Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Рассуждение о судьбе консервов после апокалипсиса.

Одним из наиболее распространённых сеттингов SF&F, относимых в том числе и на пост-ап, является изображение множества отдельных поселений с разнообразными местными завихрениями, они же обычаи, они же культурные особенности, они же менталитеты, они же родовые постаповские травмы.

Действие, происходящее на этом ландшафте, как правило сводится к соперничеству двух и более проектов, видений будущего, обеспеченных возможностями сильно испортить жизнь отдельно взятому поселению.

Какой-нибудь Саруман, то есть сравнительно вменяемый администратор, желающий сэкономить на унификации менталитетов и положить разницу в собственный карман, в этих условиях произволом авторов оказывается редкостью, а обычно отношения между собой выясняют банды полоумных идеалистов, одной из которых нам полагается сочувствовать.

Занятием увлекательным и забавным станет почесать мозги об этот сеттинг (пустоши и всё такое - классику надо уважать), заранее указав на его, скажем так, совоглобусность. Как минимум в случае пост-апа.

Авторам просьба одолжаться не стесняясь.

Эволюция постаповского сообщества, как и любого другого, сводится к переходу между квазистационарными [стабильными, медленноменяющимися] режимами, характеризующимися различной эффективностью преобразования природных ресурсов.

Начинаем с позитивного менеджера по продажам, оборудованного кредитным автомобилем и твиттером, добавляем пару атомных бомб и немного Эболы, на выходе получаем угрюмого пахаря, гнущего спину 25/8/367 за урожай сам-три и изъясняющегося односложно.

Эта эволюция есть процесс предсказуемый и рефлектируемый, своим или чужим умом, и, следовательно, управляемый в том смысле, что его можно ускорить или замедлить.

То бишь достаточно вообразить себе неизбежное будущее штатное расписание, после чего принять меры, дабы оказаться в нём где повыше и почище, и сразу. Или так замедлить наступление светлого будущего, чтобы успеть отдать концы до него.

Сам процесс такого ускорения/замедления, в свою очередь, тоже рефлектируем - как минимум на уровне "на сколько нам хватит консервов перед тем, как придётся перейти к сельскому хозяйству" или "на что мы пустим консервы, если перейдём к сельскому хозяйству прямо сейчас".

Принимая, что люди ан масс не глупее меня, получим отсюда разделение пост-аповских сообществ на "замедленные" и "ускоренные".

Другим разделением станет разделение сообществ по управляемости эволюционного процесса, или точнее, по частоте воздействия на таковой - "само получается" с подталкиванием раз в сто лет, или "люди работают" на постоянной основе (извне или изнутри). Назову это "редким" или "частым".

Судьба консервов в этих четырёх случаях выглядит примерно так.

1. "Редкое" "замедленное" сообщество. Консервы в данном случае преобразуются в долговременное сохранение обрывков институциональной памяти до-апокалиптического общества, в большинстве случаев вполне бессмысленное, ибо сохраняет их интеллектуальное большинство, которое не понимает, а зачем они.

Единственное исключение: если это сообщество сидит, кроме бункера с консервами, ещё и на библиотеке, которая, с одной стороны, вдруг понадобилась соседям ради каких-то выгод, а с другой стороны, соседи не способны расшифровать то, что им нужно - не умеют читать или забыли значения большинства слов по интересующим их темам и схемам.

Это исключение представляется мне маловероятным, а типичным исходом здесь окажется "поздний старт", взаимодействие с более продвинутыми соседями, которые сохранённые обрывки прошлого, мягко говоря, не ценят, и разложение сообщества насилием или экономическими методами с поглощением человеческого материала соседями и определением его на такие позиции, куда сами соседи идти работать не хотят.

2. "Часто" "замедляемое" сообщество. Здесь несколько однако-тенденций.

Во-первых, консервы могут быть разменены на место в очереди, на временный отказ от каких-то болезненных или просто опасных процедур развития. Пылких соседей пропускают вперёд, результат записывают в книжечку - а при случае подбирают ошмётки.

Во-вторых, то же самое, однако уже со стороны соседей, которые намеренно тормозят наше сообщество, имея в уме попробовать все открывшиеся пост-аповские возможности первыми.

В-третьих и неочевидных, сообщество, используемое просто как машина по возможно более протяжённому истреблению консервов, которые при пост-апе почему-либо считаются чем-то ненужным или опасным.

В-четвёртых и ещё менее очевидных, сообщество, используемое как изолятор между иными культурами - или даже как средство пассивного интердикта на чужое развитие. Грубо говоря, вековечных эльфов, знающих древние тайны мироздания, подкармливают одни люди именно с тем, чтобы другие люди раздражённо махали рукой и говорили "да всё уже открыто до нас".

Все эти тенденции могут присутствовать в достаточно многочисленном сообществе одновременно, плюс-минус трамвайная остановка.

3. "Редко" "ускоренное" сообщество. Это те самые обитатели пустошей, кочевники и рейдеры, столь любимые пост-апом. Здесь рулит максима "хочешь жить - умей вертеться".

Стремительность проедания консервов здесь обусловлена тем, что оно происходит частным, "естественным" порядком. По сути, пост-аповские кочевники и рейдеры суть человеческий осадок сообществ, где каждая его часть, всё меньшая и меньшая, "ела одна, под одеялом", с уменьшением запаса консервов всё более изолируясь, в том числе географически, от окружающих и позднее пытаясь поддерживать уровень потребления за их счёт.

Должен отметить, что это резко противоречит объявленному происхождению и культурному коду кочевников и рейдеров в традиционных пост-аповских сеттингах. Там речь идёт о некоторых изначально криминальных или испорченных сообществах с низкими уровнями потребления и культуры. Кто сказал "обычный западный расизм"? Никто? Значит, музыкой навеяло.

В моём рассуждении пост-аповские кочевники и рейдеры суть люди, у которых точно, известно, 146% инфа был "золотой век"; более того, общие воспоминания о временах, когда предки жрали от пуза, скорее всего и станут основным драйвом установления взаимодействия в пустошах.

Я бы не исключал здесь своеобразной и весьма высокоразвитой культуры - вплоть до ситуации, когда мотором культурного развития пост-аповского человечества станет именно эта группа. Особенно если она, при своей немногочисленности, пропишется как элита в иных группах.

Подчеркну: речь идёт о пост-аповских кочевниках, а не о кочевниках известной нам древности.

И замечу парадокса для: условный "Саурон" и подобные ему тёмные властелины, с волшебными палочками они там или с бластерами, суть предел этого случая, орудие его защиты и нападения, созданное из себя или приглашённое извне.

4. "Часто" "ускоряемое" сообщество. Здесь отражение случаев п. 2, и выглядит оно так.

Во-первых, консервы проедаются в видах некоего рывка, когда вместо пахоты впереди маячит лучшее место за счёт продукции более высокого передела или обычного нагибания соседей ради дани.

Во-вторых, то же, но с целеуказанием, сильно подпорченным извне. Стандартным случаем я бы здесь предположил возможно более полное сохранение "всё, как раньше было" любой ценой, каковая цена оказывается неподъёмной, и потенциальный гегемон пустошей валится в грязь на радость тем, кто подложил топор под компас.

В-третьих и весьма очевидных, сообщество, делающее жизнь с быстрого и объёмного истребления консервов. Ну да, места, где всякие сталкеры и скавенджеры меняют лут на бухло и шлюх с тем, чтобы никто не занялся всерьёз накоплением и изучением этого самого лута.

В-четвёртых и чуть менее очевидных, это сообщество, которое грохнуло свой запас консервов на разведку окружающей территории, заблаговременное установление связи с разведанными очагами выживания - и, как следствие, планирующее подняться на собственности на эту связь. Собственно, те самые банды полоумных идеалистов, только идеалисты не очень полоумные, да и банды тут стремительно превращаются в патрули.

Опять же, здесь возможны все четыре однако-тенденции, но с разными весами. Плюс-минус.

Если говорить о возможных военных столкновениях на пост-апокалиптических пустошах, я бы предположил, что случаи 1 и 2 будут случаями сохранения человеческого материала для движущих факторов случаев 3 и 4. При этом мне представляется, что случай 1 будет более валентен случаю 4, с сюжетом "пришли на помощь убогим обгрёбкам, которых все обижают, и поставили их в строй" для борьбы со злом - а случай 2 окажется валентен случаю 3, то есть договорённости "знающих золотой век" с "у нас тут запасы остались, на которые все лезут", и восстающего Саурона в итоге.

Где здесь место для локальных завихрений с поклонением Кузькиной Матери или Ветке Сирени в Космосе? Если честно, то везде, где они не противоречат тем нормам, которые продуцируют случаи 1-4.

И это место - локальные верования с переходом в "культурные особенности" и далее в часть единой культуры пустошей, если Саурон или идеалисты добьются решительной победы. Если не добьются, то место этим верованиям "экзотика приграничной полосы".

Вот как-то так.

Ах да. Сказанное выше можно применять для анализа всяких апокалипсисоподобных событий. Революций там, реформ, майданов. Ну Вы поняли.

Хотя за это применение автор ответственности не несёт. Автор несёт чепуху, а вот ответственность - не-а.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да ещё раз, просьба не предъявлять автору А-факторы - радиоактивное заражение, эпидемию и прочих киборгов-зомби-мутантов. Это тактика, а я, во-первых, стратег, а во-вторых, убьюсь описывать вносимые поправки, которые и без того укладываются в "при прочих равных" или скучные рассуждения о связности, как величине, обратной затратам на преодоление разделяющего расстояния.

ПостСубСкриптум. А Общую Теорию Всего я к этому безобразию великолепию ещё применю.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен. Как Константинов, минимум.


Tags: критика, общество, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments