Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Пиджин-идеологическое.

Темы "про идеологию" так же неисчерпаемы, как электрон. Одни предлагают придумать "новую идеологию", - как будто это возможно - другие хают лживые коммунистические доктрины и Агитпроп, из-за которого якобы "люди ничему не верили", да так не верили, что до сих пор со сколько-нибудь массовым антисоветизмом ни шиша не выходит.

Под катом я приложу к вопросу идеологии Общую Теорию Всего, рассуждения в рамках которой, напомню, читатель может отследить по заголовкам со словом "Пиджин" в моём блоге.

В основной массе будничных рассуждений "за идеологию" основной ошибкой я вижу смешение трёх понятий:

- идеологическая деятельность;
- идеологическая доктрина;
- идеологический аппарат.

1. Об идеологической деятельности.

Я полагаю, что жизнедеятельность общества

[то есть воспроизводящей себя человеческой популяции, в которой коммуналия, где властвует стабилизирующий отбор, ограничена институциями "семьи", "школы", "тюрьмы" и "армии" (названия условные, но близкие по смыслу), где стабилизирующий отбор критически ослаблен в пользу адаптации разных типов девиантов к коммуналии в частности и к обществу в целом]

изначально задана внешними условиями. Климат, вспышки на Солнце, урожай, хищники, миллиарды лет эволюции, сволочные соседи. Всё как у нормальных высокоорганизованных животных.

Однако с добавлением в задачу второй сигнальной системы мы получаем, во-первых, возможность упреждающей реакции человеческих особей и групп особей на изменение внешних условий ("зима приходит"), а во-вторых, возможность запаздывающей реакции, когда поздно доходит, иногда годы спустя. У неких высших приматов (у нас) появляются прошлое и будущее, память и воображение как дефекты восприятия.

Следовательно, воспроизводство животной популяции в случае человеческого общества становится суперпозицией процессов воспроизводства коммуналии-"семьи"-"школы"-"тюрьмы"-"армии" с разными характерными временами (время я понимаю, как смену состояний системы). У коммуналии - одно время (у толпы вообще короткая память), у семьи - другое, и так далее.

Диахрония - разновременность - в обществе неизбежна. А в силу того, что один и тот же человек может действовать во всех перечисленных процессах, то эта диахрония становится делом внутренним, личным: обычно её видят как разницу мотивов, когда она уже актуализировалась. Например, прокурор-и-отец. "А на чёрной скамье, на скамье подсудимых..."

Такого рода мотивационные клинчи, оставленные без присмотра, теоретически могут парализовать общество совершенно или, по меньшей мере, резко снизить КПД усилий по его воспроизводству.

Следовательно, в порядке оных усилий во всяком жизнеспособном обществе возникнет область деятельности, такие клинчи предупреждающая и от них разрешающая.

Это и есть идеологическая деятельность: деятельность по облегчению восприятия членом общества процесса воспроизводства общества.

Если учитывать, что, как правило, человек может быть более компетентен в одних составляющих этого процесса и некомпетентен в других (прокурор-и-отец, но не прокурор-и-учитель), то это деятельность по сопоставлению, переводу и разъяснению процессуальных форм и практик для разных составляющих процесса воспроизводства общества.

2. Об идеологической доктрине.

Идеологическую доктрину я понимаю как продукт применения принципа экономии энергии к идеологической деятельности. Чем тоньше вопросы идеологической деятельности, чем она насущнее, тем важнее её доступность и дешевизна.

Как показано выше, необходимость в результатах идеологической деятельности происходит из самого факта общественной, совместной жизни, но случается эта необходимость в отдельно взятой, личной голове.

Стало быть, и сами результаты должны быть доставлены туда же, а ещё лучше - находиться в голове заранее и поджидать, чтобы не тратиться на разъяснения здесь-и-сейчас, когда прокурор уже осушает за стаканом стакан.

Так как человек оборудован второй сигнальной, способностью оперировать символами (то есть вещами, которые указывают на что-то, совершенно на них не похожее), то неизбежной оказывается упаковка в некоторый набор символов уже упомянутых правил сопоставления, перевода и разъяснения члену общества процессов воспроизводства общества.

Обычно этот набор отождествляют с записанными словами, но такое вовсе не обязательно. Символами могут быть и жесты, и музыка, и набор картинок - что угодно или всё сразу.

Набор этих символов и называется идеологической доктриной. Человек, экспонированный таковой, впоследствии в ситуации мотивационного клинча способен эффективно примирить противоположные мотивации, сопоставив их - и как правило загасив одну из них в пользу другой.

Внутренняя связность доктрины и её привлекательность желательны, но опять-таки вовсе не обязательны, если местные работники идеологического фронта её вовремя освежают. "Есть такое слово - надо", " верую, ибо абсурдно" и проч..

3. Об идеологическом аппарате.

Идеологический аппарат в свою очередь оказывается продуктом экономии усилий по распространению идеологической доктрины. Например, проще держать тысячу жрецов на зарплате, чем заставить миллион подданных в отрыве от производства на всю жизнь заучивать похождения Ктулхи.

Форма идеологического аппарата определяется затратами на распространение информации в обществе - в двух смыслах:

- во-первых, как прошить понималку отдельно взятому человеку, и,
- во-вторых, сколько нужно времени, чтобы оставленная без присмотра группа впала в ересь в степени, достаточной для устойчивого отличия в поведении.

Да, жреческая корпорация от шаманов до секретарей райкомов - это древний и почтенный вариант, но отнюдь не единственный.

Более того, забавно видеть, как отсутствие такой корпорации отождествляют и с отсутствием идеологического аппарата, и с отсутствием идеологической доктрины, и даже с отсутствием самой идеологической деятельности.

Вульгарную версию такого отождествления мы знаем по забавному мнению "на западе нет идеологии". Впрочем, его опровержение через попытку сформулировать некую "западную идеологию", которая якобы "на самом деле" и "втайне" - ещё забавнее.

Видите ли, максимой аппаратной альтернативы жрецам - и альтернативы очередному "священному писанию" до кучи - является "китайская комната", то есть возвращение идеологической деятельности в саму популяцию

- на уровне элементарных автоматических реакций,
- в упреждающем режиме,
- без осмысления сколько-нибудь сложных вещей.

Далее пример.

Предположим, у меня - Чёрного Властелина и Прародителя Ротшильдов - есть некоторое представление о том, что моим подданным ломится в ближайшие сколько-то лет. Климатические изменения, разведанные полезные ископаемые, прорывы или плато в разных технологических областях, программы перевооружения у соседей и так далее. То есть я примерно могу сказать, как изменятся задачи воспроизводства общества (не так сильно, как кажется, если что).

Это, в свою очередь, означает, что я могу предвидеть некий спектр тех самых мотивационных клинчей, - или "моральных конфликтов" или как их там - которые вскоре войдут в обиход. Вовсе не обязательно в вопросах жизни и смерти.

Мне, Властелину и Абу-Ротшильду, это не нравится, потому что людишки будут терзаться, брыкаться, терять аппетит и, возможно, ломать мебель вместо того, чтобы обтачивать детали, нажимать на кнопки и покупать айфоны.

Поэтому я задействую - способы есть, здесь не о них - всяких писателей, режиссёров, дизайнеров, телеведущих, мафиози и прочих таких же - чтобы заранее модифицировать правила поведения членов популяции в некоторых ситуациях в нужную мне сторону. Чтобы люди, встретившись со светлым будущим, не брыкались, не ломали мебель и не мешали расти внутреннему валовому продукту.

И так я делаю всё время - с переменным, правда, успехом.

Безо всякой священной книги. Безо всяких жрецов. Без, мать их, политинформаций.

А моим любимым чёрновластелинческим развлечением становится наблюдение за очередным пророком, сочиняющим очередную священную книгу.

Нет, не на крест шельмеца, конечно, - это варварство. Просто смотреть, как до пациента постепенно доходит: его сверхценные откровения - религиозные, политэкономические, конспирологические, нравственные - обществу как слону дробина. У всех и так всё в порядке. Нет, если жрать совсем нечего, то побузят до следующей порции корма, может, даже под каким-нибудь разэдаким знаменем.

А обычно пророки содержатся в удобном загончике для развлечения почтеннейшей публики, в качестве ренты бурных прошлых столетий, когда "Солнце останавливали Словом, Словом разрушали города". Психов, опять же, удобно изымать с улицы в паству.

И, конечно, пророки содержатся на тот случай, если понадобятся против соседей, которые до сих пор верят в агитпроп.

4. Напоследок, крамольное.

Оставлю тему на самом интересном месте: можно ли "западное" "отсутствие идеологии" как-то приспособить к местным палестинам против неместных палестин. Про это как-нибудь потом. Надо же читателя интриговать и мучить саспенсом.

Всего одно замечание. Основной характеристикой того же "отсутствия идеологии" будет, вы не поверите, национализм как обязательное свойство мэйнстрима общественной мысли, ибо "нация" - наидешёвое средство для отдельного члена общества сопоставить "длинное время" общества с коротким "человеческим".

Как оно, собственно, и делается "в цивилизованных странах".

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: нация, общество, ссылка, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments