?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Одним из наиболее распространённых сеттингов SF&F, относимых в том числе и на пост-ап, является изображение множества отдельных поселений с разнообразными местными завихрениями, они же обычаи, они же культурные особенности, они же менталитеты, они же родовые постаповские травмы.

Действие, происходящее на этом ландшафте, как правило сводится к соперничеству двух и более проектов, видений будущего, обеспеченных возможностями сильно испортить жизнь отдельно взятому поселению.

Какой-нибудь Саруман, то есть сравнительно вменяемый администратор, желающий сэкономить на унификации менталитетов и положить разницу в собственный карман, в этих условиях произволом авторов оказывается редкостью, а обычно отношения между собой выясняют банды полоумных идеалистов, одной из которых нам полагается сочувствовать.

Занятием увлекательным и забавным станет почесать мозги об этот сеттинг (пустоши и всё такое - классику надо уважать), заранее указав на его, скажем так, совоглобусность. Как минимум в случае пост-апа.

Авторам просьба одолжаться не стесняясь.

Эволюция постаповского сообщества, как и любого другого, сводится к переходу между квазистационарными [стабильными, медленноменяющимися] режимами, характеризующимися различной эффективностью преобразования природных ресурсов.

Начинаем с позитивного менеджера по продажам, оборудованного кредитным автомобилем и твиттером, добавляем пару атомных бомб и немного Эболы, на выходе получаем угрюмого пахаря, гнущего спину 25/8/367 за урожай сам-три и изъясняющегося односложно.

Эта эволюция есть процесс предсказуемый и рефлектируемый, своим или чужим умом, и, следовательно, управляемый в том смысле, что его можно ускорить или замедлить.

То бишь достаточно вообразить себе неизбежное будущее штатное расписание, после чего принять меры, дабы оказаться в нём где повыше и почище, и сразу. Или так замедлить наступление светлого будущего, чтобы успеть отдать концы до него.

Сам процесс такого ускорения/замедления, в свою очередь, тоже рефлектируем - как минимум на уровне "на сколько нам хватит консервов перед тем, как придётся перейти к сельскому хозяйству" или "на что мы пустим консервы, если перейдём к сельскому хозяйству прямо сейчас".

Принимая, что люди ан масс не глупее меня, получим отсюда разделение пост-аповских сообществ на "замедленные" и "ускоренные".

Другим разделением станет разделение сообществ по управляемости эволюционного процесса, или точнее, по частоте воздействия на таковой - "само получается" с подталкиванием раз в сто лет, или "люди работают" на постоянной основе (извне или изнутри). Назову это "редким" или "частым".

Судьба консервов в этих четырёх случаях выглядит примерно так.

1. "Редкое" "замедленное" сообщество. Консервы в данном случае преобразуются в долговременное сохранение обрывков институциональной памяти до-апокалиптического общества, в большинстве случаев вполне бессмысленное, ибо сохраняет их интеллектуальное большинство, которое не понимает, а зачем они.

Единственное исключение: если это сообщество сидит, кроме бункера с консервами, ещё и на библиотеке, которая, с одной стороны, вдруг понадобилась соседям ради каких-то выгод, а с другой стороны, соседи не способны расшифровать то, что им нужно - не умеют читать или забыли значения большинства слов по интересующим их темам и схемам.

Это исключение представляется мне маловероятным, а типичным исходом здесь окажется "поздний старт", взаимодействие с более продвинутыми соседями, которые сохранённые обрывки прошлого, мягко говоря, не ценят, и разложение сообщества насилием или экономическими методами с поглощением человеческого материала соседями и определением его на такие позиции, куда сами соседи идти работать не хотят.

2. "Часто" "замедляемое" сообщество. Здесь несколько однако-тенденций.

Во-первых, консервы могут быть разменены на место в очереди, на временный отказ от каких-то болезненных или просто опасных процедур развития. Пылких соседей пропускают вперёд, результат записывают в книжечку - а при случае подбирают ошмётки.

Во-вторых, то же самое, однако уже со стороны соседей, которые намеренно тормозят наше сообщество, имея в уме попробовать все открывшиеся пост-аповские возможности первыми.

В-третьих и неочевидных, сообщество, используемое просто как машина по возможно более протяжённому истреблению консервов, которые при пост-апе почему-либо считаются чем-то ненужным или опасным.

В-четвёртых и ещё менее очевидных, сообщество, используемое как изолятор между иными культурами - или даже как средство пассивного интердикта на чужое развитие. Грубо говоря, вековечных эльфов, знающих древние тайны мироздания, подкармливают одни люди именно с тем, чтобы другие люди раздражённо махали рукой и говорили "да всё уже открыто до нас".

Все эти тенденции могут присутствовать в достаточно многочисленном сообществе одновременно, плюс-минус трамвайная остановка.

3. "Редко" "ускоренное" сообщество. Это те самые обитатели пустошей, кочевники и рейдеры, столь любимые пост-апом. Здесь рулит максима "хочешь жить - умей вертеться".

Стремительность проедания консервов здесь обусловлена тем, что оно происходит частным, "естественным" порядком. По сути, пост-аповские кочевники и рейдеры суть человеческий осадок сообществ, где каждая его часть, всё меньшая и меньшая, "ела одна, под одеялом", с уменьшением запаса консервов всё более изолируясь, в том числе географически, от окружающих и позднее пытаясь поддерживать уровень потребления за их счёт.

Должен отметить, что это резко противоречит объявленному происхождению и культурному коду кочевников и рейдеров в традиционных пост-аповских сеттингах. Там речь идёт о некоторых изначально криминальных или испорченных сообществах с низкими уровнями потребления и культуры. Кто сказал "обычный западный расизм"? Никто? Значит, музыкой навеяло.

В моём рассуждении пост-аповские кочевники и рейдеры суть люди, у которых точно, известно, 146% инфа был "золотой век"; более того, общие воспоминания о временах, когда предки жрали от пуза, скорее всего и станут основным драйвом установления взаимодействия в пустошах.

Я бы не исключал здесь своеобразной и весьма высокоразвитой культуры - вплоть до ситуации, когда мотором культурного развития пост-аповского человечества станет именно эта группа. Особенно если она, при своей немногочисленности, пропишется как элита в иных группах.

Подчеркну: речь идёт о пост-аповских кочевниках, а не о кочевниках известной нам древности.

И замечу парадокса для: условный "Саурон" и подобные ему тёмные властелины, с волшебными палочками они там или с бластерами, суть предел этого случая, орудие его защиты и нападения, созданное из себя или приглашённое извне.

4. "Часто" "ускоряемое" сообщество. Здесь отражение случаев п. 2, и выглядит оно так.

Во-первых, консервы проедаются в видах некоего рывка, когда вместо пахоты впереди маячит лучшее место за счёт продукции более высокого передела или обычного нагибания соседей ради дани.

Во-вторых, то же, но с целеуказанием, сильно подпорченным извне. Стандартным случаем я бы здесь предположил возможно более полное сохранение "всё, как раньше было" любой ценой, каковая цена оказывается неподъёмной, и потенциальный гегемон пустошей валится в грязь на радость тем, кто подложил топор под компас.

В-третьих и весьма очевидных, сообщество, делающее жизнь с быстрого и объёмного истребления консервов. Ну да, места, где всякие сталкеры и скавенджеры меняют лут на бухло и шлюх с тем, чтобы никто не занялся всерьёз накоплением и изучением этого самого лута.

В-четвёртых и чуть менее очевидных, это сообщество, которое грохнуло свой запас консервов на разведку окружающей территории, заблаговременное установление связи с разведанными очагами выживания - и, как следствие, планирующее подняться на собственности на эту связь. Собственно, те самые банды полоумных идеалистов, только идеалисты не очень полоумные, да и банды тут стремительно превращаются в патрули.

Опять же, здесь возможны все четыре однако-тенденции, но с разными весами. Плюс-минус.

Если говорить о возможных военных столкновениях на пост-апокалиптических пустошах, я бы предположил, что случаи 1 и 2 будут случаями сохранения человеческого материала для движущих факторов случаев 3 и 4. При этом мне представляется, что случай 1 будет более валентен случаю 4, с сюжетом "пришли на помощь убогим обгрёбкам, которых все обижают, и поставили их в строй" для борьбы со злом - а случай 2 окажется валентен случаю 3, то есть договорённости "знающих золотой век" с "у нас тут запасы остались, на которые все лезут", и восстающего Саурона в итоге.

Где здесь место для локальных завихрений с поклонением Кузькиной Матери или Ветке Сирени в Космосе? Если честно, то везде, где они не противоречат тем нормам, которые продуцируют случаи 1-4.

И это место - локальные верования с переходом в "культурные особенности" и далее в часть единой культуры пустошей, если Саурон или идеалисты добьются решительной победы. Если не добьются, то место этим верованиям "экзотика приграничной полосы".

Вот как-то так.

Ах да. Сказанное выше можно применять для анализа всяких апокалипсисоподобных событий. Революций там, реформ, майданов. Ну Вы поняли.

Хотя за это применение автор ответственности не несёт. Автор несёт чепуху, а вот ответственность - не-а.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да ещё раз, просьба не предъявлять автору А-факторы - радиоактивное заражение, эпидемию и прочих киборгов-зомби-мутантов. Это тактика, а я, во-первых, стратег, а во-вторых, убьюсь описывать вносимые поправки, которые и без того укладываются в "при прочих равных" или скучные рассуждения о связности, как величине, обратной затратам на преодоление разделяющего расстояния.

ПостСубСкриптум. А Общую Теорию Всего я к этому безобразию великолепию ещё применю.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен. Как Константинов, минимум.


Comments

( Всего-то 3 — добавить )
fon_rotbar
20 окт, 2014 13:47 (UTC)
или "на что мы пустим консервы
Ну это понятно: на то, чем человечество занималось издревле в свободное время, на войну, разумеется.
evil_gryphon
20 окт, 2014 15:03 (UTC)
"Распад римской империи" вписывается во все 4 варианта: "Замедленное" - Восточная империя, "редко" в начале и "часто" в конце, "ускоренное" - западная империя, "часто" там где дошли варвары и "редко" без них.
ianegramoten
12 ноя, 2014 14:35 (UTC)
абажаю Вадима Денисова!
( Всего-то 3 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger