?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Пиджин-идеологическое.

Темы "про идеологию" так же неисчерпаемы, как электрон. Одни предлагают придумать "новую идеологию", - как будто это возможно - другие хают лживые коммунистические доктрины и Агитпроп, из-за которого якобы "люди ничему не верили", да так не верили, что до сих пор со сколько-нибудь массовым антисоветизмом ни шиша не выходит.

Под катом я приложу к вопросу идеологии Общую Теорию Всего, рассуждения в рамках которой, напомню, читатель может отследить по заголовкам со словом "Пиджин" в моём блоге.

В основной массе будничных рассуждений "за идеологию" основной ошибкой я вижу смешение трёх понятий:

- идеологическая деятельность;
- идеологическая доктрина;
- идеологический аппарат.

1. Об идеологической деятельности.

Я полагаю, что жизнедеятельность общества

[то есть воспроизводящей себя человеческой популяции, в которой коммуналия, где властвует стабилизирующий отбор, ограничена институциями "семьи", "школы", "тюрьмы" и "армии" (названия условные, но близкие по смыслу), где стабилизирующий отбор критически ослаблен в пользу адаптации разных типов девиантов к коммуналии в частности и к обществу в целом]

изначально задана внешними условиями. Климат, вспышки на Солнце, урожай, хищники, миллиарды лет эволюции, сволочные соседи. Всё как у нормальных высокоорганизованных животных.

Однако с добавлением в задачу второй сигнальной системы мы получаем, во-первых, возможность упреждающей реакции человеческих особей и групп особей на изменение внешних условий ("зима приходит"), а во-вторых, возможность запаздывающей реакции, когда поздно доходит, иногда годы спустя. У неких высших приматов (у нас) появляются прошлое и будущее, память и воображение как дефекты восприятия.

Следовательно, воспроизводство животной популяции в случае человеческого общества становится суперпозицией процессов воспроизводства коммуналии-"семьи"-"школы"-"тюрьмы"-"армии" с разными характерными временами (время я понимаю, как смену состояний системы). У коммуналии - одно время (у толпы вообще короткая память), у семьи - другое, и так далее.

Диахрония - разновременность - в обществе неизбежна. А в силу того, что один и тот же человек может действовать во всех перечисленных процессах, то эта диахрония становится делом внутренним, личным: обычно её видят как разницу мотивов, когда она уже актуализировалась. Например, прокурор-и-отец. "А на чёрной скамье, на скамье подсудимых..."

Такого рода мотивационные клинчи, оставленные без присмотра, теоретически могут парализовать общество совершенно или, по меньшей мере, резко снизить КПД усилий по его воспроизводству.

Следовательно, в порядке оных усилий во всяком жизнеспособном обществе возникнет область деятельности, такие клинчи предупреждающая и от них разрешающая.

Это и есть идеологическая деятельность: деятельность по облегчению восприятия членом общества процесса воспроизводства общества.

Если учитывать, что, как правило, человек может быть более компетентен в одних составляющих этого процесса и некомпетентен в других (прокурор-и-отец, но не прокурор-и-учитель), то это деятельность по сопоставлению, переводу и разъяснению процессуальных форм и практик для разных составляющих процесса воспроизводства общества.

2. Об идеологической доктрине.

Идеологическую доктрину я понимаю как продукт применения принципа экономии энергии к идеологической деятельности. Чем тоньше вопросы идеологической деятельности, чем она насущнее, тем важнее её доступность и дешевизна.

Как показано выше, необходимость в результатах идеологической деятельности происходит из самого факта общественной, совместной жизни, но случается эта необходимость в отдельно взятой, личной голове.

Стало быть, и сами результаты должны быть доставлены туда же, а ещё лучше - находиться в голове заранее и поджидать, чтобы не тратиться на разъяснения здесь-и-сейчас, когда прокурор уже осушает за стаканом стакан.

Так как человек оборудован второй сигнальной, способностью оперировать символами (то есть вещами, которые указывают на что-то, совершенно на них не похожее), то неизбежной оказывается упаковка в некоторый набор символов уже упомянутых правил сопоставления, перевода и разъяснения члену общества процессов воспроизводства общества.

Обычно этот набор отождествляют с записанными словами, но такое вовсе не обязательно. Символами могут быть и жесты, и музыка, и набор картинок - что угодно или всё сразу.

Набор этих символов и называется идеологической доктриной. Человек, экспонированный таковой, впоследствии в ситуации мотивационного клинча способен эффективно примирить противоположные мотивации, сопоставив их - и как правило загасив одну из них в пользу другой.

Внутренняя связность доктрины и её привлекательность желательны, но опять-таки вовсе не обязательны, если местные работники идеологического фронта её вовремя освежают. "Есть такое слово - надо", " верую, ибо абсурдно" и проч..

3. Об идеологическом аппарате.

Идеологический аппарат в свою очередь оказывается продуктом экономии усилий по распространению идеологической доктрины. Например, проще держать тысячу жрецов на зарплате, чем заставить миллион подданных в отрыве от производства на всю жизнь заучивать похождения Ктулхи.

Форма идеологического аппарата определяется затратами на распространение информации в обществе - в двух смыслах:

- во-первых, как прошить понималку отдельно взятому человеку, и,
- во-вторых, сколько нужно времени, чтобы оставленная без присмотра группа впала в ересь в степени, достаточной для устойчивого отличия в поведении.

Да, жреческая корпорация от шаманов до секретарей райкомов - это древний и почтенный вариант, но отнюдь не единственный.

Более того, забавно видеть, как отсутствие такой корпорации отождествляют и с отсутствием идеологического аппарата, и с отсутствием идеологической доктрины, и даже с отсутствием самой идеологической деятельности.

Вульгарную версию такого отождествления мы знаем по забавному мнению "на западе нет идеологии". Впрочем, его опровержение через попытку сформулировать некую "западную идеологию", которая якобы "на самом деле" и "втайне" - ещё забавнее.

Видите ли, максимой аппаратной альтернативы жрецам - и альтернативы очередному "священному писанию" до кучи - является "китайская комната", то есть возвращение идеологической деятельности в саму популяцию

- на уровне элементарных автоматических реакций,
- в упреждающем режиме,
- без осмысления сколько-нибудь сложных вещей.

Далее пример.

Предположим, у меня - Чёрного Властелина и Прародителя Ротшильдов - есть некоторое представление о том, что моим подданным ломится в ближайшие сколько-то лет. Климатические изменения, разведанные полезные ископаемые, прорывы или плато в разных технологических областях, программы перевооружения у соседей и так далее. То есть я примерно могу сказать, как изменятся задачи воспроизводства общества (не так сильно, как кажется, если что).

Это, в свою очередь, означает, что я могу предвидеть некий спектр тех самых мотивационных клинчей, - или "моральных конфликтов" или как их там - которые вскоре войдут в обиход. Вовсе не обязательно в вопросах жизни и смерти.

Мне, Властелину и Абу-Ротшильду, это не нравится, потому что людишки будут терзаться, брыкаться, терять аппетит и, возможно, ломать мебель вместо того, чтобы обтачивать детали, нажимать на кнопки и покупать айфоны.

Поэтому я задействую - способы есть, здесь не о них - всяких писателей, режиссёров, дизайнеров, телеведущих, мафиози и прочих таких же - чтобы заранее модифицировать правила поведения членов популяции в некоторых ситуациях в нужную мне сторону. Чтобы люди, встретившись со светлым будущим, не брыкались, не ломали мебель и не мешали расти внутреннему валовому продукту.

И так я делаю всё время - с переменным, правда, успехом.

Безо всякой священной книги. Безо всяких жрецов. Без, мать их, политинформаций.

А моим любимым чёрновластелинческим развлечением становится наблюдение за очередным пророком, сочиняющим очередную священную книгу.

Нет, не на крест шельмеца, конечно, - это варварство. Просто смотреть, как до пациента постепенно доходит: его сверхценные откровения - религиозные, политэкономические, конспирологические, нравственные - обществу как слону дробина. У всех и так всё в порядке. Нет, если жрать совсем нечего, то побузят до следующей порции корма, может, даже под каким-нибудь разэдаким знаменем.

А обычно пророки содержатся в удобном загончике для развлечения почтеннейшей публики, в качестве ренты бурных прошлых столетий, когда "Солнце останавливали Словом, Словом разрушали города". Психов, опять же, удобно изымать с улицы в паству.

И, конечно, пророки содержатся на тот случай, если понадобятся против соседей, которые до сих пор верят в агитпроп.

4. Напоследок, крамольное.

Оставлю тему на самом интересном месте: можно ли "западное" "отсутствие идеологии" как-то приспособить к местным палестинам против неместных палестин. Про это как-нибудь потом. Надо же читателя интриговать и мучить саспенсом.

Всего одно замечание. Основной характеристикой того же "отсутствия идеологии" будет, вы не поверите, национализм как обязательное свойство мэйнстрима общественной мысли, ибо "нация" - наидешёвое средство для отдельного члена общества сопоставить "длинное время" общества с коротким "человеческим".

Как оно, собственно, и делается "в цивилизованных странах".

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 18 — добавить )
kouzdra
24 июл, 2015 11:51 (UTC)
Западная идеология отлично сформулирована - давно уже и совешенно причем явно:

Священная и неприкосновенная частная собственность
Свободы (буржуазно-демократические и предпринимательские)
Закон как ценность
Христианский набор шаблонов - "добро-зло/грех-раскание-покаяние-прощение)
etc

Национализм тут пожалуй далеко не на первом месте по значимости - видимо из-за нехорошей с ним связанной практики 20 века - для системы оказался дороговат.

PS: Мне кажется довольно точным попаданием на сам деле присутствующее у многих маркситов понятие "ложного классового сознания" - системы искажений представлений о своих интересах, обеспечивающей стабилизацию системы в интересах господствующего класса.

Что не так уж далеко от ваших трактовок (пример кстати превращение марксизма в идеологию в СССР).

Просто правильное ложное сознание не должно рефлексироваться - потому как это его разрушает. Потому и тезис "у Запада нет идеологии" - хотя на деле она, как я уже сказал, вполне явно сформулирована. Причем отнюдь не врагами системы
17ur
24 июл, 2015 18:51 (UTC)
"На западе нет идеологии" - это не тамошние враги тамошней системы формулировали, это её местные друзья. Сломаем агитпроп, выгоним с работы секретарей по идеологии, и всё устроится само. Мне это смешно.

И смешны местные же возражения в виде попыток сформулировать "западную идеологию", упихав перечисленные Вами пункты в ЕДИНУЮ ДОКТРИНУ по образцу советской государственной идеологии. "Краткий курс буржуинства. Пособие для молодых замполитов".

Реально пункты, которые Вы перечисляете, я полагаю *вторичными*, потребительскими формулировками долго *лелеемых правил* разруливания душевных метаний, причём формулировками парадными, выполненными в стиле "чтоб все завидовали" (например, Марвин Химейер многое объяснил насчёт священной и неприкосновенной частной собственности).

Национализм, который мэйнстрим - это прошитое как само собой разумеющееся "right or wrong it's my country" у квалифицированного большинства населения любой развитой страны (если её не нагнули, как Германию).

Как-то так. А в "ложное сознание" я не верю, потому что оно подразумевает "истинное", которого не бывает.

Edited at 2015-07-24 18:51 (UTC)
kouzdra
25 июл, 2015 05:21 (UTC)
А в "ложное сознание" я не верю, потому что оно подразумевает "истинное", которого не бывает.

Как раз очень бывает - это в частности сознание в которое не прошито "права или неправа - это моя страна" (ну и другие варианты например нерефлексирующего собственнического инстинкта).

Этого достаточно - но "истинное классовое/социальное сознание" не может быть националистическим в вашем смысле. Потому что может и есть смысл подчиниться господствущему стереотипу потому что "так мне будет выгоднее" - но это подчинение условно - "моя страна права пока мне это выгодно"
17ur
25 июл, 2015 05:59 (UTC)
Секундочку. А почему это модусу операнди, завязанному на "искать где теплее" приписывается рефлексия, а модусу операнди типа "охранять своё" - нет?

"Классовое" сознание не может быть националистическим, не спорю, ибо оно де-факто завязано на то, чтобы отжать что-то у "своих" же, уближних, у людей одного языка. А вот "социальное" - вполне себе, ибо оно констатирует "свойствО" и "чужесть", "с этими, говорящими понятно, можно вести дело, а с вон теми бар-бар-бар - нет".
karpion
25 июл, 2015 18:53 (UTC)
Как правило, классовое разделение совпадает с национальным, даже если обе нации имеют один общий язык. Часто одна нация подминает под себя другую - как маньчжуры китайцев. А если не так - то классы быстро обособляются генетически, вступая в браки в основном внутри себя.
kouzdra
25 июл, 2015 19:13 (UTC)
Потому что второе сводимо к первому. Понятие интереса - более широкое.

Скажем тупизна многих обладателей авторских прав которые на рефлексе "это мое! не дам" проябывают реальное бабло - притча во языцех.
(Анонимно)
25 июл, 2015 05:46 (UTC)
> "right or wrong it's my country" у квалифицированного большинства

Эта прошивка действует пока country обеспечивает квалифицированному большинству (обывателю) более-менее сытую жизнь. Как только сие условие перестаёт выполняться, у квалифицированного большинства появляются вопросы к любимой country.
17ur
25 июл, 2015 06:00 (UTC)
Бритиши во Вторую Мировую это блистательно опровергли. А Франция в Первую.
(Анонимно)
25 июл, 2015 10:23 (UTC)
Так война, внешний враг. Даже если country не права, из-за этого бомбежки Лондона не прекратятся.

Ну и внутренние классовые/национальные конфликты что у бритишей, что у французов были не так велики. Самые нищие пролы, которым нечего терять кроме цепей, они в заморских колониях. Проблемы инородцев тоже не было.

В отличие, скажем, от царской России, где (за остутствием колоний) приходилось эксплуатировать местных пролов и где имелись регионы с ещё не ассимилировавшимися инородцами.
17ur
25 июл, 2015 10:47 (UTC)
Даже если country не права, из-за этого бомбежки Лондона не прекратятся

Эхм.

Ну и внутренние классовые/национальные конфликты что у бритишей, что у французов были не так велики.

Эхм в квадрате. Бог с ним с Марксом, рисовавшим свою классовую теорию с Англии, но Робеспьера-то за что обижаете?
(Анонимно)
26 июл, 2015 10:18 (UTC)
Мы вроде говорили о бритишах времен ВМВ и о французах времен ПМВ. Маркс с Англией ошибся: революции там не произошло. Точнее, не ошибся, а почему-то вывел из рассмотрения эксплуатацию колоний, смягчавшую классовый конфликт в метрополии.

А при Робеспьере ситуация вообще другая была, и там не пролетариат революционировал.
17ur
26 июл, 2015 15:24 (UTC)
Я тоже говорил о бритишах времён ВМВ. Гесс к ним на файфоклок летал?

А Франция - извините, ВФР задала сам дискурс патриотизма. А в ПМВ французы понесли более чем серьёзные потери.
karpion
25 июл, 2015 19:10 (UTC)
Т.е. Шотландия, Сев.Ирландия и Уэльс - это не "регионы с ещё не ассимилировавшимися инородцами"???
black_semargl
27 июл, 2015 15:49 (UTC)
Под идеологией сейчас больше понимают искуственно созданную систему взглядов, предназначенную для введения масс в заблуждение - с целью получения выгод проповедующими её.
Т.е. типа тоталитарной секты - только без веры в бога.
Вот как большевики вещали всем о строительстве коммунизма - а сами строили себе спецдачи с прислугой и жрали спецпайки.
А "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным" - это не идеология.
(Анонимно)
24 июл, 2015 12:34 (UTC)
Речи жрецов по сути мало отличаются от сюжетов книг, фильмов, игр. Но один фильм, растиражированный 100 миллионов раз, заменит миллион проповедей в районной церквушке. Экономия усилий. Ну и фильм обладает очевидными изобразительными преимуществами перед устной речью.
17ur
24 июл, 2015 18:53 (UTC)
Ну да, жрецы это часть политической машины, человекомашины - а от человекомашин со временем отказываются в пользу машин железных, писал об этом в посте про "Прекрасное далёко". Фильмы и игры - это промежуточные стадии, имхо. Роботизированная идеологическая деятельность как стадия конечная выглядит дико, но неожиданно удобно и в чём-то величественно. Но об этом потом, это надо обдумывать.
(Анонимно)
24 июл, 2015 22:32 (UTC)
>Например, проще держать тысячу жрецов на зарплате, чем заставить миллион подданных в отрыве от производства на всю жизнь заучивать похождения Ктулхи.

Za nefig delat'
Tol'ko ne Ktulhu, a, naprimer, Slaanesh, Impetatora ili kogo eshche.
17ur
25 июл, 2015 03:41 (UTC)
Или Гарри Поттера. Однако ключевые слова здесь "в отрыве от производства".
( Всего-то 18 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger