?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Дела ночные.

От дырки в зубе обречённом вернусь к возвышенным делам.

Уже говорил: мне по нраву, когда автор заставляет своих персонажей осознавать, что они на самом деле обитают в системе более сложной, разнообразной и энергичной, нежели она мнилась им ранее.

Вспомнилась пара НФ-произведений, построенных на этом приёме. Так как авторы - вполне себе классики жанра, то я ничем не рискую, рекомендуя эти вещи читателю.

В названии обоих произведений объяснимо присутствует слово "ночь".

1. "Nightfall", "Приход ночи". Роман пишется за именами Айзека Азимова и Роберта Силверберга в 1990-м году, основан на одноимённом азимовском рассказе образца 1941-го года. Мнится мне, что большую часть романа писал Силверберг, его пессимизм трудно с чем-то перепутать.

Место действия: планета в системе шести солнц, хоть одно из которых всё время над горизонтом. Население: описывается авторами как люди. Уровень развития: третья четверть двадцатого века с вкраплениями техники будущего и научными анахронизмами, объяснимыми местом действия - скажем, с оптической астрономией, несводимой к изучению солнц, там никак.

Начальные сюжетные линии:

- психолог на экспертизе "тёмного туннеля" в парке развлечений, в котором некая часть посетителей сходит с ума от страха перед темнотой;
- археологиня, при раскопках руин древнейшего города планеты напоровшаяся на руины ещё более древнего города - точнее, нескольких друг над дружкой, каждый из которых был уничтожен огнём через равные промежутки времени;
- журналист, делающий материал о секте Апостолов Пламени, которые с точностью до дня предсказывают скорый конец света, когда настанет Ночь и придут Звёзды, которые всё уничтожат своим небесным огнём, и поэтому надо поститься, молиться и сдавать на храм;
- молодой астроном, прислуживающий запоздалому местному Ньютону и обнаруживший нестыковки в его теории всемирного тяготения - а именно неучтённые возмущения в орбитальном движении родной планеты.

Дальше, думаю, можно не рассказывать, а просто констатировать предельное изящество идеи и предложить почитать самому. И пред-ап, и собственно ап, и пост-ап сделаны мастерами; психологизм безо всяких излишеств сводится к чёткому противопоставлению рационального мышления персонажей "до" и его же "после". Для меня это произведение - своего рода эталон.

2. "The Night Face", "Ночное лицо", повесть Пола Андерсона. Вселенная Политехнической лиги, позднее Империи, позднее Долгой Ночи, позднее выкарабкивания из неё.

Именно в порядке этого выкарабкивания космическая посудина посещает окраинную планету на предмет реинтеграции таковой в новое издание торгового сообщества. Люди там довольно долго жили сами по себе. У них всё хорошо, есть кое-какая робототехника, хотя сами аборигены ничего страшнее лука и стрел себе не позволяют. Развитые мифология и искусство, полное отсутствие всякой пакости типа государства и прочей полиции, при том, что дома с высокими стенами и узкими окнами. Короче, парадиз.

Сюжет построен на общении с аборигенами двух членов экипажа из разных культур. Один - "автономный индивид" из либерального общества, немножко торгаш, немножко учёный. Другой - наёмник из ригидной стратифицированной милитократии; не самурай, но карате знает. И вот они на пару открывают то, на чём этот затерянный парадиз обустроен: его культурные, психологические и биологические основания.

Если читатель снизойдёт до этой вещи, то заранее прошу его обратить внимание на два обстоятельства:

- во-первых, автор там делает заявку на предъявление границы человечности, то есть пытается ответить на вопрос, какое двуногое без перьев и с плоскими ногтями уже не человек - и я бы сказал, что его заявка необоснованной не выглядит, хотя и лестной тоже;
- во-вторых, в повести показана достаточно редкая (для искусства) ситуация, когда миф становится орудием рационального мышления - более того, способом пережить отказ такового у себя лично или окружающих. Обычно дела в произведениях искусства обстоят прямо противоположным образом: там рацио позиционируется как затычка между очередными приходами от социально одобряемых галлюциногенов, не обязательно химических. Мнится мне, что это серьёзный перекос искусства сравнительно с жизнью, где "всего примерно поровну".

Так что.

Буде читатель является поклонником жанра НФ, но какая-либо из этих вещей ускользнула от его внимания, то, полагаю, он не пожалеет, восполнив этот пробел.

Исходники на английском можно найти на торрентах, конечно же.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 13 — добавить )
tau_schmau
1 сент, 2015 10:21 (UTC)
Спасибо за наводку!

Кстати, не могу не сказать, что наводка у Вас отличная: структурировано, по существу, отмечены важные особенности произведений - и при этом никаких "ахтунг! дальше спойлер!". Большой респект!
17ur
1 сент, 2015 10:29 (UTC)
Кстати, про ахтунгов в "Ночном лице" тоже есть. Причём убийственное с точки зрения нынешнего мейнстрима.

И это не я. Это признак всякой хорошей вещи, книги или коровы... её можно разрекламировать без потрошения.

Edited at 2015-09-01 10:29 (UTC)
tau_schmau
1 сент, 2015 10:36 (UTC)
Вы будете смеяться, но для меня "ахтунг" - это по старинке просто "внимание". *смущенно признался* Хотя... хм... "Бёслихь Ахтунген унд минен!" - звучит более угрожающе, чем просто "ахтунг, минен!"

<ш>Это признак всякой хорошей ... книги или коровы... её можно разрекламировать без потрошения</i>

Ыыыы! Блеск! :))
happy_coder
1 сент, 2015 10:39 (UTC)
>> признак всякой хорошей вещи, книги или коровы - её можно разрекламировать без потрошения

АААА

Какая чеканная формула!

Ваша?
17ur
1 сент, 2015 12:32 (UTC)
В наше время менее всего можно быть уверенным в оригинальности собственной мысли, но честно могу сказать, что я не помню, чтобы я читал или слышал хоть сколько-нибудь близкую формулировку.
staerum
1 сент, 2015 12:18 (UTC)
Спасибо.
17ur
2 сент, 2015 06:59 (UTC)
Пожалуйста.
mfdukn
1 сент, 2015 13:51 (UTC)
О как.По п.1 я читал рассказ, кстати, отличный, а оказывается, ещё и целый роман есть.
Прочитаю обязательно, спасибо за информацию.
17ur
2 сент, 2015 06:58 (UTC)
Оно того стоит. Повторю, Силверберг пессимист - не до степени Логинова, но заметно - и это по книге видно.
hoholusa
1 сент, 2015 22:34 (UTC)
Вы, конечно, привели самые гениальные образцы из существующих. Но у фантастов старой волны формула "в жизни всё не так, как на самом деле" была одним из основных вариантов сюжета.

Возможно, одной из первых таких книг была "Машина времени" Уэллса...
17ur
2 сент, 2015 06:58 (UTC)
Не просто "не так", а именно "намного мощнее, больше и сильнее". А с тем, что фантастика ХХ в. - это мощнейшнее средство тренировки угла зрения, я и не спорю. Это действительное достижение культуры, которое защитниками "настоящей" культуры часто игнорируется.
ixbin
2 сент, 2015 04:21 (UTC)
> "Nightfall", "Приход ночи"

Как-то слишком надумано и условно. Те же Апостолы (разветвлённая и богатая организация) просто могли бы в каждом большом городе в час X зажечь несколько фонарей и прожекторов. Ведь аборигенам достаточно видеть хоть какой-то источник света, необязательно рядом с собой. Или добавить в водопровод мощное снотворное, чтобы переспать время затмения.
17ur
2 сент, 2015 06:55 (UTC)
Там главный механизм - не Ночь, а Звёзды. Ночь - это так, нервное потрясение, наподобие того, с которым работал психолог. А Звёзды - это людей дошло, что мир НЕСКОЛЬКО БОЛЬШЕ, чем кажется. Тут никакие прожекторы не помогут. И, кстати, замечанию о том, что система энергоснабжения выйдет из строя почти сразу, в книге есть, и я с ним согласен.

В книге, кстати, вполне точно сказано, что сидевших в подвалах с искусственным источником света вполне себе не затронуло. Апостолы же, в свою очередь, дали предупреждений вполне достаточно, чтобы послушавшие в подвалах засели.

Идея с водопроводом - это уже не книга, это комикс. Невозможно сразу по нескольким причинам.

Edited at 2015-09-02 06:59 (UTC)
( Всего-то 13 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger