Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

Замечания о похождениях Яшки Арфиста.

Раз уж праздники, давайте я продолжу про культур-мультур.

Чистил директорию загрузок, наткнулся на киношку "Забытье" ("Oblivion"), некогда украденную случайно найденную в сети, посмотренную и благополучно забытую. Посмотрел ещё раз перед тем, как стереть.

Очеркну упражнения для, как бы лично я решал такой сюжет в эдаких декорациях. И поясню, почему.

Да, если кого нетленка миновала, то под катом связного изложения сюжета нет; подразумевается, что читатель это эпическое полотно уже видел. А вот спойлеры присутствуют.

По моему мнению, всего в этой истории авторы хотели сыграть три козырные карты. И неудачно.

Во-первых, это подмена реальности, когда "в жизни всё не так, как на самом деле".

Извините, право, но эта конфетка обсосана до умопомрачения. Если уж называть тех, кто успел раньше, то Филип Киндред Дик необходим и достаточен. И те, кто успел раньше, всерьёз решают этот сюжет единственным способом: через взаимосвязанное нарастание мелких собственноличных глюков и несообразностей до критической массы.

Это, кстати, вполне себе цепляет: кто хоть раз обознался в толпе ("ч-чёрт, да я же видел, что это Серёга, а это какой-то хрен незнакомый"), тому это нарастание шаркает по душе.

Имхо, в фильме этого не было сделано потому, что упор на подделку реальности обесценивает нарисованные на компьютере виды сильно покоцанной планеты Земля. Если герою мерещится, то где гарантия, что есть вообще какие-то виды; может, он просто ударился головой и лежит в белой палате, а вокруг него водят хороводы аспиранты психических наук, диссертации пишут.

То бишь замах был, с одним-единственным воспоминанием, а козыря не получилось, и получиться не могло. Оттого вышла пшиком и фуком великая тайна про "области, порабощённые ещё кем-то, но о них рассказывают разные сказки, которым серьёзный человек верить не станет".

Что бы сделал я? Да просто не выбрал бы главным героем этого биоробота. Его точка зрения ценности не представляет, он деталь, к тому же неисправная. Его пик - это три минуты хлопотания лицом, пока ему объясняют, чем истина отличается от правды.

Во-вторых, - и это "во-вторых" посвящено возражению на "во-первых" - мне могут сказать, что кино про то, как недочеловек, функция, стал человеком и на радостях убился об стену во имя всего человечества. Тонкие движения души, зарождение чувств-с, пафос гуманизма.

Я бы сказал, что картина здесь совершенно обратная, и в фильме показано разрушение личности, а не её обретение. Личность там образуют двое в башне. Сами прикиньте - память стёрта, "всего человечества" и след простыл, единственный человек рядом: да они там в первый же год, если не квартал, неизбежно срослись почище старорежимных супругов с бриллиантовым стажем. Буквально до уровня, когда один простужается, а другая чихает.

И вот этот "один" повадился простывать намеренно, по живости характера и вороньей склонности хватать всё блестящее. При этом уговорить свою половину на участие в авантюрах и эскападах он то ли не смог, то ли - что более вероятно, см. предыдущий абзац - просто не понял, что уговаривать вообще нужно.

Бедная баба тянет композитную личность целиком на своём сером веществе, как маломощный компьютер лопатит крупный своп-файл: пытается за свой счёт понять, истолковать и приспособиться - и, естественно, не выдерживает. Кстати, актёрка примерно это и играет. Другое дело, что играть не на чем, ибо декораций на трагедь в фильме пожалели. Например, у женщины в башне должны были быть какие-никакие развлечения, тетрис какой-нибудь, вязание, библиотека или кашеварство.

Когда женщину убили, то смерть собственно Джека Харпера стала неизбежной, ибо полноценной личностью он не являлся, оставшись набором профессиональных навыков: починить, пилотировать, работать сигналом "свой-чужой". Так что кино изображает не пробуждение человечности, а напротив, распад личности на плесень и на липовый мёд на удобрение и на устройство управления атомной торпедой.

Если бы сюжет не взалкал героического суицида, то человек с пятилетним жизненным опытом, полным отсутствием навыков общежития и единственным расплывчатым воспоминанием... в общем, на протяжении оставшейся жизни он представлял бы собой крайне печальное зрелище. Вариант "спивающийся сторож при свалке металлолома", имхо, здесь проходит по разряду запредельного хэппи-энда.

Что бы сделал я? Сделал бы линию женщины в башне одной из двух главных линий сюжета. Её точка зрения интересна, ибо она мучается по-настоящему, за себя и за того парня, - которого, если что, пять лет напролёт каждый божий день назад ждёт из-под возможных пуль вероятного противника.

Именно она должна догадаться, что "у него там кто-то есть", причём тогда, когда сам пациент ещё не понимает, что его нечувствительно и дистанционно обрабатывают по контуру напильником. Собственно, с этой догадки я бы фильм и начал.

В-третьих, - чем киношка меня вообще зацепила - это весьма изящная схема Одержания, по крайней мере в теории: как освоить планету Земля и перерабатывать её моря на лутц, в наименьшей степени зашкварившись о местных пацаков.

Прелесть здесь именно в экономии. Точнее, в тех средствах, которыми она достигается, и сопутствующей таковым хуцпе.

Можно было бы развернуться от души, выдавая нужду за добродетель, а баги за фичи. Ежесуточное радиомолчание, отсутствие аварийного отключения систем жизнеобеспечения башни и зажигания у леталки, "детектор радиации", игнор электромагнитных сигналов на подходе к Земле и следующее отсюда убожество интерфейса общения хозяина со штатным персоналом, корявые протоколы взаимодействия техника и манагёра - да хотя бы и отсутствие радиомаячков, зашитых под кожу: всё это можно было не оставлять без внимания, а заводить на железобетонную наглость победителя, и показывать, как эта наглость срабатывает и срабатывала на протяжении полувека.

Попутно пояснить, что качественное отличие технологий хозяина от технологий прижученных пацаков только одно - умение более-менее управляться с гравитацией (что-то типа "масс эффекта" из одноимённой игры), но его хватает с головой.

Отсюда, кстати, и следует вторая сюжетная линия сценарного решения, а именно усилия Юлии Тимошенко Куриленко Русаковой, которая, лет ...надцать назад свалившись с неба, взяла банду сюрвайверов к ноге и теперь ведёт рациональную и циничную кампанию по приручению Джека Харпера №49.

Безо всяких благих негров преклонных годов, ибо благие негры уже задолбали.

Жизнь под землёй в контраст жизни в башне, зрелищные флэшбэки на тему "как оно в своё время тряслось, горело, рушилось и стреляло в разные стороны", намёки и вещдоки насчёт того, что как минимум с Харпером-31 почти получилось, но тот себе раскроил голову о стену в буквальном смысле: не вынесла душа поэта. И так далее.

И неоднократное натыкание этих партизан на то, что у противника всё работает как часы, и даже его кажущиеся ляпы получаются "близок локоть, да не укусишь", ибо машиной всё заранее рассчитано впритык по соотношению наличных сил.

Далее между сюжетными линиями, пинг-понгом, сам сюжет, показанный в фильме: как во имя высшего блага из вроде-бы-хорошо-устроившегося человека (ну, почти человека) делают очумевшую приставку к ядерной боеголовке, лучше всего с доведением до невменяемого состояния и срабатыванием изделия по предсказуемой кодовой фразе (да, заимствование всё у того же Ф.К.Дика).

Завершить фильм можно было бы бравурно, чем-нибудь вроде рассылки по башням "вас обманывали, но злой бармалей умер, давайте же помиримся и будет праздновать" - на фоне подготовки штурмовых групп и огораживания будущего концлагеря для сдавшихся клонов и клоних. Сцена с массовым расстрелом таковых - это слишком реалистично, а я всё же говорю о фантастике.

Вот как-то так: кино про двух баб вместо кина про одного мужика. Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да, что осталось бы полностью неизменным, так это заоблачная семейная вилла, ибо образ крайне привлекательный, до уровня "люди так и должны жить". "Вся земля мужикам, каждому по сто десятин..." и принудлечение от акрофобии.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, кино, критика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments