Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Пиджин-церковное. О фундаментальной роли православия в русской истории.

Подробно мои предыдущие, долгие и сумбурные изыскания в социальной философии можно прочесть, задав поиск в яндекс-блогах по моему имени и слову "пиджин".

Здесь я ограничусь очень кратким напоминанием.

Я уже говорил о том, что считаю определяющим фактором в жизни человеческой популяции стабилизирующий отбор, то есть вынос за скобки ненормальных.

Я говорил, что представляю себе человеческое общество как коммуналию, - связное множество людей, в отношении которых к себе и окружающим буйствует такая нормализация - ограниченную антисоциальными социальными институциями. В заданных этими институциями выгородках в коммуналии действуют иные подходы к девиантам, имеющие целью защитить их от коммуналии и защитить коммуналию от них.

Я выделяю четыре типа таких институций, которые обозначаю словами "семья", "школа", "тюрьма" и "армия" - известные нам семья, школа, тюрьма и армия суть одни из множества возможных реализаций таковых; отличие институций определяется работой с разными типами девиантов. Различия же между девиантами состоят в их отношении к действующим нормам и физических возможностях соответствовать таковым.

Эволюционный смысл такого устройства человеческой популяции заключается, с одной стороны, в поддержании в ней разнообразия и, следовательно, в увеличении шанса проскочить "бутылочное горлышко" эволюционного вызова, вовремя нащупать новые нормы; с другой стороны, в соблюдении одинаковости с тем, чтобы к новым нормам, заданным эволюционным вызов, смогла адаптироваться возможно большая часть популяции: чтобы "нормальный человек" вовремя понял, что надо делать, и другим объяснил.

Это именно эволюционный смысл, потому что поведение, создающее предпосылки к такому устройству популяции, в той или иной мере можно наблюдать у высокоорганизованных стайных животных. Человеческий разум, умение работать со второй сигнальной, усиливают и, главное, ускоряют эти явления, однако не создают их.

Теперь о церкви. Я довольно долго не видел её места в приведённом представлении - при том, что не мог отрицать: соответствующее заведение исторически многогдесуще и очень устойчиво.

Технически, жреческая корпорация одна из многих, ничем особенным не выделяющаяся и при этом действующая вне антисоциальных выгородок, во всерастворяющей коммуналии.

Жрецы очень часто коррумпированы, лицемерны и безответственны, претендуя при этом на непреодолимо высшее относительно окружающих положение: это взрывоопасное сочетание. И взрывы таки были, и паразитам доставалось всерьёз по самым строгим меркам, однако само учреждение во множестве своих воплощений продолжало и продолжает потихонечку пыхтеть.

Я предположил следующее объяснение: церковь как заведение предоставляла/предоставляет популяции некие сервисы, потребность в которых воспроизводится в коммуналии, причём только в ней; в противном случае эти сервисы предоставляли бы перечисленные антисоциальные социальные институции в своих выгородках.

Предоставляемые церковью услуги, во-первых, не завязаны на конкретную религиозную доктрину.

Во-вторых, ценность этих сервисов как-то связана с тем, что человек удовлетворяет соответствующие потребности, оставаясь в коммуналии, "на улице среди незнакомых", а не прячется в семью, школу, тюрьму или армию.

Итак, какие услуги востребованы в коммуналии, где буйствует стабилизирующий отбор? Услуги по упрощению такого буйства.

Во-первых, помощь в быстром и точном опознании девианта.

Во-вторых, снижение коммуникационного барьера между нормальными до такой степени, чтобы сговориться против девианта тоже быстро. Пока не убежал.

Очевидно, что задача опознания девианта без потери смысла может быть переформулирована как задача опознания нормального.

Как один нормальный распознаёт другого? По словам и жестам. При этом истинность слов и надобность жестов совершенно не важны. Слова могут - и даже должны - быть бессмысленными, а жесты вычурными. Главное, чтобы их множество было уникальным.

Как снизить коммуникационный барьер между нормальными? Да точно так же, задать им одни и те же бессмысленные слова и вычурные жесты к обязательному совместному воспроизведению. Которое тоже является жестом. Философствуй я без приставки "пиджин-", сказал бы "метажест".

Отсюда получаем перманентный запрос на некую социальную машину, которая, действуя в коммуналии, отправляет следующие функции: сохранение и принудительное подтверждение определённого набора сигналов, по которому члены популяции отличают нормальных от девиантов.

Уточнение: понятно, что выгородки в обществе, - семья, школа, тюрьма и армия - работающие с девиантами, заинтересованы в ограничении эффективности этой машины, и, следовательно, в собственных интерфейсах работы с ней. Мол, девиантов распознавай сколько влезет, но наших - отдай нам, пока коммуналия их не стоптала.

С выполнением этого условия социальная машина по различению девиантов и облегчению сговора нормальных против них превращается в машину отличения своих от чужих и мобилизации своих против чужих. Подчеркну - машину, популяции нужную. Машину схожести, если мне будет позволена такая аллюзия.

Собственно, это и есть церковь: учреждение, сгоняющее людишек плечом к плечу на бессмысленные обряды и резко облегчающее процесс избиения чужих a.k.a. "неверных".

Позвольте, возразят мне, а как же религия, как же писания и предания, как же вечная истина?

Ответ следующий.

Во-первых, популяция на её отдельного члена почти всегда производит впечатление величия, могущества и бессмертия. "Почти" - это если кому-то не повезло видеть, как орда спалила Рязань. Такое зрелище отрезвляет. Однако в основном это именно впечатление могущества, несопоставимого с возможностями одиночки, и впечатление невероятной продолжительности существования.

Во-вторых, заведовать словами и жестами, да ещё чётко определёнными и очень медленно меняющимися - работа очень непыльная. Не камушки ворочать. Такая социальная позиция нуждается в защите, в том числе в превентивной - то есть в доходчивом объяснении, почему паразита нельзя выкинуть с бойкого места и занять его самому.

Под действием этим двух факторов и получаем религиозный нарратив, отчуждающий наблюдаемые супер-пупер-свойства популяции в пользу одной или нескольких "божественных сущностей" - конкретная форма нарратива зависит от веществ, на которых сидит отдельно взятый пророк.

Например. Раз: "Церковь - тело божье на земле". Два: "Русский значит православный", то есть принадлежащий к православной церкви (высказывание, в прошлом бывшее довольно точным). Вывод: "русские - тело божье на земле".

Как и было сказано: конкретную популяцию, различающую своих и чужих, влёгкую можно отождествить с манифестацией выдуманного "божества".

Итого, церковь - это естественная служба самоидентификации популяции.

"Естественная" в том смысле, что она возникнет "сама", как только племя, народность, "язык" начнут тереться боками с более-менее понимающим о себе чужачьём.

Польза от жрецов не в том, что они молятся о дожде, а в том, что у наших жрецов страусиное перо за левым ухом, а у ихних - срамно сказать - за правым. Так что повод угонять чужие стада и поджигать чужие стойбища - вот он, поди оспорь.

"Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон".

А кто не родил, тот москаль. В смысле тот, кто не может всё это перечислить, не наш человек и ездит в булочную на такси. Геть.

Замечу, кстати, что "естественность" церкви подразумевает её дешевизну, изначальность и корявость. Другие механизмы самоидентификации народа возникают позднее, их поддержание обходится дороже, однако свою задачу они выполняют лучше.

Востребованность церкви в популяции обратно пропорциональна возможности правящей группировки самостоятельно производить запоминающиеся и долговечные слова и жесты. Эта возможность зависит от наличных технологий (нарисовать, напечатать, отлить в граните) и наличных средств у вождя или короля (переманить богомаза к себе и кормить его всю жизнь).

Как только будут технологии и деньги, так Его Величество сможет и собственную церковь завести, и в вольнодумие удариться, или - что чаще - попросить жрецов малость потесниться и вообще знать своё место. "Вот вам патриарх!"(с)

С другой стороны, тот минимум самоидентификации, которую предоставляет церковь, никуда не девается. Церковь всё равно остаётся запасной опорой в деле самоидентификации популяции. На крайний случай, если остальные, поздние механизмы будут сломаны.

В качестве аналогии: у нас в посёлке с водоснабжением всё в порядке, всё по трубам, но колодцы - древнее, неудобное и недостаточное средство водоснабжения - при этом остаются и ухожены. На всякий случай.

Точно так же церковь задаёт и минимум сохраняемой репутации в той популяции, где она действует. Очевидно, что в поведении "свой" отличается от "чужого" тем, что обычно не выкидывает совершенно неожиданных и опасных кунштюков. Поэтому "своему" доверяют больше, чем "чужому".

А это означает, что в популяции, более или менее действенно окучиваемой церковью, репутационные катастрофы, связанные с катастрофами политическими (революция-контрреволюция-ХХ съезд-перестройка), наносят меньший ущерб и переживаются легче.

В масштабах общества эта выгода может оказаться более чем значительной. И ещё более значительной она может оказаться сравнительно с соседним обществом, которое церковь закопало напрочь - и теперь, после полного обнуления репутаций, становится жертвой, Диким полем, территорией охоты для тех, кто более-менее доверяет своим, легче сбивается в кучу... ну вы поняли.

Так что, граждане, заявления пристов сотого уровня православных иерархов об уникальной и фундаментальной роли, которую православие сыграло в становлении русского народа - оно таки правда. Утверждения, что загнать церковь под плинтус может выйти - и в ХХ веке вышло - боком, тоже правда.

Другое дело, что упомянутые иерархи к такому одобрению атеиста отнесутся скудно, ибо им же надо, чтобы я в их сказки верил, не ругал их паразитами, которыми они являются, и покупал бы освящённые свечи.

Ну извините. Я всё же философствую, хотя бы и "пиджин-", а не молюсь.

Спасибо за внимание.

Tags: общая теория всего, общество, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments