?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Умение ненавидеть не надо путать со способностью к ненависти или наличием причины для таковой.

Причина ненависти - препятствие к достижению желаемого.

Объект ненависти - не предмет, но то, что делает этот предмет препятствием к достижению желаемого. Не запертая дверь, но тот, кто её запер.

Ненависть как чувство есть движущая сила действия по устранению препятствия. Это действие вовсе не обязательно влечёт ущерб объекту ненависти.

Ненавидеть надо того, кто запер дверь, отделяющую человека от его цели, но усилие взлома, продиктованное ненавистью, в отсутствие запершего будет приложено к неповинной двери.

Впрочем, лучше, конечно, отобрать у запершего ключ, вложив свою ненависть в преодоление сопротивления и профилактику дальнейших враждебных замыслов.

Ненависть, доступная человеку, как и в случае других чувств, количественно ограничена как способностью человека к переживанию собственных эмоций, так и действием внешних раздражителей.

Как и всякое чувство, ненависть бывает сильной и слабой, краткой и долговременной. Как и всякое чувство, она влияет на рассудок, но и сама подвержена влиянию рассудка.

Провозглашение ненависти требует не больше театральности, нежели провозглашение любого другого чувства. Всевозможные аффекты (крики, гримасы и чудесенье) свидетельствуют либо о неумении управиться с эмоциями, либо об их преувеличении в глазах собеседника или наблюдателя.

Как и всякая движущая сила человеческого действия, ненависть, не обращённая в действие, обращается против самого ненавидящего, нанося ущерб его рассудку.

Если ненависть своевременно и последовательно расходуема на действие по устранению её причины, то сама по себе она не вызывает неприятных переживаний.

Идеал умения ненавидеть есть умение выбрать и совершить такое действие, которое устранит препятствие к достижению желаемого, потратив на это устранение только ненависть, но при этом всю ненависть без остатка.

Когда действие выбрано неправильно или несообразно наличной способности ненавидеть, тогда ненависти не хватит на совершение действия, либо она не будет полностью израсходована.

В первом случае - выбор чересчур тяжёлого пути избавления от ненависти - препятствие не будет устранено, а желаемое не будет достигнуто. Ненависти уже не станет, а радости не с чего появиться. Такое эмоциональное опустошение - иногда его называют "покаянием" - лишает рассудок опоры, и человек становится лёгкой добычей всякого, кто пообещает ему радость.

Во втором случае - выбор слишком лёгкого пути, пути так называемого "прощения" - остатки ненависти либо отравляют радость от достижения, либо используются не по назначению, то есть на устранение уже не препятствия к достижению желаемого, но разрушению чего-то безвредного или полезного.

Неумение ненавидеть есть спутник всякого порабощения. Неумеющий ненавидеть либо не способен избавиться от цепей; либо, избавившись от них, он не радуется свободе; либо радуется свободе таким образом, что возбуждает разумное желание окружающих вновь его ограничить.

Умение ненавидеть - рассудочно. Рассудок определяет желаемое; рассудок соотносит желаемое и беспрепятственно достижимое; рассудок определяет причину препятствия; рассудок выбирает действие по устранению препятствия; и рассудок же разрешает почерпнуть в ненависти силы сообразно осуществлению действия.

Значит, учиться ненавидеть - можно и нужно с тем, чтобы не травиться избытком ненависти и не впадать в бессилие, вызванное её нехваткой.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 42 — добавить )
andrey_zorin
1 сент, 2014 09:35 (UTC)
Глупая собака - кидается на палку и грызёт её...
Обученная - на того кто эту палку держит...
17ur
1 сент, 2014 10:17 (UTC)
Однако, если палка телеуправляема, то грызть в отсутствие держащего надо именно её. А не скулить "достать не могу".
nektosteen
1 сент, 2014 10:01 (UTC)
Ненависть как созидающая сила? Гм, интересно, надо попробовать.
17ur
1 сент, 2014 10:16 (UTC)
Не совсем. "В чистом поле" ненависть для созидания непригодна. Но вот там, где "джентельменов полно, а местов нету" - необходима.
(без темы) - grey_one - 1 сент, 2014 10:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nektosteen - 1 сент, 2014 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 сент, 2014 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nektosteen - 1 сент, 2014 19:47 (UTC) - Развернуть
Alexander Volovik
1 сент, 2014 10:08 (UTC)
Ненависть в рафинированном виде -- это желание уничтожить. Канализировать эту страсть, конечно, возможно, но ничего конструктивного с ней не создать.
17ur
1 сент, 2014 10:15 (UTC)
Уничтожить ПРЕПЯТСТВИЕ.
(без темы) - Alexander Volovik - 1 сент, 2014 10:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 сент, 2014 10:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Alexander Volovik - 1 сент, 2014 11:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 сент, 2014 19:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Alexander Volovik - 1 сент, 2014 20:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 3 сент, 2014 11:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Alexander Volovik - 3 сент, 2014 12:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - darkhon - 1 сент, 2014 13:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 сент, 2014 19:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - darkhon - 1 сент, 2014 19:59 (UTC) - Развернуть
broagh
1 сент, 2014 11:21 (UTC)
А вот, к примеру, вчерась
Наступил я одной тётке в маршрутке на ногу. Нечаянно. В ответ на вопль вежливо, нет, ВЕЖЛИВО попросил прощения. На что мне было в крайне грубой форме указано, что ценность моих извинений ничтожна.
Очень, очень, очень захотелось уебать пожилую даму с ноги. Не уебал. Хотел выйти за ней на её остановке и провести прямой в скулу. Не вышел, не провёл.
Ненавижу эту злую тётку до сих пор.

Вопрос: какое препятствие к достижению желаемого (опиздюливанию тётки) я должен ненавидеть? И какие меры принимать?

Извините мой французский.
17ur
1 сент, 2014 11:25 (UTC)
Re: А вот, к примеру, вчерась
Хорошо. Шаг к ответу первый: чего Вы сейчас хотите добиться?
Робко, несмело - broagh - 1 сент, 2014 16:09 (UTC) - Развернуть
velimir
1 сент, 2014 11:57 (UTC)
Re: А вот, к примеру, вчерась
Не мне вопрос, но , имхо, эмоциональный дисснанс вызван тем, что тетка не приняла вашего посыла " я - джельтенмен".

А вы скажэите себе убедительно : я - джельтенмен и вам станет реально фиолетово , что тетка ответила или что другая потом когда нить ответит.

Продолжив ругаться в ответ на извинения , она сама вышла с референтной группы, оценки которой телепают.

Теоретически - так.

Или с самого начала НЕ извиняйтесь.
(Анонимно)
1 сент, 2014 13:04 (UTC)
Re: А вот, к примеру, вчерась
Вы описали не ненависть (устойчивое долговременное отношение), а случайное раздражение, вызванное неприятным поведением случайного человека. Эта женщина в данный момент ничем вам не препятствует (да и в момент бытового конфликта лишь на минуту воспрепятствовала вашему спокойствию), а посему оснований для ненависти здесь нет.
ynot
1 сент, 2014 12:46 (UTC)
чото жежеистов сегодня про ненависть.

держите для стереоскопичности Фромма, авось куда в вашу парадигму прикрутится. Он разводит ненависть на рациональную и иррациональную, и у него важно про аутоагрессию как компонент иррациональной, а также перекличка с вашими идеями про "преодоление препятствия" (resp.реактивная у Фромма):

"Выбор между жизнью и смертью поистине есть фундаментальная этическая альтернатива. В сущности, это альтернатива между продуктивностью и деструктивностью, способностью и неспособностью, добродетелью и пороком. С точки зрения гуманистической этики зло – все, что направлено против жизни, все же доброе служит сохранению и развитию жизни.

Первым шагом в подходе к решению проблемы сущности разрушительной тенденции будет попытка провести различие между двумя видами ненависти: рациональной, «реактивной», и иррациональной, «обусловленной характером». Реактивная, рациональная ненависть представляет собой реакцию личности на угрозу ее собственной свободе или свободе другого человека, угрозу жизни или идеям. Ее предпосылка – уважение к жизни. Рациональная ненависть имеет одну важную биологическую функцию: она является аффективным эквивалентом действий, служащих сохранению жизни, ее защите; она возникает как реакция на грозящие гибелью факторы и исчезает с исчезновением угрозы; эта разновидность ненависти не противоположна, а сопутствует стремлению к жизни.

Качественно отличается от предыдущей разновидности ненависть, обусловленная характером. Она является чертой характера, постоянной готовностью ненавидеть, до поры до времени сдерживаемой человеком, который всегда враждебно настроен, а не ответной реакцией на внешний раздражитель. Так же как и реактивная ненависть, иррациональная ненависть может возникать в ответ на реальную угрозу, однако чаще она возникает беспричинно, используя любой повод, чтобы излиться, при этом рационализируется как реактивная ненависть. Ненавидящий человек, по-видимому, испытывает чувство облегчения, как если бы он чувствовал себя счастливым, найдя возможность проявить затаенную в нем ненависть. На его лице можно даже увидеть выражение удовольствия от удовлетворения своего чувства ненависти.

Этика имеет дело, главным образом, с проблемами иррациональной ненависти, страстью к разрушениям, калечению жизни. Иррациональная ненависть коренится в самом характере человека, конкретные же объекты этой ненависти имеют для нее второстепенное значение. Она направлена не только на других, но и на самого себя, хотя выражение ненависти к другим заметнее, чем к самому себе. Ненависть к самому себе обычно выражается в виде жертвенности, самоотверженности, аскетизма или в самобичевании и чувстве неполноценности.

Реактивная ненависть встречается чаще, чем можно было бы предположить, ибо часто человек реагирует таким образом не только на очевидную и явную угрозу его целостности как личности и свободе, но и на едва различимую, даже порой замаскированную под любовь и защиту угрозу. Но все-таки ненависть как черта характера остается явлением столь значительным, что кажется, дуалистические теории, допускающие две равновеликие и равнозначные силы – любовь и ненависть, лучше всего отвечают фактам. Значит ли это, что я должен допустить корректность дуалистической теории? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, далее, исследовать природу этого дуализма. Действительно ли добро и зло одинаково равные силы? Являются ли они частью..."


Edited at 2014-09-01 12:48 (UTC)
donna_duo
1 сент, 2014 13:27 (UTC)
Вы смешиваете в одном пакете утверждений силу ненависти, силу гнева, силу созидания, силу рассудка и силу логики для достижения целей Эго. Это полнейшая каша.

Ненависть — интенсивное, длительное, отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению) [1] [2]. Вызывается как какими-либо действиями объекта, так и присущими ему качествами [3], восприятием объекта ненависти, как противоречащего убеждениям и ценностям субъекта [4], негативно влияющего на его жизнь, препятствующего удовлетворению его важных потребностей[источник не указан 1057 дней]. Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта[1] и с желанием зла[3], с намерением причинить вред объекту эмоции[2].
(кратко: ненависть есть инструмент достижения эгоистического «я хочу» и как инструмент насилия неизбежно будет разрушен)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E5%ED%E0%E2%E8%F1%F2%FC

Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её[1].
(кратко: сила гнева как инструмент восстанавливает справедливость и служит созиданию, исходя из чего неизбежно побеждает)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%ED%E5%E2

Ненависть никогда не была движущей силой. Двигающей силой разрушения – да, а движущей – нет.

Вы пишите «Такое эмоциональное опустошение - иногда его называют "покаянием" - лишает рассудок опоры, и человек становится лёгкой добычей всякого, кто пообещает ему радость.»
У вас нет личного опыта покаяния и переживаемого после подъема и наполнения силой.

Вы пишите «Умение ненавидеть – рассудочно» Пф-ф-ф.. Рассудок = Рас Судок то есть умение строить суждения, у ненавидящего нет умения строить суждения, потому, что они вытеснены желанием достижения эгоистичной цели. Сама цель «я хочу, чтобы было так как я хочу» – безрассудна.

Вы пишите «учиться ненавидеть - можно и нужно с тем, чтобы не травиться избытком ненависти и е впадать в бессилие, вызванное её нехваткой» Вы знакомы только с одной силой – силой ненависти, но в мире людей очень много других сил, которые вам или неизвестны или недоступны.
Удивительно, что при наличии доступа к информации о любых исторических событиях, где главной движущей силой была ненависть и знаниях о результатах применения этой силы вы тем не менее практикуете средневековое мышление. Печально.
darkhon
1 сент, 2014 14:02 (UTC)
Между пррочим, ВСЕ цели -- эгоистичны. Не путать с эгоцентичными.

"нет личного опыта покаяния и переживаемого после подъема и наполнения силой"
Неконструктивно -- препятсвие-то осталось + появился паттерн поведения "сдаться".

И, кстати, в первом определении -- ошибка в заявлении всенепременной интенсивности чувства. Ненависит -- это отношение, а не аффект, как гнев.
(без темы) - (Анонимно) - 1 сент, 2014 15:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - darkhon - 1 сент, 2014 16:37 (UTC) - Развернуть
17ur
1 сент, 2014 19:00 (UTC)
А ещё что в википедии обо мне написано?
(Анонимно)
29 сент, 2014 22:14 (UTC)
Как быть с непреодолимыми препятствиями?
( Всего-то 42 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger