?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Ну да, "Пустошь им. тов. Смауга". Все смотрели, большинство посмотревших задались вопросом "и зачем оно было снято". Не "почему" - "почему" как раз понятно; режиссёр должен снимать, тренироваться на кошках, и кредит за форд-фокус не выплачен...

Именно "зачем". Как выразился бы советский критик: чему нас учит этот фильм, какие проблемы ставит, что нового привнёс и так далее.

Предложу свою версию ответа на этот вопрос.

Во-первых, кино детское, и даже головы в нём отчекрыживают бескровно. То есть что-то такое дети должны увидеть и услышать в перерывах между притягивающими детское внимание отчекрыживаниями голов. Причём не обязательно имеющее прямое отношение к толкиеновскому тексту. Нет, не домыслы, - хотя и их там полно - а подчёркивания и выпячивания.

Во-вторых, две трети экранного времени занимает изображение того, как гномы мудохаются в своём квесте. Их даже в сортире замочили в процессе. Ели пауками, травили орками, поймали эльфами, завалили чуть не попавшими под санкции рыбой и т. п.. То есть важность квеста форсится в неокрепшем детском уме.

В-третьих, из этой важности в конце фильма аккуратно убрано золото как ценность. Его просто слишком много - и как цель квеста оно бесполезно. Точнее, бесполезно, когда оно в артефактах: монетах, слитках и бижутерии; однако имеет какую-то пригодность, если его расплавить, лишив прежней формы, собрать воедино и в воспитательных целях облить им дракона.

То есть ценой всех анальных кар, обрушившихся на гномов, остаётся исключительно Аркенстон (то ли "драгоценный камень", то ли "камень ковчега", хм-хм).

В-четвёртых, в отличие от толкиеновского текста, в фильме никто триста лет с Аркенстоном, взбесяся, по Средиземью не бегал, его сразу водрузили над троном, как символ того, что гномы пришли к успеху.

В сочетании с первой частью всё это безобразие представляет собой простое, подробное и доходчивое объяснение любому ребёнку того, что взрослые дяди в перерывах между отчекрыживаниями друг другу голов называют "национальным мифом".

Всякий национальный миф есть история о том, как сперва всё было хорошо и вообще "золотой век". Потом пришли какие-нибудь варвары и "золотой век" отменили. Затем были мрак, жуть, гнёт и мерзость запустения.

Однако передовой отряд битых жизнью и оттого сильно поумневших потомков, вооружённых собственным печальным и чужим передовым опытом, пытается "вернуть всё взад" применительно к нынешнему положению дел.

В первую очередь передовой отряд пытается восстановить право своих властвовать (над собой, над судьбой, над озёрной человеческой шушерой), которое и символизирует Краледворская рукопись Аркенстон.

А теперь попробуйте вспомнить или пересмотреть имеющие место родственные коллизии в "Пустоши...". Это опять же аккуратное и доходчивое объяснение границ национального мифа через сопоставление его с семейными интересами как источником этого мифа.

Ну да, Аркенстон важен, но бросать брата, чтобы идти за ним - нафиг, нафиг. По-тихому завалить чужака, с которым вроде как пуд соли съел, за нечто действительно ценное - какие проблемы? Предок промазал в дракона - тебе это весь город поминает до скончания века, хоть ты святым будь. Ставишь сословное выше семейного - будь готов потерять эту овцу, которая и с гномом сбежит. Да и сам Торин прёт за драгоценностью из-за грехов предка, с которым не оставляет надежды встретиться.

Там вообще подсказок много. Скажем, гномы - это в основном третье сословие, "игрушечных дел мастера" (из первой части), которых ведёт наследник и один из старых аристократов. А вот бургомистр озёрного поселения, который по тексту был классическим хитрожопым буржуем и гномам не поверил, уступив мнению большинства, здесь показан коррумпированным администратором, при слове "золото" сходу потерявшим соображение.

Мне, конечно, было приятнее всего смотреть диалог Бильбо с драконом (кстати, кто-нибудь, кроме меня, подумал, что рисовавший дракона товарищ видел Каа из советского мультика?).

Здесь метафора вышла на новый уровень - указали, что там, на руинах отменённого варварами "золотого века", во-первых, полно всякой тогдашней фигни, которая не то, не Аркенстон, и которая только мешает его найти; а во-вторых, и сами варвары, и накликавшее их головокружение от успехов никуда не девались и готовы свои номера повторить при первом неосторожном шаге.

В заключение скажу, шта-а-а-а, конечно, я не считаю, будто бы там сидит какой-то новозеландский комитет цензоров и велит снимать то и инсценировать это. Нет, зачем? Просто сам этот сюжет, - возвращение поумневших гномов к корням - он и так толкиеновский; а проектом занимаются культурные люди, много читавшие, выросшие в цивилизованной стране, не презирающие своего зрителя.

Вот и заполнили экранное время тем, что детишкам пригодится.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Да, а что до гэндальфовской линии, так она прямая, как телеграфный столб. Старичок борется со злом, используя человекоорудия, гномоорудия, хоббитоорудия... ему надо дракона с доски убрать, и всё, а пробуждение гномьего национального самосознания в процессе - это побочный эффект, мол, пусть будет. Когда на доске появляется нечто чёрное-пречёрное, он сразу оставляет гномов с невнятным напутствием. Страшноватый старичок, имхо.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 8 — добавить )
neilsamara
13 авг, 2014 08:41 (UTC)
Путано немного
gorrah
13 авг, 2014 08:46 (UTC)
//То есть ценой всех анальных кар, обрушившихся на гномов, остаётся исключительно Аркенстон (то ли "драгоценный камень", то ли "камень ковчега", хм-хм).

Гм, вообще-то во всей пока еще дилогии усиленно форсится мысль, что гномы идут отвоевать свой дом, не вполне понятно как. Вот в книге да, шли прежде всего за золотом. И кстати, в "Хоююите" никто 300 лет с Аркестоном не носился, только Торин о нем вспоминал пару раз, как о родовой драгоценности. Это в каком-то другом тесте было?
А то, что Гэндальф - старый жулик-манипулятор обсуждалось стопицот раз. :) Еще во времена оны.

17ur
13 авг, 2014 09:02 (UTC)
Вполне понятно - я не знаю, что там в русском переводе в фильме, но по-английски всё чётко: пишись королём, собирай армии. Чтобы тебя, оборванца, признали королём, нужен Аркенстон. Так что собирайся и вперёд - это Гэндальф Торину.

Насчёт Аркенстона - по-моему, это в "Durin's Folk", в аппендиксе.

Edited at 2014-08-13 09:03 (UTC)
mit_yau
13 авг, 2014 15:06 (UTC)
Дык про Гэндальфа это чуть не прямым текстом в Сильмаррилионе написано.
gorrah
13 авг, 2014 15:18 (UTC)
Гм... В хронологии прямым текстом написано, что "истари", то есть магам, было запрещено напрямую выступать силой против Саурона. Так что им и оставалось только манипулировать и организовывать. Но вот моральных оценок вроде бы нигде не дается, да и в "Сильмариллионе" не помню такого. Тем более, что его события, помнится, заканчиваются задолго до появления магов в Средиземье.
mit_yau
13 авг, 2014 15:20 (UTC)
Ну так а какие уж тут моральные оценки, при таких условиях работы.
redjit
13 авг, 2014 10:45 (UTC)
Я всегда воспринимал Хоббита телегой которую залечивает Бильбо своему племяннику Фродо, причем преувеличивая, сочиняя и привирая)) Так что все норм. Сказка имеет право быть бредовой. Бум считать что Бильбо перекурил трубочного зелья перед рассказом)))
chainastole
14 авг, 2014 08:38 (UTC)
Ваш разбор, конечно, глубже, но я увидел в фильме практически идеологическую диверсию, в наше постмодернистское время прославляющую героизм.
( Всего-то 8 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger