Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

  • Mood:

Слово о ктулхе зашкафной.

В недавней теме про ужастики всплыли два названия. "Deathwatch" и "It follows". Украл, посмотрел, пожал плечами.

В общем, не для протокола слова мои и не по содержанию картин, а мутно и ни о чём.

Итак.

Взгляд - упирается в, скользит по и останавливается на.

Мы видим то, что мешает проходить свету. Если в направлении нашего взгляда свету не будет мешать ничего, то мы ничего и не увидим. Точнее, нам привидится какой-нибудь морок внутреннего происхождения.

Со слухом те же дела, только частота колебаний, не минующих препятствие, другая. С осязанием и так понятно, и даже про запах можно сказать то же самое, и это будет похоже на правду.

Короче: чтобы что-то воспринять, а не захлёбываться в прущих изнутри галлюцинациях, нужно, чтобы это что-то мешало чему-то другому. Границы нужны. Форма. Охват и удерж.

Мысли это тоже... касается. Чтобы что-то подумать, надо, чтобы мысль чего-то коснулась, во что-то упёрлась, по чему-то скользнула, на чём-то остановилась.

И вот такие границы есть у всего, о чём можно подумать, что можно мысленно воспринять. По определению.

"У всего" не в смысле "внешние границы ста миллионов вещей согласно списка", а в смысле "внутренние границы того, в чём все эти вещи находятся".

Да, границы этого мира, которые мы воспринимаем только потому, что там, у этих границ, закругляется и останавливается всякая мысль.

Границы эти существуют в силу самой возможности мышления, и потому их существование - аксиома для любого мыслящего существа.

Другое дело, что творят мыслящие существа с этой аксиомой ограниченности мира.

Я думаю, что люди верующие, читая сие, уже сооружают всяческие метафоры с участием их любимого боженьки. И подсветка-то он сам, и забор он сам поставил, и так далее. Или наоборот, но непременно надобно запихать сюда боженьку хоть тушкой, хоть чучелом.

Почему?

Потому, что другие люди давным-давно написали про это дело всякие книжки и назвали их священными. Провели операцию отчуждения, объективации границ этого мира, неизбежно ставшей операцией их подделки.

По итогу операции границы для "людей книги" не просто существуют, но существуют со своими формой, расцветкой и фактурой (извод зависит от вероучения).

Выдрессировали пророки щупать транс-цен-ден-ци-ю, считать ангелов на острие иглы, ставить свечки за упокой и молиться волшебными словами.

При этом настоящие границы этого мира, определённые самой возможностью мышления, никуда не делись.

И получается самодельная раскрашенная и освящённая оградка внутри большего пространства, а в ней - множество людей, которым напрямую или рикошетом всю жизнь вдалбливают в головы, что весь мир - это только то, что внутри пресвятого забора.

Пресвятой забор, естественно, всё время отодвигают, - прогресс и всё такое, лапша на ушах паствы протухает - но с настоящей границей он не совпадает и не совпадёт никогда.

Между ними остаётся зазор, в котором восприятие, мысль, воображение и всё такое прочее ещё способны быть, но правильно вдолбленный человек сознательно отказывает им в существовании.

Теперь напомню сказанное не мною, но правильно: страх - это предощущение потери.

Так вот, среди возможных страхов существует особый страх потери вот этой раскрашенной и обструганной, герметичной священной ограды. Страх дырки в ней, из которой является нечто, о чём помыслить теоретически можно, но практически, обдолбленной головой, нельзя, не положено. А оно является. На свет лезет.

Ктулху лезет с Йог-Соттотом, не считая вампиров, оборотней, зомби и всяких других привидений.

Зазор между мыслимым и веруемым становится "множественностью миров", адом, раем, тайной исторической историей, полой Землёй, четвёртым измерением, мультиверсумом и всем остальным. А его предположительное население - такой сволочью, что волосы дыбом. Чтобы "люди книги" страшились, жертвовали на храм и покупали билеты на кино про Дракулу.

Посему неумолчно гудит это прославление щели между шкафом и стенкой.

Не то, что бы руку, тянутую в за-священное, никто не цапнет, - цапнут как везде - но это именно что зазор у границы этого мира, а не вечность и бесконечность множества других таких же, ещё больше и лучше нашего.

Ну, и, соответственно, имеет место быть множество решений в жанре ужасов (и не только), всячески описывающих содержимое вот этой вот премногопрославленной щели, а равно и процесс цапанья сунутых туда пальцев. Дабы продать потребителю страх разгерметизации: пощекотать нервишки "людям книги", которые верят, что расписанную фресками границу этого мира можно пощупать руками изнутри и проломить киркой извне.

Однако, если человек считает раскрашенную оградку именно что раскрашенной оградкой, - фурнитурой, иногда полезной - а граница этого мира для него охватывает мыслимое, а не ритуальное... то эти решения просто не находят у него отклика.

Его пугают: мол, ограда мира рухнула; а ему не страшно. Ибо он знает, что это враньё: сам факт знания чего-либо опровергает потерю миром герметичности.

Ибо единственный и неповторимый признак обрушения границ мира - невозможность ни восприятия, ни мысли, то есть даже констатировать факт обрушения будет уже невозможно.

Всё остальное - трагические ужимки жрецов и приравненных к ним лиц, вроде режиссёров.

И это почти всё, что я хотел сказать.

Напоследок три примечания.

Первое. Божество - вещь такая, что её можно добавить куда угодно, в том числе и за непредставимую границу представимого (и даже в первую очередь туда). Так что просьба не воспринимать изложенное как пропаганду атеизма - атеизм "если надо объяснять, то не надо объяснять".

Второе. Изложенное ни разу не утверждает ни объективности, ни правильности, ни тем более совершенства человеческого восприятия и/или мышления. Да, мы и чувствуем кое-как, и думаем мусором, однако этот мусор - всё, что у нас было, есть и, наверное, будет. И то, что это мусор, не повод от него отказываться в пользу чужого такого же мусора, спрессованного под обложкой с каким-нибудь священным знаком.

Третье. "Deathwatch" посмотреть можно, автор, имхо, читал и обдумывал Говарда Ф. Лавкрафта, "The Temple". А вот "It follows", по мне, попытка экранизации стандартного кошмара, обвешанная заманухами для тинейджеров в ущерб собственно кошмару. Пфе.

На этом всё. Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Я не знаю, чью философию я сейчас воспроизвёл. А то бы сослался, подкрепил авторитетом.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, кино, критика, ссылка, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments