Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Пост гуманистический.

Невзначай вспомнив, что разумею аглицкой грамоте, прочёл "Echopraxia" by Peter Watts, которая будет продолжением "Blindsight", то есть "Ложной слепоты" того же авторства.

Далее будут изложены содержание книги, а равно мысли-прилипалы скромного читателя (меня) по поводу оного. Да, спойлеры - если понятие спойлеров применимо к жанру.

Время действия: самый конец XXI в., чуть позже времени надиктовки "Ложной слепоты".

Места действия, список по порядку:

- орегонская пустыня, в которой некий биолог, обычный человек, baseline, прожигает грант на полевой работе. Равно в пустыне находится монастырь с постчеловеческой братией, функционирующей в режиме hivemind, то есть "разума-улья" (группового разума) и от того "говорящей на языках". При монастыре подвизаются, помимо братии, почти отставной военный и переводчица с постчеловеческого на человеческий. В гости к монахам в силах тяжких направляется постчеловек-вампир, - тип, знакомый читателю по "Blindsight" - сбежавшая из поликлиники для опытов, и при ней несколько боевых зомби. Да и вообще монастырь под прицелом многоразличного ОМП, потому что мало ли что;

- космический корабль "Терновый венец", идущий с земной орбиты на "Икар", энергостанцию близ Солнца, обеспечивающую четверть земного энергопотребления, а кроме того, дистанционно снабжавшую антиматерией космический корабль "Тезей". Тот самый, который в "Ложной слепоте" отправился ручкаться с Чужими за облако Оорта и благополучно сгинул. У постлюдей есть мнение, что Чужие используют связь "Тезея" и работающего в автоматическом режиме "Икара" в своих целях;

- сильно покоцанный космический корабль "Терновый венец", идущий от разбитого "Икара" обратно на Землю, после того, как мнение постлюдей блистательно подтвердилось;

- мимоходом, заброшенная военная база где-то в джунглях. Интернет плохо работает, потому что "Икар", см. выше, был критически важен, а его сломали - и вообще, предсказание классиков о "верхах", "низах" и "обострении сильнее обычного" норовит исполниться "в мировом масштабе";

- орегонская пустыня, где всё тот же биолог, вернувшийся из космического полёта, копается в развалинах монастыря на предмет понять "что всё это было". Интернета уже нет, а ночные отблески на облаках недвусмысленно намекают на то, что эволюция человека перешла в партер.

Смысл действия: несколько постчеловеческих группировок при внеконкурсном участии Чужих выясняют, чьи в лесу бифуркации.

Итоги действия: почти все умерли, причём у живых, как правило, было время тщательно позавидовать мёртвым.

Впрочем, дистопией я бы "Echopraxia" не назвал. Антиутопия, "да и только!"

Читать книгу приятно, вкусные салонные парадоксы в ней присутствуют. В прошлый раз автор отбомбился по "я", нынче избрал целью "свободную волю": вплоть до самостоятельного воспроизводства приговорочки "всё идёт по плану".

Переходим к водным процедурам, то есть к мыслям скромного читателя. Они всецело укладываются в цитату из Чехова.

"Ять. Чудно! Чудно! Я должен вам выразиться, господа, и отдать должную справедливость, что эта зала и вообще помещение великолепны! Превосходно, очаровательно! Только знаете, чего не хватает для полного торжества? Электрического освещения, извините за выражение! Во всех странах уже введено электрическое освещение, и одна только Россия отстала.

Жигалов (глубокомысленно). Электричество... Гм... А по моему взгляду, электрическое освещение — одно только жульничество... Всунут туда уголек, да и думают глаза отвести! Нет, брат, уж если ты даешь освещение, то ты давай не уголек, а что-нибудь существенное, этакое что-нибудь особенное, чтоб было за что взяться! Ты давай огня — понимаешь? — огня, который натуральный, а не умственный!

Ять. Если бы вы видели электрическую батарею, из чего она составлена, то иначе бы рассуждали.

Жигалов. И не желаю видеть. Жульничество. Народ простой надувают... Соки последние выжимают... Знаем их, этих самых... А вы, господин молодой человек, чем за жульничество заступаться, лучше бы выпили и другим налили. Да право!"

Вот именно. Итак, постгуманизм.

Давным-давно, в одной далёкой галактике... или даже не там, а здесь, но всё равно давным-давно, человек осознал одно очень важное противоречие: что среди себе подобных жить необходимо, - иначе рехнёшься и умрёшь - но очень не хочется, потому что себе подобные могут быть такой назойливой сволочью, что кажется, будто и рехнуться насмерть не страшно. Однако это только кажется, а на самом деле без себе подобных никак нельзя, только они такое норовят утворить... и так далее по кругу. Или по спирали.

Это противоречие присутствует постоянно, и постоянно же его стараются снять, причём все и всегда, независимо от уровня образования, культуры и мышечных сил. Частным порядком, групповым... И решений тут два и только два: или менять общество, или менять человека. А из-за того, что проблему решают все и всегда, толпою, решение каждый раз выбирают не правильное и даже не осуществимое, а доступное в данный исторический момент.

Например, в отдельно взятой локации проблему решили: подогнали некий народец под царя и его присных, дабы те невозбранно пановали. Понятно, что нецарям и неприсным это решение не нравится, однако стража бдит и заговорщиков, желающих самим примоститься на троне, вовремя хватают и скармливают крокодилам. Общество изменить под себя не можно, стало быть, надо задуматься об изменении человеческой природы. Бац, и в пандан восхвалению правящей физии прорастает всяческая эзотерика о том, что у каждого человека десять душ, и три из них возвышенные...

Я не шучу. Алхимическое превращение в золото всего остального, как говорят мудрые, было только метафорой "работы с людями", личностного роста под волшебными препаратами: мол, если напоить человека отваром философского камня, так он станет бессмертным и всезнающим. А золото - так, гранты с величеств и сиятельств трясти.

Наука оказала этой ранней постгуманистической мечте медвежью услугу, встав над душой: "нет, и эту каку в рот совать тоже не надо. Это не магистерий, это купорос". Другое дело, что и саму науку приспособили под вышеуказанное противоречие: что проще - научно перестроить общество или отдельно взятого человека, чтобы между ними не искрило?

Оказалось, что общество на том историческом этапе было перестроить проще, потому что человек так и норовил помереть, если его резали. А общество - пыхтело потихоньку, невзирая на радикальности.

Так алхимическая мечта была малость отодвинута.

Время шло. Всякую землю открыли, все со всеми перезнакомились, резко углубили разделение труда, выучились грамоте и взрывчатым веществам. По промежуточным итогам прогресса замаячила перспектива уже не изменений в обществе, но изменений в качестве человеческого существования: умственного, морального, телесного. Возникли задачи межрасового сосуществования, межклассового сосуществования и даже расширения ареала обитания человечества (и яблонь) куда-нибудь на Луну, Марс и в открытый космос.

Расовые и классовые теории разными способами были изъяты из общественной мысли (напомню, что общественную мысль я понимаю буквально: размышления, которыми технически возможно поделиться так, чтобы сосед понял хоть сколько-нибудь правильно). А с космосом так и вовсе надули, и в ближайшие сотни лет никаких яблонь на Марсе не будет.

Так что драйв современного пост(и транс)гуманизма я полагаю компенсаторной реакцией: расцвет предложений по перестройке человеческой природы в свете "конца истории", заминки в общественной эволюции. Подчеркну, именно драйв: то есть стремление к некоторой вещи, а не её правильность или осуществимость. Даже не её новизна, которой нет.

Нет, я отвергаю новизну постчеловечества не только потому, что схожие идеи выкатывали ещё при Навуходоносоре. Я вдобавок считаю, что эти постчеловеческие идеи уже осуществлены. В какой-то мере. И тоже ещё при нём.

Поясню.

В той же "Echopraxia" - и в этом несомненное достоинство книги - постчеловеческие кунштюки показаны детально: что умеют постлюди, чего не можем мы. Так вот, все эти волшебства базируются на двух и только двух вещах.

Во-первых, это способность постчеловека осознавать и интерпретировать раздражения, которые человек не способен сознательно воспринимать. Если хотите, то в этом смысле постчеловек - Шерлок Холмс в десятой степени. В общении постчеловека и человека это различие выражается в возможности первого эффективно применять подпороговое внушение ко второму.

Во-вторых, это глубина постчеловеческого планирования, способная совершенно девальвировать субъектность включённых в план людей. Проще говоря, все возможные поступки человека постчеловеком сильно заранее учтены и при нужде профилактированы, так что постчеловеческий план разворачивается таким образом, что самостоятельное влияние человека на происходящее близко к нулю. Как бы тот ни суетился.

Ничего знакомого? Ну да, этот ваш постчеловек оказывается воплощением, концентратом государства... нет, не государства даже, а Конторы. Peter Watts это педалирует, уж не знаю, намеренно ли. Скажем, баба-пилот Сенгупта - жертва вполне постчеловеческого трюка, исполненного самыми обычными казёнными людьми - просто это заняло побольше времени и средств, чем у отдельно взятого постчеловека, и сам трюк малость пошершавей. Или то, как вампир насобачилась не бояться креста - это сугубо государственное решение по сути своей.

Выяснение отношений между постлюдьми (один вампир против одного группового разума) тождественно внедоговорной стычке суверенов, где игра без правил идёт по определению, в отличие от конфликтов между людьми, среди которых воткнута вертикаль власти.

Более того, если понимать, что "государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад"(с), то становится ясно, почему между постлюдьми-Конторами тот самый адский ад и бушует. Просто за счёт того, что внутри у них, у постлюдей, ещё как-то терпимо.

Итого, драйв пост(и транс)гуманизма, естественная реакция на "конец истории", мечты о невиданных возможностях и прочем таком же - в нынешнем понимании могут быть воплощены только в очередную итерацию скучного и банального шумерско-аккадского поклонения государству. На этот раз с желанием интериоризации такового в себе, поклоняющемся, и сброса отходов на окружающих.

Так что вот так. По моему взгляду, постгуманизм - одно только жульничество... Всунут человеку в голову целое государство, да и думают глаза отвести! Нет, брат, уж если ты даешь постчеловечество, то ты давай не Контору, а что-нибудь существенное, этакое что-нибудь особенное, чтоб было за что взяться! Ты давай постгуманизм - понимаешь? - постгуманизм, который натуральный, а не государственный!

Да право!


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: критика, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments