?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Подробно мои предыдущие, долгие и сумбурные изыскания в социальной философии можно прочесть, задав поиск в яндекс-блогах по моему имени и слову "пиджин".

Здесь я ограничусь очень кратким напоминанием.

Я уже говорил о том, что считаю определяющим фактором в жизни человеческой популяции стабилизирующий отбор, то есть вынос за скобки ненормальных.

Я говорил, что представляю себе человеческое общество как коммуналию, - связное множество людей, в отношении которых к себе и окружающим буйствует такая нормализация - ограниченную антисоциальными социальными институциями. В заданных этими институциями выгородках в коммуналии действуют иные подходы к девиантам, имеющие целью защитить их от коммуналии и защитить коммуналию от них.

Я выделяю четыре типа таких институций, которые обозначаю словами "семья", "школа", "тюрьма" и "армия" - известные нам семья, школа, тюрьма и армия суть одни из множества возможных реализаций таковых; отличие институций определяется работой с разными типами девиантов. Различия же между девиантами состоят в их отношении к действующим нормам и физических возможностях соответствовать таковым.

Эволюционный смысл такого устройства человеческой популяции заключается, с одной стороны, в поддержании в ней разнообразия и, следовательно, в увеличении шанса проскочить "бутылочное горлышко" эволюционного вызова, вовремя нащупать новые нормы; с другой стороны, в соблюдении одинаковости с тем, чтобы к новым нормам, заданным эволюционным вызов, смогла адаптироваться возможно большая часть популяции: чтобы "нормальный человек" вовремя понял, что надо делать, и другим объяснил.

Это именно эволюционный смысл, потому что поведение, создающее предпосылки к такому устройству популяции, в той или иной мере можно наблюдать у высокоорганизованных стайных животных. Человеческий разум, умение работать со второй сигнальной, усиливают и, главное, ускоряют эти явления, однако не создают их.

Теперь о церкви. Я довольно долго не видел её места в приведённом представлении - при том, что не мог отрицать: соответствующее заведение исторически многогдесуще и очень устойчиво.

Технически, жреческая корпорация одна из многих, ничем особенным не выделяющаяся и при этом действующая вне антисоциальных выгородок, во всерастворяющей коммуналии.

Жрецы очень часто коррумпированы, лицемерны и безответственны, претендуя при этом на непреодолимо высшее относительно окружающих положение: это взрывоопасное сочетание. И взрывы таки были, и паразитам доставалось всерьёз по самым строгим меркам, однако само учреждение во множестве своих воплощений продолжало и продолжает потихонечку пыхтеть.

Я предположил следующее объяснение: церковь как заведение предоставляла/предоставляет популяции некие сервисы, потребность в которых воспроизводится в коммуналии, причём только в ней; в противном случае эти сервисы предоставляли бы перечисленные антисоциальные социальные институции в своих выгородках.

Предоставляемые церковью услуги, во-первых, не завязаны на конкретную религиозную доктрину.

Во-вторых, ценность этих сервисов как-то связана с тем, что человек удовлетворяет соответствующие потребности, оставаясь в коммуналии, "на улице среди незнакомых", а не прячется в семью, школу, тюрьму или армию.

Итак, какие услуги востребованы в коммуналии, где буйствует стабилизирующий отбор? Услуги по упрощению такого буйства.

Во-первых, помощь в быстром и точном опознании девианта.

Во-вторых, снижение коммуникационного барьера между нормальными до такой степени, чтобы сговориться против девианта тоже быстро. Пока не убежал.

Очевидно, что задача опознания девианта без потери смысла может быть переформулирована как задача опознания нормального.

Как один нормальный распознаёт другого? По словам и жестам. При этом истинность слов и надобность жестов совершенно не важны. Слова могут - и даже должны - быть бессмысленными, а жесты вычурными. Главное, чтобы их множество было уникальным.

Как снизить коммуникационный барьер между нормальными? Да точно так же, задать им одни и те же бессмысленные слова и вычурные жесты к обязательному совместному воспроизведению. Которое тоже является жестом. Философствуй я без приставки "пиджин-", сказал бы "метажест".

Отсюда получаем перманентный запрос на некую социальную машину, которая, действуя в коммуналии, отправляет следующие функции: сохранение и принудительное подтверждение определённого набора сигналов, по которому члены популяции отличают нормальных от девиантов.

Уточнение: понятно, что выгородки в обществе, - семья, школа, тюрьма и армия - работающие с девиантами, заинтересованы в ограничении эффективности этой машины, и, следовательно, в собственных интерфейсах работы с ней. Мол, девиантов распознавай сколько влезет, но наших - отдай нам, пока коммуналия их не стоптала.

С выполнением этого условия социальная машина по различению девиантов и облегчению сговора нормальных против них превращается в машину отличения своих от чужих и мобилизации своих против чужих. Подчеркну - машину, популяции нужную. Машину схожести, если мне будет позволена такая аллюзия.

Собственно, это и есть церковь: учреждение, сгоняющее людишек плечом к плечу на бессмысленные обряды и резко облегчающее процесс избиения чужих a.k.a. "неверных".

Позвольте, возразят мне, а как же религия, как же писания и предания, как же вечная истина?

Ответ следующий.

Во-первых, популяция на её отдельного члена почти всегда производит впечатление величия, могущества и бессмертия. "Почти" - это если кому-то не повезло видеть, как орда спалила Рязань. Такое зрелище отрезвляет. Однако в основном это именно впечатление могущества, несопоставимого с возможностями одиночки, и впечатление невероятной продолжительности существования.

Во-вторых, заведовать словами и жестами, да ещё чётко определёнными и очень медленно меняющимися - работа очень непыльная. Не камушки ворочать. Такая социальная позиция нуждается в защите, в том числе в превентивной - то есть в доходчивом объяснении, почему паразита нельзя выкинуть с бойкого места и занять его самому.

Под действием этим двух факторов и получаем религиозный нарратив, отчуждающий наблюдаемые супер-пупер-свойства популяции в пользу одной или нескольких "божественных сущностей" - конкретная форма нарратива зависит от веществ, на которых сидит отдельно взятый пророк.

Например. Раз: "Церковь - тело божье на земле". Два: "Русский значит православный", то есть принадлежащий к православной церкви (высказывание, в прошлом бывшее довольно точным). Вывод: "русские - тело божье на земле".

Как и было сказано: конкретную популяцию, различающую своих и чужих, влёгкую можно отождествить с манифестацией выдуманного "божества".

Итого, церковь - это естественная служба самоидентификации популяции.

"Естественная" в том смысле, что она возникнет "сама", как только племя, народность, "язык" начнут тереться боками с более-менее понимающим о себе чужачьём.

Польза от жрецов не в том, что они молятся о дожде, а в том, что у наших жрецов страусиное перо за левым ухом, а у ихних - срамно сказать - за правым. Так что повод угонять чужие стада и поджигать чужие стойбища - вот он, поди оспорь.

"Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон".

А кто не родил, тот москаль. В смысле тот, кто не может всё это перечислить, не наш человек и ездит в булочную на такси. Геть.

Замечу, кстати, что "естественность" церкви подразумевает её дешевизну, изначальность и корявость. Другие механизмы самоидентификации народа возникают позднее, их поддержание обходится дороже, однако свою задачу они выполняют лучше.

Востребованность церкви в популяции обратно пропорциональна возможности правящей группировки самостоятельно производить запоминающиеся и долговечные слова и жесты. Эта возможность зависит от наличных технологий (нарисовать, напечатать, отлить в граните) и наличных средств у вождя или короля (переманить богомаза к себе и кормить его всю жизнь).

Как только будут технологии и деньги, так Его Величество сможет и собственную церковь завести, и в вольнодумие удариться, или - что чаще - попросить жрецов малость потесниться и вообще знать своё место. "Вот вам патриарх!"(с)

С другой стороны, тот минимум самоидентификации, которую предоставляет церковь, никуда не девается. Церковь всё равно остаётся запасной опорой в деле самоидентификации популяции. На крайний случай, если остальные, поздние механизмы будут сломаны.

В качестве аналогии: у нас в посёлке с водоснабжением всё в порядке, всё по трубам, но колодцы - древнее, неудобное и недостаточное средство водоснабжения - при этом остаются и ухожены. На всякий случай.

Точно так же церковь задаёт и минимум сохраняемой репутации в той популяции, где она действует. Очевидно, что в поведении "свой" отличается от "чужого" тем, что обычно не выкидывает совершенно неожиданных и опасных кунштюков. Поэтому "своему" доверяют больше, чем "чужому".

А это означает, что в популяции, более или менее действенно окучиваемой церковью, репутационные катастрофы, связанные с катастрофами политическими (революция-контрреволюция-ХХ съезд-перестройка), наносят меньший ущерб и переживаются легче.

В масштабах общества эта выгода может оказаться более чем значительной. И ещё более значительной она может оказаться сравнительно с соседним обществом, которое церковь закопало напрочь - и теперь, после полного обнуления репутаций, становится жертвой, Диким полем, территорией охоты для тех, кто более-менее доверяет своим, легче сбивается в кучу... ну вы поняли.

Так что, граждане, заявления пристов сотого уровня православных иерархов об уникальной и фундаментальной роли, которую православие сыграло в становлении русского народа - оно таки правда. Утверждения, что загнать церковь под плинтус может выйти - и в ХХ веке вышло - боком, тоже правда.

Другое дело, что упомянутые иерархи к такому одобрению атеиста отнесутся скудно, ибо им же надо, чтобы я в их сказки верил, не ругал их паразитами, которыми они являются, и покупал бы освящённые свечи.

Ну извините. Я всё же философствую, хотя бы и "пиджин-", а не молюсь.

Спасибо за внимание.

Comments

( Всего-то 20 — добавить )
de_la_mitrio
11 мар, 2015 13:02 (UTC)
Every human being has a place within the Emperor's divine order.

очень хорошо сформулировано у Вас.
17ur
11 мар, 2015 13:23 (UTC)
То, что пост-Императорское отступление в религию суть форма консолидации выигрыша, обмена фишек на деньги в условиях, когда продолжать ставки невозможно - таки да, очевидно.

Да, и Звездное Дитя должно родиться. По меньшей мере это будет весело.
foxhound_lj
13 мар, 2015 20:52 (UTC)
И будет пятый бог Хаоса. Родится и примется кушать человеков, как гражданка Слаанеш в своё время.
17ur
14 мар, 2015 13:33 (UTC)
Э, нет. Тётя Сланя состоялась беспризорной, в чистом виде адаптивная катастрофа целой расы, которая груши околачивала в садах наслаждения, а тут заякорено на просто на расу, но и на направленное действие конкретной сущности - Императора, поддерживаемого расой, которая структурирована перманентным конфликтом.

Оно конечно, что там ещё в каноне напишут, но я бы принял, что кушать ЗД станет отнюдь не людей.
cae32
11 мар, 2015 13:28 (UTC)
> И ещё более значительной она может оказаться сравнительно с соседним обществом, которое церковь закопало напрочь

Вот-вот! Трудно оказалось советскому обществу противостоять "пещерному антикоммунизму" Рейгана.
Конкуренция соседних обществ никуда не девается, как конкуренция между видами за место в пищевой цепочке.
И, что характерно, церковь ведь тоже меняется. Вначале выдвигается доктрина, подходящая для просто племён, потом для государств, потом для римского или персидского "плавильного котла", ну а потом и в мировом масштабе можно замахнуться, если "языки знать".
strannik8
11 мар, 2015 16:24 (UTC)
Резко вспнились пионеры. "Будь готов" - "Всегда готов!" и салют.
juray
19 мар, 2015 22:27 (UTC)
Ага. Без церкви - а ритуалы были.
А еще почему-то "День Бульдозериста":

– Какого молота ты там высерпить хочешь?

Иван поднял глаза. Валерка и Петр напряженно глядели на него. Тут он вдруг понял, что уже минут пять в комнате стоит полная тишина, и отложил журнал.

– Да тут интересно очень, – сказал он, на всякий случай поднося руку к карману, где лежал пистолет. – Философ Бердяев.

– И чего же? – странно улыбаясь, спросил Петр. – Чего пишет?

– Есть у него одна мысль ничего. О том, что психический мир коммуниста резко делится на царство света и царство тьмы – лагери Ормузда и Аримана. Это в общем манихейский дуализм, пользующийся монистической до…

Удара табуреткой в лицо Иван даже не почувствовал – догадался, что получил именно табуреткой, когда увидел с пола, как Петр с этим инструментом в руке делает к нему медленный шаг. Сзади Петра так же медленно пытался остановить Валерка – и успел. Иван потряс головой и вытащил из кармана пистолет. В следующий момент в него попала табуретка, метко пущенная Петром, пистолет отлетел в угол, тихонько хлопнул, и на потолке появилась заметная выщербина. На пол посыпалась штукатурка.

– Под блатного косит, ударник, – сказал растерявшемуся Валерке Петр, нагибаясь за пистолетом. – Я полтора года сидел, музыку эту знаю. Сейчас, – повернулся он к Ивану, – будет тебе эпифеномен дегуманизации. Аккордеоном по трудильнику.
cinic_ochevidec
19 мар, 2015 23:49 (UTC)
Вы выложили не полную версию.

Пожалуйста, я давно хотел сие произведение перечитать. Будьте любезны не ограничиваться избранными вами "простынями".

hemdall
12 мар, 2015 06:15 (UTC)
Блестяще =)

Очень красивый полет мысли.
stalker707
12 мар, 2015 09:40 (UTC)
В целом, согласен. Церковь играет образующую роль для общества. Как уже было замечено, "общество" по сравнению с "союзом племён" основным преимуществом имеет низкие внутри-транзакционные издержки. То есть внутреннее сопротивление потокам информации, ресурсов и т.д. гораздо меньше, чем сопротивление этим же потокам вне данного общества. За счёт чего, собственно, "изнеженная и разложившаяся" цивилизация и кроет как бык овцу всевозможных брутальных варваров, горцев и прочих кочевников.

Но на мой взгляд, тут необходимо сделать следующий логический шаг. То есть "религия-церковь", после отказа от многобожия, далее отказываются и от 1-божия, переходя условно говоря к 0-божию. Или NULL-блжию если угодно. Я говорю отнюдь не об атеизме. Роль церкви-религии должна занять некая идеология-философия, позволяющая создавать это самое общество с минимальным внутренним сопротивлением.
17ur
12 мар, 2015 11:35 (UTC)
Я так понимаю, что это называется "национализм" в ипостаси так называемой "гражданской религии": там даже не NIL-божие, там просто говорят правду - есть "свои", которые, если правильно себя вести, как целое обретают неслыханную мощь и по меньшей мере надежду на вечную жизнь.
stalker707
13 мар, 2015 03:19 (UTC)
Истинно так. В целях конспирации и недопущения на данном этапе межнациональной розни, может и не содержать слово "национализм". Суть от этого не меняется - кто бы ни исповедовал эту гражданскую религию, на выходе получится именно он, неназываемый, который для придурков и провокаторов.

Это как с конфуцианством. Будь ты хоть эскимосом преклонных годов, но два-три десятка лет обработки этой "мирной философской доктриной", и в итоге из тебя всё равно получится китаец.
miketiv
12 мар, 2015 12:54 (UTC)
Почему тогда "паразиты" а не "симбионты"?
17ur
12 мар, 2015 14:32 (UTC)
Паразит - греч. parasitos, от para, и sitos, хлеб, пища. У древних греков прислужник в храме, собиравший хлеб. Впоследствии тунеядец.


Истоки явления надо уважать.



Edited at 2015-03-12 14:32 (UTC)
noldo_ecthelion
15 мар, 2015 09:58 (UTC)
Таки да, но и цену это сообщество запрашивает немалую - уменьшение разумности как отдельных индивидов , та к и общества в целом. А отсюда зачастую технологическое и социальное отставание(гражданственности не хватает) и в пределе мирные вежливые канонерки на рейде с несущими свет демократии и прав человека авианосцами в океане.
Статистика 10 наиболее атеистически настроенных обществ в сравнении с 10 наиболее религиозных как бы намекает:) Правда страна сияющего Града на Холме,на первый взгляд исключение, но на второй, там тоже самое просто церкви в частном порядке дают, а в производство ядерных ракет и науку по- серьезному уже нет.
efrejtor
15 мар, 2015 11:49 (UTC)
Два возражения.
Во-первых. Классификация людей на "своих" и "чужих" проста и понятна, но малоэффективна. Более эффективна - классификация на "полезных" и "вредных". (См., напр., иммиграционную политику США. Они всех берут - и негров, и мусульман, и китайцев, ориентируясь только на пользу; и преуспевают). Но, чтобы перейти к более эффективной классификации, религию нужно устранить.
И во-вторых. Про роль и функцию религии - всё это, конечно, правильно. Но почему именно православие? Почему именно та разновидность христианства, которая исторически полностью дискредитировала себя в России и проиграла конкурентную борьбу во всех странах, где была установлена? (Все православные страны - страны отсталые). Почему не прогнать этих попов и не посадить других, исповедующих иную религию? Это вот непонятно.
n_kuta
31 мар, 2015 14:19 (UTC)
Re: Два возражения.
ПреуспеваЛИ, а не "преуспеваЮТ". Пока были у них награбленные блага - было чем приманивать.
Ну, и насчёт "плавильного котла наций" - это погорячимшись, крепко погорячимшись.
smertnyy
21 мар, 2015 08:36 (UTC)
для образованных церковь уже не играет образующую роль.

да. и обьясните пжлт почему церковь не особо помогла ркмп. без этого не так убедительно.
hungry_ewok
31 мар, 2015 19:40 (UTC)
>и обьясните пжлт почему церковь не особо помогла ркмп

Православие в реалиях России - это такая тонкая корочка на языческом сознании. И как полагается нормальным язычникам - зажравшегося и обленившегося старого бога в итоге порубили топорами в пользу нового.
smertnyy
31 мар, 2015 20:09 (UTC)
зачем беретесь отвечать не уяснив вопроса? вопрос относился к этому:

"Так что, граждане, заявления пристов сотого уровня православных иерархов об уникальной и фундаментальной роли, которую православие сыграло в становлении русского народа - оно таки правда. Утверждения, что загнать церковь под плинтус может выйти - и в ХХ веке вышло - боком, тоже правда."

( Всего-то 20 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger