, нормальный быт людей вокруг него.

"Герой" тоже поступает ненормально, - носится с осиновым колом и проч. - однако делает он это с тем, чтобы нормальную жизнь сохранить. Чтобы люди "спали спокойно".

Очевидно, что этот список ролей не полон, здесь должна быть ещё одна пара.

Во-первых, это роль, в которой поступают нормально с тем, чтобы сохранять и поддерживать нормальный быт. Да, "быдло", "стадо", "биомасса" этцетера. Назову эту роль "простак". В соответствующих произведениях жанра ужасов одного-другого-третьего "простака" обычно показательно берут в оборот для устрашения читателя или зрителя.

И, во-вторых, это роль, в которой поступают нормально для того, чтобы нормальную жизнь разрушать. "Предатель". Часто это подручный "злодея", работающий у него фасадом, гораздо реже некто со стороны, достаточно предприимчивый, чтобы рискнуть и нажиться на происходящем одержании.

Итого, великолепная четвёрка: "герой-злодей-предатель-простак". Это - если считать само одержание чем-то "плохим".

Если считать его "хорошим", то "злодей" у нас записывается как "пророк", "предатель" как "соратник" или "последователь", "простак" оказывается личинкой "отребья", а "герой" идёт в "душители" и вообще в сатрапы.

Мнится мне, что сюжет хорошей истории об одержании есть в первую очередь переход того или иного персонажа из роли в роль.

Ну, скажем, Саруман у нас идёт из героев в предатели, а Фродо из простаков в герои. А если мы "играем за чёрных", то Саруман - прозревший сатрап, а Фродо - выслужившаяся кровавая собака.

Это была речь в помощь авторам, желающим "играть за чёрных". Да и вообще пропагандистам-перелицовщикам, которым в лом изобретать что-то своё.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments