?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

О неважности правды.

Если понимать правду как должное, следующее из истинного, то я знаю четыре смысла правды.

Первый смысл правды: "все это видят и все так говорят", "по-другому и быть не может". Это правда толпы, тусовки, шайки, правда массовых галлюцинаций и народных чаяний. Безвременная и одновременно сиюминутная, нерефлектируемая правда - точнее, правда исключённого времени.

Второй смысл правды: "это все знают и молчат", "на самом деле". Эта правда задаёт форму словам и поступкам через собственную неприкосновенность... так берега и дно реки, речные пороги задают форму потоку воды, таковым не являясь. Правда "известного, но неупоминаемого", которой мы обязаны понятием "приличного" и опирающейся на него львиной долей культуры. Это правда прошлого, правда исключённых настоящего и будущего времён.

Третий смысл правды: "то, что написано пером" или "то, что делается по существующему описанию". Правда прошлого и настоящего, правда исключённого будущего. Это правда технологии, а равно правда контрактного обязательства вообще и рыночной сделки в частности. Правда штатного срабатывания.

Четвёртый смысл правды: правда осознания противоречия действительности и представлений субъекта о таковой. "Этого никто не знает, но вот так оно на самом деле": правда настоящего и будущего, правда исключённого прошлого. Столкновение с мебелью при перемещении по ночной квартире до туалета; пропажа бумажника, обнаруженная в момент расплаты в ресторане; последняя глава "английского детектива", где собравшимся рассказывают всякие неожиданности и показывают на совершенно неподозрительного убийцу. Правда срабатывания нештатного. Краткое и вульгарное описание этой правды в русском языке - "пиздец"

Я полагаю, что одни и те же утверждения, оценки, призывы, нормативы могут быть правдой в одном или нескольких из перечисленных смыслов и не быть правдой в других. Одновременно. Самый простой пример: "неприличие" как противоречие между правдой во втором и любом другом смыслах.

Кроме того, противоречивые утверждения и проч. могут быть правдой в различных смыслах - и тоже одновременно.

Даже для одного и того же человека, не говоря уж о разных людях.

В силу этих рассуждений я считаю правду маловажной поведенческой ценностью и объектом скорее ненадёжных моральных инвестиций. Желательная, но необязательная роскошь, удобство, комфорт, но вовсе не товар первой необходимости.

Это никак не означает реабилитации, превознесения или апологии лжи, ибо ложь отнюдь не тождественна ни отсутствию правды, ни инверсии таковой.

Однако вышеприведённая раскладка часто помогает [мне] в анализе всяческих святых битв, где "у каждого своя правда" - обычно оказывается, что святость битвы обусловлена именно что столкновениями правды в разных смыслах, приведённых выше, и не более того.

В связи с чем и делюсь ею. Раскладкой. Впрочем, и правдой тоже - ибо явить её сторонам святых битв на месте таковых было бы неразумно.

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

proseka199
16 янв, 2015 20:36 (UTC)
Я бы добавил
Выигрывает тот, что сумел заразить ближнего СВОЕЙ правдой. Причем нередко совершенно ему невыгодной.
(Анонимно)
16 янв, 2015 21:03 (UTC)
Re: Я бы добавил
Во-первых, это ещё надо как-то проверить, чем именно заразился заражённый. А то заразишь, он вроде как заразится, но совершенно не тем, чем планировалось. Внушишь ближнему свою правду, а он эту правду переделает как это нужно ему.

Во-вторых, где гарантия, что "своя правда" действительно своя? А не чужая т.е. полученная в результате заражения?

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger