?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Как и обещал, я подбросил монетку, и выпала "десоветизация". Вот о ней и буду. Прицеплю ещё слово "техническая", дабы оставить вне рассмотрения вопросы всяких символик, покаяний, разыменований, праведных судов, компенсаций и привилегий.

Оставшееся поле, конечно, немаленькое и плохо паханое, потому в настоящем рассуждении я рассмотрю только один из аспектов "технической десоветизации", а именно профилактику партократии.

Предуточнение: я не обсуждаю, хороша или плоха партократия, и в сравнении с чем она хороша или плоха. Я просто прикидываю список возможных мер по недопущению или затруднению таковой.

Сущность партократии, как и всякой "-кратии", можно уяснить через обычный, повседневный, рутинный механизм навязывания решений сувереном государству.

В СССР Партия использовала для этого следующие установления, которые мне представляются достаточными:

а) парторганизации в рабочих коллективах как средство повседневного обеспечения активного или пассивного согласия действительного большинства населения с выгодными Партии инициативами государственной администрации;
б) "номенклатура" как исключительное право Партии ветировать неугодных ей кандидатов на некоторое множество должностей в государственной администрации - расстановка "своих людей" отсюда следует;
в) внутриПартийная подготовка решений, обязательных к исполнению государственной администрацией;
г) манипулирование регламентом публичных собраний, могущих повлиять на решения государственной администрации.

Что здесь можно сделать?

А. Так называемый "Указ о департизации", некогда изданный Борисом Ельциным, сегодня читается с кривой усмешкой - были же непуганые времена.

П. 1 запрещает не деятельность служащих госучреждений в интересах той или иной политической организации на рабочем месте, а деятельность первичной ячейки той или иной политической организации в госучреждении. То есть "слушали-постановили" выносится за ограду, и только.

Начальник вполне может гнуть на работе партийную линию постольку, поскольку партсобрания с его участием проходят за пределами учреждения. Что мы неоднократно видели в "новой свободной России", например, перед выборами.

П.2 опять же ничего не запрещает и потому профилактикой партократии служить не может, а оборот "не может служить основанием для ограничения их прав" указу вообще неприличен. С "нарушением прав", частным случаем которого является ограничение таковых, должен работать УПК.

Действительная "департизация", по моему мнению, должна выглядеть примерно так.

В Конституции вместе со всеми благоглупостями об отсутствии идеологии пишется следующая норма "никто не может быть принуждён к участию или к отказу о участия в собрании или в любом другом общественном мероприятии".

В УК вводится новый состав "вынуждение к участию или к отказу от участия в общественном мероприятии с использованием служебного положения или имущественной зависимости" - именно как уголовное преступление, с неиллюзорными сроками и степенями тяжести; скажем, вынуждение к "правильному голосованию" есть особо тяжкое.

В ТК дописывается (или уточняется?) норма, по которой трудовой контракт не может содержать обязательств, касающихся политических взглядов и общественно-политической активности контрагентов, а если они, обязательства, таки есть, то изначально считаются ничтожными. Плюс прописываются болезненные санкции за увольнение по политическим мотивам.

И вот только тогда "ельцинская департизация" будет иметь хоть какой-то смысл помимо гнобления высшими партийными бонзами низшего партийного звена под одобрительный рёгот населения и хихикс "лучших людей города".

Б. "Номенклатура", взятая вне исключительности - нормальная и в этом смысле безвредная политическая практика: "список своих кандидатов". Отдельных мер не заслуживает. Наверное, именно поэтому её сделали именем нарицательным и показательно с ней боролись.

Проще говоря, у каждой партии, у каждого движения должна быть своя "номенклатура", только и всего; это не предмет настоящего рассмотрения.

В. А вот профилактика "внутриПартийной подготовки решений", по моему мнению, требует масштабных новелл, хотя на первый взгляд тоже кажется общепринятой политической практикой.

Видите ли, де-факто "локальная партократия" наступает тогда, когда в некоем государственном учреждении, вырабатывающем решения, "однопартийцами" оказываются все или почти все, то есть "вторая партия", оппозиция отсутствует - и тогда "партийная деятельность" совпадает с "государственной".

Мне представляется, что некоторым remedium такого положения дел станут, во-первых, формализация статуса "оппозиции" и, во-вторых, гарантии присутствия "формальной оппозиции" во всех правительственных учреждениях, начиная от районного уровня.

Смысл этого присутствия не в [незаслуженном] влиянии на принятие решений, а в самом присутствии, в необходимости "правящей партии" оглядываться.

Здесь потребуются сложносочинённые законы, со всяческого рода градациями и, не побоюсь этого слова, номенклатурами. Где совещательный голос, где решающий, где не меньше второго зама, где не больше четвёртого референта - и в зависимости от чего.

Что же до "статуса оппозиции", тут мне мало что понятно, однако ясно, что он, статус, накладывает нешуточные обязательства. Например, по той самой "внутрипартийной подготовке решений": "для такого-то списка случаев оппозиция всегда должна представлять второй вариант решения, или нафиг с пляжа".

И да, сказанное подразумевает, что "независимые кандидаты" должны исчезнуть, как дронты - с другой стороны, порог приятия государством партий и движений должен быть радикально снижен, вплоть до слабо выраженной грани между "общественной организацией" и "группой поддержки". Впрочем, это опять-таки другой аспект "технической десоветизации", о котором здесь речи нет.

Г. Сколько-нибудь техничное противодействие манипулированию регламентом публичных собраний в партийных интересах может быть осуществлено только в рамках примата процедуры, закреплённого на уровне конституционного закона.

Выглядит примат процедуры в моём понимании примерно так.

Сколь угодно хорошее и правильное решение сколь угодно представительного и благонамеренного межпартийного собрания, принятое с нарушением процедуры, необходимо считать ничтожным.

В свою очередь, изменения в процедуре, принятые таким собранием, вступают в силу не ранее, чем через один созыв такового, и не могут быть отменены до вступления в силу.

Обструкция собранию, предпринятая с нарушением процедуры такового, составляет преступление против государства. То же относится к фальсификации, уничтожению или закрытию протокола публичного собрания - и этим список преступлений против собрания не исчерпывается, однако опять-таки, это другой аспект.

Список А-Г мнится мне перечнем возможных гарантий от [возвращения] партократии.

Два очевидных возражения, с которыми я заранее согласен.

Во-первых, всё изложенное применимо к профилактике партократии от какой-нибудь ЁПРСТ(у), но не от "кооператива "Озеро" и не от масонской ложи "Весёлый шабесгой", то есть не от незарегистрированных политических организаций и не от зарегистрированных неполитических.

Я (пока?) не вижу решения этой проблемы в рамках "демократии", потому что разница между "группой товарищей" и "всем народом" чисто количественная - при невозбранном расширении "группы" она как раз "народом" и становится.

"У них там" те же дела, так что и с поиском решения по аналогии здесь туго.

Меры вроде постановки референдумов на поток, законодательного воспрещения "собираться больше двух" функционеров государственной администрации в одной и той же "неполитической организации" - сложны до совершенной неисполнимости.

Несколько привлекательнее выглядит идея условных "советов старейшин" с правом вето, внешних по отношению ко всякому официальному сборищу решал. С другой стороны, без чёткого понимания, откуда "старейшинам" взяться, это очередное размножение сторожей.

Наверное, сработают какие-то кары за необъявленное присвоение существующей де-факто общественной организацией (или предприятием) действительного "политического" статуса; другое дело, что я опять-таки не вижу, каким ФБР и комиссиям по антигосударственной деятельности этим заниматься.

Во-вторых, перечисленные меры А-Г никак не касаются ситуации распределённой Партии, то есть нескольких политических организаций, из которых все, кроме одной, выступают фоном для этой одной.

И вообще, эти меры не адресованы "игре на понижение", когда Партия панует не потому, что она самая-самая среди равных, а потому, что закатала и продолжает закатывать под плинтус всех остальных. В этом случае всё перечисленное может быть воплощено, однако режиму партократии воплощённое будет что слону дробина.

Здесь я должен сказать, что это вообще другой аспект советского строя, - аспект, который я в настоящем тексте не обсуждаю - и он требует других мер профилактики.

О нём и о них потом. Замечу, впрочем, что среди предполагаемых мер я, увы, вновь не нахожу места борьбе не на жизнь, а на смерть с еретическими сочетаниями цветов и линий, а равно и бичеванию глаголом "бывших" недочеловеков в целях производства из них чего-то крайне возвышенного. Вот незадача.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 17 — добавить )
zoom1
11 май, 2015 12:28 (UTC)
Полянка, действительно, не маленькая.
В качестве варианта её нарезки - в копилку:
Может быть дифференцировать работу с партией, как формальной оболочкой и членами кооперативов, как частным вариантом наполнения? Тогда нужно начинать с силовиков и судебной системы.
zoom1
11 май, 2015 12:51 (UTC)
Но в общем, хочется все партии как таковые если не запретить, то урезать до полной символичности. И в политике, и в государственной машине.
17ur
12 май, 2015 06:56 (UTC)
И это резко облегчит Партии дорогу к статусу суверена. Напротив, более-менее развитая многопартийность и гарантирует, что один большой дракон не заведётся, потому что несколько сравнительно мелких будут друг друга гнобить.
17ur
12 май, 2015 06:55 (UTC)
Эхм, это означает все организации, в которых как-то участвуют госслужащие, под колпак к Мюллеру. Я и говорю - сложно и неисполнимо.
alex_mashin
11 май, 2015 12:50 (UTC)
Касательно ТК. По моему мнению, в трудовом договоре всё должно быть ничтожно (и давать иск работнику), кроме явно перечисленного в ТК.
(Анонимно)
11 май, 2015 14:06 (UTC)
Тогда трудовой договор сведётся к одной строке: "Мы, Иванов Иван Иванович и ООО Петров и Партнеры заключаем трудовой договор в соответствии с ТК"
alex_mashin
11 май, 2015 14:12 (UTC)
Ещё цифра оклада и название должности.
17ur
12 май, 2015 06:52 (UTC)
Не уверен. Не закрывает нештатных ситуаций. Тут как минимум надо принимать отдельный закон для above and beyond duty.
(Анонимно)
11 май, 2015 14:03 (UTC)
Законными/юридическими методами с Партией бороться невозможно по определению Партии. Ибо Партия - это суверен, организация надзаконная. Даже если у Партии будут какие-то причины изображать многопартийность и не заявлять о своём суверенитете громогласно, всё равно остаются "неформальный" и "распределенный" варианты существования Партии.

Кроме того - обратимся к товарищу Ленину - любая партия есть орудие какого-то класса. Партия (с большой буквы, т.е. суверен) есть орудие правящего класса. Оппозиционная партия есть орудие подавленного класса.

Борьба с Партией имеет практический смысл лишь поскольку эта Партия выражает интересы противного вам класса. Большевики "департизировали" Россию от "распределенной" буржуазной Партии; подпольная/криминальная буржуазия "департизировала" СССР от рабочей Партии. Если же Партия выражает интересы вашего класса, зачем вам "департизация" нужна? Наоборот, вам выгодно поддерживать и укреплять суверенитет такой Партии.
17ur
12 май, 2015 06:50 (UTC)
Не согласен. Хотя с любым сувереном бороться законными методами невозможно по определению (Карла английского пристроили под топор с нарушением процедуры), однако законными методами можно воспрепятствовать смене суверена или его эволюции в нежелательном направлении.

А "оппозиционной партии" тогда, когда "правящая партия" является сувереном, быть не может, что СССР показал во всей красе.
hoholusa
11 май, 2015 17:00 (UTC)
Чтобы продуктивнее бороться с ветряными мельницами, благородный идальго нацепил на копьё коллиматор и подствольник
17ur
12 май, 2015 06:57 (UTC)
И торпедный аппарат. Для водяных мельниц.
hoholusa
12 май, 2015 17:10 (UTC)
Да, второй том, в котором идальго борется с водяными мельницами, сожгла кровавая инквизиция
prohogy
12 май, 2015 19:06 (UTC)
Извините за оффтоп.
Тут у нас был небольшой диалог http://bulochnikov.livejournal.com/1955016.html?thread=35628744#t35628744
В нём на этот текст:
==Даже не до конца отмороженные фины рассуждали о Великой Финляндии аж до Уральских Гор. А совсем отмороженные поляки передумали заключать договор с немцами о совместном походе на Восток только потому, что сами расчитывали управится. типа без немцев.==

я спросил, а про финнов и поляков что можно почитать в подтверждение? Особенно про поляков.

и мне yuriyk2002 сослался на Вас:
"Вот у этого автора читал точно: http://17ur.livejournal.com/ думаю не откажет в ссылочках."

Подскажете?

Edited at 2015-05-12 19:07 (UTC)
iced_beard
13 май, 2015 08:23 (UTC)
" идея условных "советов старейшин" с правом вето, внешних по отношению ко всякому официальному сборищу решал."

Вот и доросли до идеи конституционной монархии.
volin
13 май, 2015 22:14 (UTC)
Советскими методами бороться с совком...
"Антикоммунизм - величайшая глупость" Ф. Энгельс (с) плакат в школе

А: к уголовному преследованию:
жена не пустила пить пиво на легальное собрание!
Меня принуждали к собранию работодатели, это был не прогул!
Да меня уволили по политическим мотивам - я пил пиво с однопартийцами!

По б - глупо спорить.

В-г: давайте мы зарегламентируем вашу оппозицию, будем смотреть что и как, перехватывать ваши идеи, а вы - работайте по нашему регламенту. Идеи нам нужны, но решать какие - мы вам не дадим. "Профсоюзы подвергли Справедливой критике начинания заместителя крайкома. Внесенные ими предложения высоко оценили на бюро цк"
kroshka_cat
18 май, 2015 18:07 (UTC)
Запрет для госслужащих исполнительной и судебной ветвей власти на принадлежность к политическим партиям не работает, вы думаете?
( Всего-то 17 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger