Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

О "братстве народов".

Под катом я разворачиваю один из своих комментариев, спровоцированный юродством некоего анонимного комментатора о том, что "теперь украинцы имеют полное право нас ненавидеть" и "пропало братство народов и славянское триединство". Я высказался в том смысле, что "братства народов" в действительности не существует, и мне было предложено обосновать такую точку зрения.

Что и я делаю.

"Братство народов" - это ценность, то есть нормативный объект в сфере поведения, то есть основание/предлог для одобряемого окружающими запрета каких-то действий.

"Братство народов" по происхождению имеет две составляющих: рациональную и иррациональную.

Рациональная составляющая "братства народов" своим основанием имеет интересы администрации.

Во-первых, это объяснение частных, мелких, неорганизованных конфликтов на межнациональной почве конфликтами "братскими", "семейными" - так называемой "бытовухой". Такой подход позволяет резко уменьшить объём и стоимость усилий по общему администрированию подданных различных национальностей - за счёт того, что у самих подданных получается больше ада в общежитии.

Скажем, в РФ манипуляция границей между "бытовухой" и "почвой национальной розни" есть важный инструмент поддержания русских в униженном положении относительно иных народов РФ.

Во-вторых, это оправдание жёсткого, неизбирательного вмешательства государства в сколько-нибудь масштабный и организованный межнациональный конфликт: "ссор в семье быть не должно, то есть вообще".

Попутно это оправдание борьбы с проявлениями межнациональной напряжённости, но не с её причинами - мол, "братья" и "братья", дела семейные, чёрт их там разберёт. Что тоже дешевле и экономнее с точки зрения администрирования.

Иррациональная составляющая "братства народов" опирается на то, что

а) быть любимым просто по факту собственного существования - приятно, и к тому же
б) далеко не все имеют сколько-нибудь достаточный опыт общения с представителями "братских народов" - достаточный для понимания мотивов их поступков.

Обыватель, которому "братство народов" просто приятно, способен пойти в очень дальние прогоны, чтобы рационализировать это приятие, объяснить его чем-то действительно существующим.

В свою очередь, администрация заинтересована в маскировке собственных мотивов продвижения такого "братства".

Они находят друг друга, в результате сон обывательского разума, поощряемый администрацией, рождает чудовищ вроде "многонациональности", "геополитики", "общей веры", "комплиментарности этносов", "славянского триединства" и прочего - то есть обоснование совершенно умозрительной конструкции "братства народов" квазинаучными или "жизненными" соображениями.

Как относиться к ценности "братства народов"?

Во-первых и главных, никогда и ни при каких обстоятельствах не считать "братство народов" чем-то реально существующим и данным в первосигнальных ощущениях. Или, заострю, при определении собственного поведения в отношении контрагента не подразумевать тождества его и Ваших переживаний по поводу соблюдения/нарушения этого "братства".

Во-вторых, помнить, что источником "братства народов" всегда является администрация и её наймиты. Не местная администрация, так чужая.

В-третьих, если лично для Вас профит от соблюдения ценности "братства народов" перевешивает убыток, то Вы вправе соблюдать эту ценность.

В-четвёртых, если лично для Вас соблюдение ценности "братства народов" убыточно, то Вы вправе наплевать на запреты, следующие из этой ценности.

В-пятых, надо понимать, что никакая смена "братства" на "ненависть" или ещё что-нибудь неприятное собеседнику не является чем-то большим, нежели риторическим приёмом и фигурой речи. На несуществующем нельзя вырастить существующее. Поэтому не стоит расходовать нервную энергию на усвоение деклараций типа "никогда мы не будем братьями". Впрочем, и декларация "братья навек" такого расхода тоже не заслуживает.

В заключение, в отчаянной попытке заставить читателя понять меня правильно, укажу, что вышеприведённое рассуждение почти не касается отношений между политическими нациями, суверенами и государствами, то есть таких вещей, как союзничества, сотрудничества, клиентуры, вассалитета, нейтралитета, конкуренции, войны, объявленной или необъявленной, и др..

Точнее, касается постольку, поскольку "братство народов" используется в таких отношениях для ослабления позиции контрагента и усиления собственной.

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments