?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Пост гуманистический.

Невзначай вспомнив, что разумею аглицкой грамоте, прочёл "Echopraxia" by Peter Watts, которая будет продолжением "Blindsight", то есть "Ложной слепоты" того же авторства.

Далее будут изложены содержание книги, а равно мысли-прилипалы скромного читателя (меня) по поводу оного. Да, спойлеры - если понятие спойлеров применимо к жанру.

Время действия: самый конец XXI в., чуть позже времени надиктовки "Ложной слепоты".

Места действия, список по порядку:

- орегонская пустыня, в которой некий биолог, обычный человек, baseline, прожигает грант на полевой работе. Равно в пустыне находится монастырь с постчеловеческой братией, функционирующей в режиме hivemind, то есть "разума-улья" (группового разума) и от того "говорящей на языках". При монастыре подвизаются, помимо братии, почти отставной военный и переводчица с постчеловеческого на человеческий. В гости к монахам в силах тяжких направляется постчеловек-вампир, - тип, знакомый читателю по "Blindsight" - сбежавшая из поликлиники для опытов, и при ней несколько боевых зомби. Да и вообще монастырь под прицелом многоразличного ОМП, потому что мало ли что;

- космический корабль "Терновый венец", идущий с земной орбиты на "Икар", энергостанцию близ Солнца, обеспечивающую четверть земного энергопотребления, а кроме того, дистанционно снабжавшую антиматерией космический корабль "Тезей". Тот самый, который в "Ложной слепоте" отправился ручкаться с Чужими за облако Оорта и благополучно сгинул. У постлюдей есть мнение, что Чужие используют связь "Тезея" и работающего в автоматическом режиме "Икара" в своих целях;

- сильно покоцанный космический корабль "Терновый венец", идущий от разбитого "Икара" обратно на Землю, после того, как мнение постлюдей блистательно подтвердилось;

- мимоходом, заброшенная военная база где-то в джунглях. Интернет плохо работает, потому что "Икар", см. выше, был критически важен, а его сломали - и вообще, предсказание классиков о "верхах", "низах" и "обострении сильнее обычного" норовит исполниться "в мировом масштабе";

- орегонская пустыня, где всё тот же биолог, вернувшийся из космического полёта, копается в развалинах монастыря на предмет понять "что всё это было". Интернета уже нет, а ночные отблески на облаках недвусмысленно намекают на то, что эволюция человека перешла в партер.

Смысл действия: несколько постчеловеческих группировок при внеконкурсном участии Чужих выясняют, чьи в лесу бифуркации.

Итоги действия: почти все умерли, причём у живых, как правило, было время тщательно позавидовать мёртвым.

Впрочем, дистопией я бы "Echopraxia" не назвал. Антиутопия, "да и только!"

Читать книгу приятно, вкусные салонные парадоксы в ней присутствуют. В прошлый раз автор отбомбился по "я", нынче избрал целью "свободную волю": вплоть до самостоятельного воспроизводства приговорочки "всё идёт по плану".

Переходим к водным процедурам, то есть к мыслям скромного читателя. Они всецело укладываются в цитату из Чехова.

"Ять. Чудно! Чудно! Я должен вам выразиться, господа, и отдать должную справедливость, что эта зала и вообще помещение великолепны! Превосходно, очаровательно! Только знаете, чего не хватает для полного торжества? Электрического освещения, извините за выражение! Во всех странах уже введено электрическое освещение, и одна только Россия отстала.

Жигалов (глубокомысленно). Электричество... Гм... А по моему взгляду, электрическое освещение — одно только жульничество... Всунут туда уголек, да и думают глаза отвести! Нет, брат, уж если ты даешь освещение, то ты давай не уголек, а что-нибудь существенное, этакое что-нибудь особенное, чтоб было за что взяться! Ты давай огня — понимаешь? — огня, который натуральный, а не умственный!

Ять. Если бы вы видели электрическую батарею, из чего она составлена, то иначе бы рассуждали.

Жигалов. И не желаю видеть. Жульничество. Народ простой надувают... Соки последние выжимают... Знаем их, этих самых... А вы, господин молодой человек, чем за жульничество заступаться, лучше бы выпили и другим налили. Да право!"

Вот именно. Итак, постгуманизм.

Давным-давно, в одной далёкой галактике... или даже не там, а здесь, но всё равно давным-давно, человек осознал одно очень важное противоречие: что среди себе подобных жить необходимо, - иначе рехнёшься и умрёшь - но очень не хочется, потому что себе подобные могут быть такой назойливой сволочью, что кажется, будто и рехнуться насмерть не страшно. Однако это только кажется, а на самом деле без себе подобных никак нельзя, только они такое норовят утворить... и так далее по кругу. Или по спирали.

Это противоречие присутствует постоянно, и постоянно же его стараются снять, причём все и всегда, независимо от уровня образования, культуры и мышечных сил. Частным порядком, групповым... И решений тут два и только два: или менять общество, или менять человека. А из-за того, что проблему решают все и всегда, толпою, решение каждый раз выбирают не правильное и даже не осуществимое, а доступное в данный исторический момент.

Например, в отдельно взятой локации проблему решили: подогнали некий народец под царя и его присных, дабы те невозбранно пановали. Понятно, что нецарям и неприсным это решение не нравится, однако стража бдит и заговорщиков, желающих самим примоститься на троне, вовремя хватают и скармливают крокодилам. Общество изменить под себя не можно, стало быть, надо задуматься об изменении человеческой природы. Бац, и в пандан восхвалению правящей физии прорастает всяческая эзотерика о том, что у каждого человека десять душ, и три из них возвышенные...

Я не шучу. Алхимическое превращение в золото всего остального, как говорят мудрые, было только метафорой "работы с людями", личностного роста под волшебными препаратами: мол, если напоить человека отваром философского камня, так он станет бессмертным и всезнающим. А золото - так, гранты с величеств и сиятельств трясти.

Наука оказала этой ранней постгуманистической мечте медвежью услугу, встав над душой: "нет, и эту каку в рот совать тоже не надо. Это не магистерий, это купорос". Другое дело, что и саму науку приспособили под вышеуказанное противоречие: что проще - научно перестроить общество или отдельно взятого человека, чтобы между ними не искрило?

Оказалось, что общество на том историческом этапе было перестроить проще, потому что человек так и норовил помереть, если его резали. А общество - пыхтело потихоньку, невзирая на радикальности.

Так алхимическая мечта была малость отодвинута.

Время шло. Всякую землю открыли, все со всеми перезнакомились, резко углубили разделение труда, выучились грамоте и взрывчатым веществам. По промежуточным итогам прогресса замаячила перспектива уже не изменений в обществе, но изменений в качестве человеческого существования: умственного, морального, телесного. Возникли задачи межрасового сосуществования, межклассового сосуществования и даже расширения ареала обитания человечества (и яблонь) куда-нибудь на Луну, Марс и в открытый космос.

Расовые и классовые теории разными способами были изъяты из общественной мысли (напомню, что общественную мысль я понимаю буквально: размышления, которыми технически возможно поделиться так, чтобы сосед понял хоть сколько-нибудь правильно). А с космосом так и вовсе надули, и в ближайшие сотни лет никаких яблонь на Марсе не будет.

Так что драйв современного пост(и транс)гуманизма я полагаю компенсаторной реакцией: расцвет предложений по перестройке человеческой природы в свете "конца истории", заминки в общественной эволюции. Подчеркну, именно драйв: то есть стремление к некоторой вещи, а не её правильность или осуществимость. Даже не её новизна, которой нет.

Нет, я отвергаю новизну постчеловечества не только потому, что схожие идеи выкатывали ещё при Навуходоносоре. Я вдобавок считаю, что эти постчеловеческие идеи уже осуществлены. В какой-то мере. И тоже ещё при нём.

Поясню.

В той же "Echopraxia" - и в этом несомненное достоинство книги - постчеловеческие кунштюки показаны детально: что умеют постлюди, чего не можем мы. Так вот, все эти волшебства базируются на двух и только двух вещах.

Во-первых, это способность постчеловека осознавать и интерпретировать раздражения, которые человек не способен сознательно воспринимать. Если хотите, то в этом смысле постчеловек - Шерлок Холмс в десятой степени. В общении постчеловека и человека это различие выражается в возможности первого эффективно применять подпороговое внушение ко второму.

Во-вторых, это глубина постчеловеческого планирования, способная совершенно девальвировать субъектность включённых в план людей. Проще говоря, все возможные поступки человека постчеловеком сильно заранее учтены и при нужде профилактированы, так что постчеловеческий план разворачивается таким образом, что самостоятельное влияние человека на происходящее близко к нулю. Как бы тот ни суетился.

Ничего знакомого? Ну да, этот ваш постчеловек оказывается воплощением, концентратом государства... нет, не государства даже, а Конторы. Peter Watts это педалирует, уж не знаю, намеренно ли. Скажем, баба-пилот Сенгупта - жертва вполне постчеловеческого трюка, исполненного самыми обычными казёнными людьми - просто это заняло побольше времени и средств, чем у отдельно взятого постчеловека, и сам трюк малость пошершавей. Или то, как вампир насобачилась не бояться креста - это сугубо государственное решение по сути своей.

Выяснение отношений между постлюдьми (один вампир против одного группового разума) тождественно внедоговорной стычке суверенов, где игра без правил идёт по определению, в отличие от конфликтов между людьми, среди которых воткнута вертикаль власти.

Более того, если понимать, что "государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад"(с), то становится ясно, почему между постлюдьми-Конторами тот самый адский ад и бушует. Просто за счёт того, что внутри у них, у постлюдей, ещё как-то терпимо.

Итого, драйв пост(и транс)гуманизма, естественная реакция на "конец истории", мечты о невиданных возможностях и прочем таком же - в нынешнем понимании могут быть воплощены только в очередную итерацию скучного и банального шумерско-аккадского поклонения государству. На этот раз с желанием интериоризации такового в себе, поклоняющемся, и сброса отходов на окружающих.

Так что вот так. По моему взгляду, постгуманизм - одно только жульничество... Всунут человеку в голову целое государство, да и думают глаза отвести! Нет, брат, уж если ты даешь постчеловечество, то ты давай не Контору, а что-нибудь существенное, этакое что-нибудь особенное, чтоб было за что взяться! Ты давай постгуманизм - понимаешь? - постгуманизм, который натуральный, а не государственный!

Да право!


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 9 — добавить )
bravchik
22 июл, 2015 12:24 (UTC)
Напоминает Люденов.
q_w_z
22 июл, 2015 13:15 (UTC)
Дык постгуманист Бромберг всё озвучил в Меморандуме;-]
17ur
22 июл, 2015 15:44 (UTC)
Людены там милые и пушистые сравнительно с.

А если называть постхуманов, которых я счёл бы таки достойными звания, то это, во-первых, Князь Канзасский, - малобюджетный постхуман, но всё же - а во-вторых, Елена Королёва из Хайнаньской Коммуны.
time_stand_svr
22 июл, 2015 14:05 (UTC)
Одно непонятно, по мотивам прочтения того же самого.

Откуда космические корабли, при таком уровне технологического
раздрая?
17ur
22 июл, 2015 15:39 (UTC)
Re: Одно непонятно, по мотивам прочтения того же самого.
Ну, "Тезей" там всем миром собирали. Те, кто преследовал "Терновый Венец", могли быть и на военном корабле, построенном после "Тезея" в видах дать отпор проискам. Какие-то *суда*, не корабли, у Земли точно есть, иначе "Икар" обслуживать нечем. А сам "Терновый венец" - это довольно наспех сделанный "Орион".
happy_coder
22 июл, 2015 17:36 (UTC)
Концовка текста просто огонь.
foxhound_lj
22 июл, 2015 21:49 (UTC)
В "Городе Перестановок" постгуманизм был в виде "админского доступа" к собственному уму, то есть возможности залезть себе в "конфигурацию" и переключить что угодно как угодно по желанию. Хотя местами выглядит не особенно убедительно.

А так да, сверхчеловечность как способность много и быстро считать — это примитив. Тем более, что такая способность в реале никаких преимуществ всё равно не даст.
ynot
25 июл, 2015 22:54 (UTC)
из зыс бук авалибле ин электронный вид? вхере? вообще, где нынче самый развал книжек на оригинальном?
thesz
3 авг, 2015 09:05 (UTC)
Походив, подумав, пришёл к выводу, что я могу считать "постхуманистическим" и поведение менталиста Патрика Джейна - https://en.wikipedia.org/wiki/Patrick_Jane

Очень хорошо подходит - в несколько раз более быстрое, чем у обычного человека, определение ситуации и отклонений, глубокое планирование, способность управлять собой и через это - другими. Вплоть до остановки сердца, если надо.

(надо сказать, что книгу я не читал, всё ещё)

Это я к чему. У такого пост-человека налицо явные проблемы с обычным обществом, пусть он и чувствует себя в нём, как рыба в воде. В компании же других "постчеловеков", пусть и пожиже, ему без дробовика не обойтись. Да и то - всё равно подорвут.

Какая-то неприглядная картина вырисовывается.
( Всего-то 9 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger