Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Рассуждение о соусном мастере.

Лето, отпуск. В промежутках между здоровым сном я достаю старые черновики, которые палец не кликнул потереть, и смотрю, нет ли там чего интересного.

Вот например. Написано после прочтения некой патриотической фантастики с явным под-, над-, интер-, гипер-, ультра-, суб- и контекстом "как нам обустроить Россию". Вариант обустройства опирается на пылкие рассуждения автора о том, что "элита" должна быть беззаветна, а иначе всё пропало. И что "истинная элита" - это не те, кто жрут в три горла, а те, кто бросаются на амбразуру.

Я тогда сделал весьма многословную заметку по этому поводу. Теперь чуть-чуть поправил и выкладываю.

НАЧАЛО ЧЕРНОВИКА. "Я уже когда-то писал, что личный состав элиты - это человеческий осадок от решения проблем народа как целого. Настучал по голове вторгнувшимся маврам, получил дворянство. Теперь твой внук либо стучит по голове очередным туркам, либо пролюбливает фамильное достояние и уходит в сноски на страницах чужих генеалогий.

То же касается всяких торговых путей, усмирения бунтовщиков, строительства заводов и даже ростовщичества, если рассматривать его как средство концентрации ресурса для необходимого народу дела.

О чём я не писал, так это о том, почему элита нужна каждый день: частью какой социальной машины она является, и как эта машина работает.

Смею заверить, ни о какой беззаветности здесь речи не пойдёт, хотя всяческие младшие сыновья, борясь за место под солнцем, вполне могут и даже должны кидаться в берсерк частным порядком.

Итак.

1. Адаптация человеческой стаи к окружающей среде в условиях смены сезонов обязательно будет иметь своим следствием не столько уменьшение количества приложенных для выживания усилий, сколько высвобождение затраченного на обеспечение выживания времени. Человек готовит сани летом.

2. Свободное время человек, как и любое другое высокоорганизованное стайное животное, употребит на социальные игры, - улучшение своего положения в стае за счёт других - которые игры в общем опасны для выживания стаи как целого. Например, если противоречия двух праздных самцов обострились, и самцы подрались, то, кого ни прибей, стая станет беднее на одного самца.

3. Из соображений сохранения стаи, языка, народа возникает - неформализованный и вряд ли изначально осознанный - запрос на механизм, который мог бы

а) собрать "рассеянное" свободное время стаи,
б) обезвредить, стерилизовать его и
в) конвертировать в нечто хорошее и полезное для стаи.

4. Этот механизм использует эффект той самой борьбы за статус, выяснение своего и чужого места. Статусная особь начинает требовать не просто баб и уважухи, а собирать излишки чужого времени. "Отдыхаешь, значит? Так вот, ты теперь будешь работать за себя и за того парня, а тот парень будет чесать мне пятки. А иначе стукну по голове. Всех". Итого пункт 3а выполнен.

5. Получаем, что статусные особи высвобождают своё время через чужие услуги. Статусных обшивают, обстирывают, объедают кормят и т. п.. Однако и статусным особям надо это собранное время куда-то девать.

6. Примем, что статусных особей в стае достаточно, и они образуют связное сообщество, известное нам как "свет". Очевидно, что дальнейшая борьба за статус - борьба "второго передела" - продолжится там. И отобранные у быдла излишки времени (труда) будут угроханы именно на эту борьбу.

7. Однако у этой борьбы "второго передела" уже будет ограничитель, связанный с тем, что, если вести себя в "свете" по беспределу, то "свет" быстро ослабнет, и быдло его захлестнёт. Потому, что живёт-то "свет" хорошо, а быдлу завидно, и его больше. Итого выполнен пункт 3б.

8. В отсутствие беспредела борьба между статусными особями в значительной мере переходит в аспект потребления, роскоши. У кого сабля золотее, дом выше или кринолин ширше. При этом потребление может быть и символическим - "древность рода", "государь отметил на поле брани", что в общем девальвирует отобранное время: даже у очень богатого "новодельного" элитария оно ценится относительно дешевле, чем у "старого рода", хотя бы и бедного.

9. Это стимулирует развитие потребления не столько обильного, сколько утончённого и избирательного. Не лукулловы пиры закатывать на n+1 рыл, а нанять такого повара, который делает особенный соус в ма-а-аленькой соуснице для избранного круга друзей. Не собираться толпой, чтобы орать пьяные песни и щупать крестьянских дочек а-ля Гуго Баскервиль, а чтобы ужин при свечах, икра заморская баклажанная, пианино со скрипкой за шторами и томные глаза графини напротив. Соответственно, "тот парень, который пятки чешет" - теперь уже парень, который умело играет на пианино или искусно готовит особенный соус для умягчения графини.

10. "Рассеянное" свободное время, однако, продолжает в стае - у быдла - воспроизводиться, и опасность борьбы "первого передела" никуда не девалась. Вот придут и скажут: "так, вы свои ананасы уже слопали, теперь наша очередь. Этого на гильотину. Этого, с пианиной, тоже. А графиню оставьте, мы с ней Руссо читать будем, Жан-Жака".

11. Однако такого одержания может и не случиться, если сработает обратная связь. Сформулированные, собранные, определённые, упорядоченные, окультуренные, рафинированные элитой потребительские блага могут вернуться к быдлу в том количестве, которые быдло своим "рассеянным" свободным временем может оплатить, и в той форме, в которой оно их способно потребить.

12. Например, соусный мастер открывает ресторан, в который полубогатые мещане ходят раз в месяц, чтобы пожрать по-господски. Да, дорого. Однако на сцене играют пианино со скрипкой, на столе стоят свечи и тот самый соус - и даже глаза напротив пусть и не графини, но всё равно она моется много чаще крестьянской дочки. А то, что столиков таких много, так это уже как раз форма - ибо произошло от существующих предприятий общественного питания: пельменных, пабов, харчевен и пулькерий. Ничего: вежливо, без шума и локтей, не глядя по сторонам, не отрываясь от томных глаз, можно и в самом деле провести вечер вполне по-господски.

13. Этим же обеспечен постоянный интерес быдла к "элите", - "я хочу жрать так же куртуазно, как они; что я делаю неправильно?" - и это ведёт к трансляции "вниз" не только потребительской культуры, но и культуры поведения, политической культуры и т. п..

14. Таким образом, стая как целое за отобранное и сконцентрированное "рассеянное" свободное время получает улучшение качества потребления, а через него и совместно с ним улучшение качества жизни. Пункт 3в выполнен.

15. Замечу, что вот эта обратная связь ведёт и к трансляции "вниз" мыслей и ценностей элиты. Эти мысли и ценности сводятся к тому, что такое превосходство над всеми остальными, и какими способами оно достигается и удерживается. Опять же, мысли и ценности идут "вниз" в том количестве, которое быдло может воспринять без кровожадного беспокойства, и в той форме, в которой оно способно их практиковать.

16. Так получаются обывательские добродетели - лайт-версия элитных ценностей для впечатлительных дебилов. Ученье - свет; не дал слова - крепись и сам не плошай. И так далее. Заметьте, их присутствие бесконечно лучше отсутствия. Добродетельного обывателя можно со зла обругать рабом, но у него и у его рода есть ненулевой шанс выучиться жизнью на господина - особенно если обыватель поймёт, зачем эти добродетели нужны. Человека же, у которого эти добродетели отсутствуют, вытолкнут на дно общества и там пристрелят как бешеную собаку под гиканье окружающих. А не его самого, так его отродье.

Итого.

Повседневная, не ситуационная функция "элиты" в обществе - это уничтожение частного свободного времени в обществе через его конверсию в улучшение качества жизни в обществе. Блага и привилегии, которыми наслаждается "элита" - это "потери на трение" в конверторе. Дела, которыми элита занимается, это частные, ситуационные формы уничтожения чужого свободного времени "здесь и сейчас". Война, угнетение, предпринимательство, наука, искусство, пропаганда и т. п..

Никакой беззаветности, никакой самоотверженности, никакого самоотречения элите не требуется. Это "как получится" - и обычно частное решение того или иного элитария. Замечу, что процент "самоотверженных" элитариев вряд ли может рассматриваться как сколько-нибудь надёжный критерий качества элиты. И "истинная элита" - это не те, кто бросаются на амбразуру, и не те, кто жрут в три горла, а те, кто дал самореализоваться соусному мастеру, не оставив того в пяткочёсах.

Какие же качества "элите" нужны - и как вообще можно определить наличие "элиты" среди множества статусных особей на некоторой территории?

Одно-единственное качество, оно же признак: склонность к покровительству своему народу, выраженная в готовности принимать блага от него, в желании доводить эти блага до ума и в непрепятствовании обратному распространению доведённых до ума благ.

Если этого нет, если статусные особи принимают блага в отчуждённой от участия местного населения форме, не создают собственных стандартов хотя бы вещного потребления и не способны соблазнить население подражать именно себе и не мешать такому подражанию, то... если это и "элита", то чужая. А скорее всего так, случайные люди, навесившие на себя красивое слово." КОНЕЦ ЧЕРНОВИКА.

Уважаемые читатели, не стоит задавать вопрос "считает ли автор благом эксплуатацию человека человеком". Автор не определился с ответом, почему и не стал постить приведённый текст тогда, когда он был написан.

Автор и сейчас с ответом не определился, но текст решил запостить, ибо рассуждения о беззаветных элитах недавно опять стали попадаться на глаза в связи сами знаете с чем.

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: общая теория всего, общество, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →