?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Ну да, что-то вроде комментария к тому самому отрывку из гегелевской "Феноменологии духа", на который не ссылается разве что ленивый. И разве что ленивый не комментировал.

...Мнится мне, что сутью всякого господства оказывается мысль господина между ощущением и действием раба.

Раб - тот, кто из чужих соображений не отдёргивает свою руку от открытого огня.

Господин - тот, чьи соображения опаляемый раб при этом думает.

Есть некоторая тонкость: сам факт использования чужих мыслей не определяет человека как раба. Речь идёт именно о такой чужой мысли, которая либо запрещает, либо искажает в интересах господина действие раба, следующее за ощущением раба.

Отсюда страдание раба как движущий фактор, вынуждающий раба что-то делать в отношении своего рабского состояния - это переживание рабом несоответствия между тем, что раб ощущает, и тем, что он думает.

Скажем, рвут человеку ногти в полицейском участке, а в голове у него "полным ходом идёт по стране реформа правоохранительных органов, и она уже приносит первые плоды в видах лучшей защиты прав граждан".

Я бы сказал, что переживание такого несоответствия первой и второй сигнальных - ощущение не то, что малоприятное, а такое, которое человек будет стремиться отринуть и как бы не любой ценой.

Первый выход из такого переживания - это оскотинивание и зверение: "я буду думать то, что вижу", лишь бы не то, что вложили в голову.

Оскотинивание отсюда получается потому, что человек, как правило, не обладает достаточной дисциплиной восприятия и осознания ("врёт как свидетель"), не говоря уж, что времени на эмпирику ему обычно не хватает (святых отшельников я не рассматриваю).

В итоге чужую, но сколько-нибудь упорядоченную мысль между собственными ощущениями и действиями такой раб заменяет мешаниной рефлексов, "простотой", "прагматизмом", "правдой жизни", "сермягой" и "истиной текущего момента".

Господин никуда не девается, просто меняются в сторону упрощения средства воздействия на ум раба, ставшего скотом. "Дворовый человек Васька решил, что бога нет, и укусил кухарку за грудь, мы его с тех пор на цепи держим заместо аблаката".

Второй выход, по сути столь же неприемлемый: "я буду видеть то, что думаю", то есть развитие рабом собственного ума, чтобы господская мысль прокатывала в нём без сучка и задоринки.

Гибкость и мощность развитого ума употребляемы рабом на "покорение реальности" в оруэлловском смысле: как правило, выражающееся в (иногда виртуозных) оправданиях и объяснениях мерзостей, рабом наблюдаемых и/или в отношении раба творимых. "Дети не успели спасти террористов из подожжённого террористами здания".

В случае, если рабский ум достаточно гибок и мощен, страдания раба в самом деле могут уйти на второй план - и оставаться там достаточно долго, чтобы у раба были шансы на долгую и счастливую жизнь.

Проблема в том, что такой умный раб беззащитен перед сменой господской мысли в своей голове, каковая смена для раба становится экзистенциальной катастрофой.

Вчера господин думал рабом о "коммунизме - светлом будущем всего человечества", а сегодня Из Высших Соображений господин взнуздывает рабский ум "рыночной экономикой как покаянием за сталинские репрессии".

"Барин вчерась пришли пьяные, ошиблись флигелем и матерившись побили тростью собрание стеклянных фигурок, какие лакей Федотыч всю жизнь собирал. Утром барин протрезвели и дали Федотычу рупь, а Федотыч на рупь напился и попал под телегу насмерть". Впрочем, можно и не попадать под телегу, а просто начать цикл заново, см. "скоты". "Я прозрел, покаялся и читаю Айн Рэнд - как она этих комуняк, а?".

Если же говорить о том, как раб может освободиться, то можно наметить следующий путь.

Во-первых, это присвоение рабом господской мысли. В буквальном смысле присвоение - объективация её и применение к ней действий, нормируемых правами собственности, то бишь правами владения, пользования и распоряжения.

Во-вторых, распространение навыков, полученных упражнением этих прав, на иные мысли; на мысли иных, чужих господ и/или назначенные для иных рабов.

В результате этих двух действий у освобождающегося раба окажется мусор в голове.

Мусор, происходящий из столкновения нескольких понадгрызенных, понадломленных, сопоставляемых, сталкиваемых между собой, комментируемых "своим умом" в режиме "отстань, я тут думаю" мыслей и идей, которые некогда придумали очень умные люди; а люди ещё умнее доводили эти мысли до оружия массового порабощения.

Отличие этого мусора от той мешанины, которая возникает при оскотинивании, в том, что мусор "бесполезен" здесь и сейчас, не имеет отношения к сиюминутной "правде жизни": мусор отвлечён, это осколки и руины объективированных, абстрактных, умозрительных концепций в голове раба, и эти руины уже во многом потеряли свою полезность для того или иного господина. Раб плохой, задумывается, с сумасшедшинкой.

И вот в-третьих, незаурядное внешнее воздействие, потрясение, которое выходит за пределы быта и вынуждает раба в качестве реакции (не обязательно защитной) обратиться к упомянутому мусору, упорядочивая и реорганизуя его в собственную мысль, собственное посредничество между своими ощущением и действием.

Не надо обольщаться: люди в массе своей вроде меня, так что самостоятельная эта мысль скорее всего окажется глупой, корявой, уродливой, злобной, кровожадной, требующей обработки по контуру напильником и пластической хирургии - но своей.

Раб таким образом заканчивается.

Хотел было написать практические рекомендации, следующие из этих рассуждений, но потом подумал, что такое стало бы неуважением к читателю.

Так что просто благодарю за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 10 — добавить )
fon_rotbar
12 май, 2014 11:11 (UTC)
Скорее всего окажется...
taxipro
12 май, 2014 12:46 (UTC)
Раб слишком сильно, рабу не надо промывать мозги.
А вот вместо "раба" манипулируемый объект, то было бы очень плавненько.
Хотя для публицистики сгодится и раб, а для философии уже нет.
silly_sad
12 май, 2014 14:20 (UTC)
Скажем, рвут человеку ногти в полицейском участке, а в голове у него "полным ходом идёт по стране пролетарская революция и социализм уже почти построен".
man_with_dogs
12 май, 2014 15:40 (UTC)
"Федотыч" - не из той эпохи взят. Называние по отчеству при царях было верхом уважительности. А крепостного бы назвали уменьшительным именем без всякого отчества - "Федькой". Так что, говоря про раба "Федотыча" - вы говорили о советском работяге - рабе советской власти.
17ur
12 май, 2014 16:19 (UTC)
Любезный. Вы невнимательно читали. Я говорю о том, что говорю я. А Вы говорите о том, что говорите Вы. Если, конечно, можете. Договорились?
man_with_dogs
12 май, 2014 20:06 (UTC)
Разумеется. И не забываете, что вы можете ошибаться (если вы человек, а не эльф). С "Федотычем" вы именно что ошиблись. Из-за чего смысл этого места стал такой, как написал я.

В порядке просвещения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Отчество

Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на -ович (после основ на мягкую согласную -евич) восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; подлые люди не имели права пользоваться такими отчествами.

Начиная с XVI века, именование с -овичем считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский, в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому государству, повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семёна (Иоанникиевича) Строганова писаться с -вичем и даровал особое звание именитых людей. В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.

Отчества подлых, то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: Иван Петров сын или, в более позднем варианте, Иван Петров; Фёдор Лукин сын — Фёдор Лукин.

Edited at 2014-05-12 20:14 (UTC)
17ur
13 май, 2014 09:04 (UTC)
И что?
Повторяю, Вы внимательно прочли то, что я написал? Что, "барин пришли" - это слова дворянина? Лакея, который "всю жизнь", меньшая челядь вполне могла называть по отчеству.

В крестьянской среде, среди слуг употребление отчества стало выполнять функцию возрастной характеристики. В русской литературе XVIII—XIX вв. имеется много примеров именования таких лиц только одним отчеством: пожилая няня Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, нянька Татьяны Лариной Филипьевна в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, дворовый Калиныч в «Записках охотника» И. С. Тургенева, крестьянка Федосеевна в рассказе И. А. Бунина и др.

Видите ли, мне представляется, что антисоветизм Вам выедает мозг. Мозг выедает любое "анти-", ну вот у Вас антисоветизм.

Вы деградируете. Вы припёрлись сюда именно что сказать что-нибудь антисоветское, сколь угодно идиотское, и готовы были прицепиться к чему угодно. То, что у Вас получилось ещё и хамское "не то сказал, а вот это сказал" - это, наверное, побочный эффект, так что я Вам его прощаю.

Я закончил с Вами разговаривать.
man_with_dogs
13 май, 2014 14:11 (UTC)
Re: И что?
1) Вам много чего представляется на пустом месте.
2) У меня инфы про подобное использование отчеств не было - я и исходил из того, что знал. Называние крепостного по-отчеству резануло.
3) Хотелось бы увидеть, где же у меня это "анти" как главный мотив?
Это чтоб вы за свои слова отвечали, а не просто рассказывали про меня небылицы.
aschsch
13 май, 2014 03:39 (UTC)
Замечательная триада: ощущение - мысль господина -- действие раба. Если убрать из этой цепочки "мысль господина", то получится реакция животного. А если добавить мысль раба (мусорную или нет), то получим наиболее близкую к реальности модель: ощущение -- мысль господина -- собственная мысль -- действие (раба?). "Мысль господина", однако, никуда не денется. Полное освобождение как бы невозможно.

eednew
13 май, 2014 07:21 (UTC)
Ну, своя мысль эволюционирует.

Но главное - перспектива. Если окончены три университета: первый дедом, второй отцом, третий внуком - получается достаточно культурный человек (даже если он лично не слишком умен).

Но это работает и в обратную сторону, тем же темпом можно добиться чудовищного оскотинивания.
( Всего-то 10 — добавить )

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger