Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

  • Music:

Ужасы нашего городка.

Точнее, не нашего, а так. И не только ужасы.

Посмотрел я тут несколько зарубежных ужастиков, прислушиваясь к себе, на что отзываюсь, на что нет. На уровне сюжетных ходов, конечно - всякие общечеловеческие внезапности с сиюсекундным выпрыгиванием какой-нибудь хари из-за угла не считаются.

И знаете, таки победитель нашёлся, причём с большим отрывом. Это сюжетный ход, который в общем можно сформулировать примерно так: открытие персонажем некоторого обстоятельства, которое позволяет переоценить качество связей персонажа с окружающими и/или качество наблюдаемых персонажем связей между окружающими - в сторону резкого увеличения энергии этих связей. Ну, скажем, до городского лоха, отдыхающего в некоем захолустном посёлке, доходит, что местное население поголовно сотонические сектанты и т. п.. То есть человек внезапно осознаёт, что прогуливается и танцует на минном поле.

Технический приём, в который можно стянуть этот сюжетный ход, предельно ограничив его во времени и пространстве - оживание вещей или выяснение, что некоторая мёртвая вещь на самом деле живая. Оживающее отражение в зеркале, или "это вовсе не восковая фигура", или то самое сиюсекундное выпрыгивание, но не из бесформенной тени, а именно что движение того, что лежало смирно, не вызывая подозрений. Это да, это верный способ вызвать у меня гормональный отклик. В качестве не-ужастикового примера можно привести сцену в первом "Хоббите", когда горы внезапно оказываются каменными гигантами.

Забавно, что именно к описываемому сюжетному ходу постоянно прибегал в своих плутовских рассказах Вильям наш Портер, более известный под псевдонимом О'Генри. Правда, он обычно давал вид изнутри, от проходимцев на лоха - а когда г.г. Питерс и Таккер сами попали под идентичную раздачу в Нью-Йорке, автор сильно заранее упредил читателя, в чём дело. Другим эффективным демпфером было то, что оный сюжетный ход более чем часто служил надеждам и интересам персонажей, а не угрозой им - никто за ними не гонялся с жертвенным ножом, а наоборот, принцевали инкогнито и всё такое.

Возвращаясь к ужастикам: там этот ход, обнародование минного поля и всеобщего масонского заговора, обычно сильно зашумлен излишними доказательствами, чтобы и до самого тупорылого зрителя вовремя дошло. Как правило, это флэшбэки (в забугорном мультике "Кот в сапогах" на сие вставлена забавная пародия со всеприсутствием Шалтая-Болтая), потому что корректной альтернативой здесь стала бы цепочка отсылок к "отныне правильно понятому прошлому", встроенных в развивающийся сюжет: к сожалению, такое сложно и придумать, и воплотить, соблюдая при сём требование нарастания динамизма к концовке - а случившееся откровение как раз и знаменует собой эндшпиль.

Предположительно, в компьютерной RPG с её условностями, когда на взаимодействие с неписями или предметами всегда находится время, такое реализовать намного проще.

Это был дыбр. Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, игры, кино, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments