?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Для развлечения перечитываю вводные к Конституции РФ, Конституции СССР-1977 и Конституции РСФСР-1978 (вы не поверите, в последней даже мелькнул "русский народ").

Вводные как раз тогда и появились, редакции Конституций образца 1936-37 г.г. их не содержат. Из-за объявления "развитого социализма" вводные получаются чем-то вроде "содержания предыдущих серий" фильма "ТАСС уполномочен заявить".

С другой стороны, вводная к Конституции РФ

"Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

советским аналогам проигрывает с треском. В отличие от советских текстов, здесь сплошные розовые пони, какающие серебряными бабочками. Выражение "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" осмыслению вообще не подлежит, BSOD.

В советских текстах определена общая цель, частные задачи и примерные способы их решения - и Конституция провозглашена для уточнения и улучшения имеющих место быть советских порядков как средства осуществления этих способов, "революционных традиций", "подлинной демократии" (какой-нибудь англичанин издевался, не иначе) и всего такого.

В российском тексте: "вот есть такие хорошие вещи, пони и бабочки, вера в добро и справедливость, а давайте для них примем неизвестно откуда взявшуюся Конституцию".

Ирония истории: в советской версии "советский народ" говорит, а в российской "многонациональный народ" внемлет. Свобода, значит, пришла, поэтому заткнись и слушай.

И не надо меня "для равновесия" попрекать советскими угнетениями, бывшими или небывшими. Злодей опаснее идиота (хотя даже незлобивый идиот небезвреден), но идиот, к сожалению, отвратительнее. Смотришь и думаешь: вот не повезло бы, и ты бы таким был, язык вывесив, счастливо лопоча и пуская слюни...

Впрочем, почему "бы"? Я же гражданин этого лопочущего недоразумения.

Значит, желание повеселиться гражданский долг требует от меня представить на суд публики свою версию вводной к Конституции России - возможной Конституции России.

Гордо повинуюсь гражданскому долгу.

Какие рамочные соображения я бы принял во внимание?

Для начала: о коммунизме, демократии и любом великом учении или там мировом предназначении надо помалкивать.

Нет, не потому, что они плохи сами по себе, а потому, что не стоит письменно обязывать себя к единственному учению-предназначению из всех возможных. Они - орудия, инструмент. Инструмент должен быть, не спорю, но неразумно ограничивать себя в его выборе, не зная, с чем столкнёшься в будущем. А то возьмёшь с собой молоток, весь золотой-серебряный, а понадобятся отвёртка, шпицштихель, рашпиль, брашпиль или вовсе миттельшпиль.

Следовательно, если не получается провозгласить целью что-нибудь хорошее, то надо ею провозгласить отсутствие плохого.

Тем более, что о конкретном содержании "хорошего" пришлось бы спорить (см. через абзац выше), а "плохое" можно просто перечислять, ознакомившись с местными страданиями за последнюю тысячу лет. Различные изводы "хорошего" бодаются один с другим на вытеснение, а изводы "плохого" мирно копятся.

Кроме того, на вопрос "как оно было сделано" отвечать обычно легче, чем на вопрос "что делать", ибо остались свидетели и свидетельства. Поэтому можно предлагать чисто технические способы не свалиться ещё раз в ту же канаву. Способы, которые не сводятся к замене вывесок, обожаемой всякими озабоченными исторической справедливостью запрещалами с выпученными от самоправедности глазами.

Способы эти состоят в а) устранении технической возможности повторить прежние вредоносные действия и б) резкому увеличению стоимости таких действий, если их всё же удастся произвести.

Наконец, известна предельная причина всех гадостей, от которых провозглашаемся. Это враждебность наблюдаемого мира к человеку и всему, им созданному. Хотите, приплетайте сюда злых духов и "князя мира сего", а хотите, вспоминайте написание слова "энтропия".

Тем, кто отрицает само наличие этой враждебности, полагая её философским завихрением, весело напоминаю: Вы, лично Вы, исторически скоро умрёте. Вас не будет. Вообще. Так что отрицайте вволюшку, поколе можете, хи-хи-хи.

А вот в меру сил обнулять эффекты этой враждебности - дело благое.

Ах да, совсем забыл... напоминаю без подробностей, что я считаю "многонациональный народ" на редкость похабным набором звуков. Поэтому провозглашают пускай "народы России" для людей толерантных и "русский народ" для нормальных людей.

Итого, вот какая преамбула к возможной Конституции получается у меня лично - с минимальной оглядкой на литературные красивости.

"Мы, русский народ,

исходя из того, что окружающий мир противоречит человеческому счастью всеми возможными способами и норовит свести в могилу наибольшее количество людей как можно быстрее и через жесточайшие мучительства,

за свою историю всемерно прочувствовав это безобразие на собственной шкуре

и тем полностью убедившись в смертельной вредоносности как действий природных сил, так и действий посторонних убийц, грабителей и мошенников, а равно местных властолюбцев, рвачей, предателей и дураков,

обещаем всему и всем: НЕ ДОЖДЁТЕСЬ - НЕ УЙДЁМ;

а если кто-то или что-то попросит нас уйти очень убедительно, то перед уходом мы сделаем всё возможное и невозможное, чтобы пустить вперёд себя как выгоняющих, так и тех, кто надеется после нас остаться и радоваться нашему отсутствию.

Для выполнения этого обещания мы заявляем о своей дееспособности, необходимой и достаточной для создания российского государства и поддержания его в рабочем состоянии с целью обеспечения нам жизни долгой, счастливой и не отягощённой мучениями в той мере, в которой это вообще возможно в окружающем нас мире.

Своим заявлением мы, русский народ, создаём доблесть российского гражданства с образующими её правами, свободами и обязанностями, а для безусловного соблюдения российским государством этой доблести задаём ему настоящую Конституцию.
"

Как видите, понь и бабочков тут будет сильно поменьше. И речь отнюдь не идёт о стиле изложения - всё это можно высказать почти вегетариански, не затрагивая основной мысли, которая не моя, а Николая А. Бердяева: "Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад".

И Конституция - это не вывеска над бардаком, обещающая тридцать три удовольствия во все отверстия, а список мер и описание установлений, которые несколько затрудняют использование самых простых, вечных, надёжных, приятных и прибыльных способов гнобить людей.

"Вера в добро и справедливость" для этого вовсе не обязательна, а чтить "наследие предков" надо ровно в той мере, чтобы сдуру не влететь под те же молотки. Пони - вон с пляжа.

В этой парадигме текст собственно Конституции станет списком запретов, а вовсе не перечнем подарков. Равно как и устройство формальной власти будет определяться не надеждами на хорошее правление, но техническим воспрещением плохого... для начала такого, которое приводило бы к неформализованному самоуничтожению государства - тут у нас такой опыт, что дай бог каждому и побольше.

Я буду потихонечку в свободное от умственной деятельности время копать эту тему, хотя бы на уровне замечаний. А то жить в провозглашённом... простите, в принятом... раю - оно как-то... ну вы поняли. Уж лучше не жить в окончательном аду.

Спасибо за внимание.

Comments

de_la_mitrio
8 апр, 2015 11:12 (UTC)
полез в глубины сознания вспоминать ТГП и КПЗС, постараюсь вернуться с конструктивными соображениями.
17ur
8 апр, 2015 11:41 (UTC)
Благоволите. Дискуссии не обещаю, но прочитать не премину, ибо мне ТГП не читали, и упустить случай самообразоваться - никак.
de_la_mitrio
8 апр, 2015 14:08 (UTC)
эх, слава яндексу, приложения к письмам 10+ летней давности живы. покопался в конспектах (в быв. ММИБ правовые дисциплины тоже, хм, не самая сильная сторона, но все же...). и вот чего могу сказать, так сказать, в "общепринятых координатах":

часть раз:

>>>И Конституция - это не вывеска над бардаком, обещающая тридцать три удовольствия во все отверстия, а список мер и описание установлений, которые несколько затрудняют использование самых простых, вечных, надёжных, приятных и прибыльных способов гнобить людей.

В конституции сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Термин «конституция» употребляется в двух основных значениях:
- фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране
- юридическая конституция — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект,

Можно выделить два «содержания» Конституции:
1) Социальное — это конкретизация ее социальной сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные национально-специфические особенности отдельной страны). Конституции Японии и Индии одина¬ковы по своей социальной сущности — это конституции капиталисти¬ческого общества, но конкретные социальные силы в этих странах, определяющие их развитие, неодинаковы (в первом случае — крупная буржуазия, во втором — национальная буржуазия). Одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию конституции США и Египта, Мексики и Пакистана, Бразилии и Канады и т.д. Это нашло свое выражение в указанных выше различиях нескольких видов конституций.

2) Правовое (юридическое) — это тот юридически значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие основы общественного строя (формы собственности, организацию управления экономикой, например, плановое или рыночное хозяйство, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления форму устройства государства и др.), основные права граждан (праве собственности, право на труд, на свободу слова, неприкосновенность личности и др.). Наряду с принципиальными положениями конституция содержит нормы, в которых эти положения детализированы (например, о парламентских процедурах, о некоторых полномочиях местного самоуправления).


de_la_mitrio
8 апр, 2015 14:08 (UTC)
часть два:
>>>В этой парадигме текст собственно Конституции станет списком запретов, а вовсе не перечнем подарков. Равно как и устройство формальной власти будет определяться не надеждами на хорошее правление, но техническим воспрещением плохого... для начала такого, которое приводило бы к неформализованному самоуничтожению государства - тут у нас такой опыт, что дай бог каждому и побольше.

С точки зрения целеполагания различают конституции программно¬го характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма.
В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретнорегулирующего характера. Нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).
Нормы имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний. Они первичноустанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.
Имеют особый характер реализации. Многие нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).
Характеризуются специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это - народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

И еще весьма важно вот это, кмк:

Право на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое в литера¬туре учредительной властью, осуществляется либо представительным учреждением, либо избирательным корпусом, либо исполнительной властью. Эти три основных способа принятия писаной конституции могут быть применены как в чистом виде, так и в различного рода сочетаниях.
Способ принятия конституции имеет огромное значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.
1. Первые писаные конституции - Американская 1787 г. и Французская 1791 г. были приняты представительными учреждениями, соответственно Конвентом - (Учредительным собранием) и Генеральными штатами (Парламентом). И в первом и во втором случае была осуществлена первоначальная учредительная власть. В новейшей политической практике принятие конституций представительными учреждениями широко распространено.
2. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов - разработка проекта конституции и окончательное его одобрение, после чего конституция вступает в силу. Совершенно естественно, что сам избирательный корпус разработать проект конституции не может. Это делает либо специальный конституционный комитет, либо учредительное собрание.
3. Принятие конституции односторонним актом исполнительной власти — октроирование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается и промульгируется главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим (конституции Бельгии 1831 г., Иордании 1952 г.)


всякое бла-бла про взаимную ответственность личности и государства я уж не стал озвучивать лишний раз.
похоже, ваши поиски во вполне себе правильном направлении идут. в отличие от.

вспомнил, кстати, что по ТГП получил "хор." в свое время, ибо не смог сформулировать, чем же конституция РФ лучше кодекса строителя коммунизма.

отдельно отмечу слова "первичноустанавливающий" и "конкретнорегулирующий", даже забыл такую прелесть.
svamitot
8 апр, 2015 14:20 (UTC)
по существу подписался бы.
но практически чисто негативная программа не прокатит.
люди идут за позитивом, так уж они устроены.

большинство, кстати, вообще не верит, что когда-нибудь умрут
iigogosha
8 апр, 2015 22:23 (UTC)
запретительная, а не негативная.


Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

однако, народ повёлся ...)

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger