?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Ловушка Оберона - изменение автором или его эпигоном отношения к декорациям и второстепенным персонажам художественного произведения или его продолжения (фанфика и т. п.) вследствие изменения отношения автора или эпигона к героям произведения.

Названа в честь Оберона Квина, короля Англии в повести "Наполеон Ноттингхилльский" авторства Гилберта К. Честертона.

Ловушки Оберона бывают четырёх видов: плюсплюсовые, плюсминусовые, минусплюсовые и минусминусовые. Первый "плюс-минус" - знак изменения отношения автора [или его эпигона] к герою, улучшилось оно или ухудшилось; второй - знак изменения отношения автора к декорациям (вообще, я бы подобную классификацию форсил, ибо и Оруэлл храброму человеку может быть полезен).

Плюсплюсовая ловушка Оберона - когда герой всё больше нравится автору, и автор улучшает положение дел в окружении героя просто для того, чтобы им обоим не было так плохо (героя не обязательно зовут Мэри Сью).

Плюсминусовая ловушка Оберона - намеренное ухудшение автором дел в произведении, дабы возлюбленный герой выделялся и сиял на фоне. Обыденна.

Минусплюсовая ловушка Оберона - автор использует неприятного ему героя, особенно если тот выдуман предтечей, чтобы на его фоне сделать карьеру "униженным и оскорблённым" тем же предтечей. Скажем, фантазийный жанр "апологии орков" целиком основан на минусплюсовой ловушке Оберона, в которую попала некая фракция толкиеновских эпигонов.

Наконец, минусминусовая ловушка Оберона - это когда автор срывает зло на герое, выставляя того на правёж за собственные неурядицы и используя окружение героя в качестве орудия совершаемой гадости.

Ловушки Оберона можно различать и по глубине, подобно кариесу.

Поверхностная ловушка Оберона сказывается на словаре автора, подборе слов и образов в описаниях.

Промежуточная ловушка Оберона дополняет поверхностную вмешательством автора в установленные ранее мотивации второстепенных персонажей, в том числе через внесение новых обстоятельств в их окружение.

Глубокая ловушка Оберона в придачу к двум упомянутым имеет квалифицирующим признаком произвольное изменение автором сеттинга, основополагающих правил текущего или образующего произведения.

На воспринимаемое потребителем качество произведения, автор которого угодил в ловушку Оберона в творческом процессе, сама ловушка особенного влияния не оказывает (частный случай "пипл хавает"). Могут сказаться последствия ловушки - невынужденные длинноты в разъяснениях возникших изменений или, напротив, пренебрежение такими разъяснениями. В наихудшем случае ловушка Оберона затрагивает авторское мастерство, когда автор настолько терпеть перестал своего героя, что и творить-то про него автору противно.

С другой - и немаловажной - стороны, ловушка Оберона может оказывать накапливающееся влияние на серии произведений в установленном сеттинге, а равно сказываться на общении автора с потребителями его произведений.

Собственно, всё. Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 6 — добавить )
anvil_mclin
30 авг, 2015 16:18 (UTC)
Минусминус - это, например, Волхв Фаулза?
17ur
30 авг, 2015 16:39 (UTC)
Не могу сказать, не читал.
fon_rotbar
30 авг, 2015 16:53 (UTC)
Названа в честь Оберона Квина, короля Англии
А я-то, по незнакомству с трудами классиков, подумал было... А оказалось плюсплюсхорошо (с) Жора Орруэл.
Ольга Татаринова
30 авг, 2015 20:17 (UTC)
Интересное наблюдение, жаль без примеров.

Баланс фон-объект, сложная простота, простая сложность, управление в дуале память-восприятие - имхо, из той же бочки. Бездонной. Как человеческий разум в общем и целом.

Совсем смутным остался следующий момент: "ловушка Оберона может оказывать накапливающееся влияние на серии произведений в установленном сеттинге, а равно сказываться на общении автора с потребителями его произведений". Может, разовьете тему? Не в формате диалога, ессно.

upd. Слышала мнение одного спеца по математическому моделированию (С. Малкова) о том, что устойчивостью обладают 2 антагонистических структуры - Х и У. В первой слабые кучкуются вокруг сильного, там культ коллективизма, фона в широком смысле. Во второй слабые против сильного, развит индивидуализм, всяческие бунты, подвиги героев-одиночек.

Описываемое вами перекликается с этой гипотезой. 2 крайних формы, они же конечные, 2 переходных. Культурный код развивает и закрепляет господствующую в социуме структуру. Проводники или генераторы культурного кода(=авторы) редко выпадают из своей культурной матрицы. Се ля ви.

Edited at 2015-08-31 08:31 (UTC)
razuznayka
26 окт, 2015 11:10 (UTC)
Не мудрите, в статье вроде всё понятно написано. Примеры: Фандорин, Бэтмэн.
hilderun
26 окт, 2015 11:58 (UTC)
Подскажите, пожалуйста,
А. Волкову так понравился написанный им злобный Урфин Джюс, что он не смог расстаться с этим персонажем... и даровал ему раскаяние и просветление.
Проходной персонаж сериала Уильям "Спайк" настолько полюбился и авторам, и зрителям, что стал фактически главным героем (и лирическим, и трагическим).
Эти примеры относятся к "ловушке Оберона" или я неправильно понимаю?..

Edited at 2015-10-26 11:59 (UTC)
( Всего-то 6 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger