Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

Дела ночные.

От дырки в зубе обречённом вернусь к возвышенным делам.

Уже говорил: мне по нраву, когда автор заставляет своих персонажей осознавать, что они на самом деле обитают в системе более сложной, разнообразной и энергичной, нежели она мнилась им ранее.

Вспомнилась пара НФ-произведений, построенных на этом приёме. Так как авторы - вполне себе классики жанра, то я ничем не рискую, рекомендуя эти вещи читателю.

В названии обоих произведений объяснимо присутствует слово "ночь".

1. "Nightfall", "Приход ночи". Роман пишется за именами Айзека Азимова и Роберта Силверберга в 1990-м году, основан на одноимённом азимовском рассказе образца 1941-го года. Мнится мне, что большую часть романа писал Силверберг, его пессимизм трудно с чем-то перепутать.

Место действия: планета в системе шести солнц, хоть одно из которых всё время над горизонтом. Население: описывается авторами как люди. Уровень развития: третья четверть двадцатого века с вкраплениями техники будущего и научными анахронизмами, объяснимыми местом действия - скажем, с оптической астрономией, несводимой к изучению солнц, там никак.

Начальные сюжетные линии:

- психолог на экспертизе "тёмного туннеля" в парке развлечений, в котором некая часть посетителей сходит с ума от страха перед темнотой;
- археологиня, при раскопках руин древнейшего города планеты напоровшаяся на руины ещё более древнего города - точнее, нескольких друг над дружкой, каждый из которых был уничтожен огнём через равные промежутки времени;
- журналист, делающий материал о секте Апостолов Пламени, которые с точностью до дня предсказывают скорый конец света, когда настанет Ночь и придут Звёзды, которые всё уничтожат своим небесным огнём, и поэтому надо поститься, молиться и сдавать на храм;
- молодой астроном, прислуживающий запоздалому местному Ньютону и обнаруживший нестыковки в его теории всемирного тяготения - а именно неучтённые возмущения в орбитальном движении родной планеты.

Дальше, думаю, можно не рассказывать, а просто констатировать предельное изящество идеи и предложить почитать самому. И пред-ап, и собственно ап, и пост-ап сделаны мастерами; психологизм безо всяких излишеств сводится к чёткому противопоставлению рационального мышления персонажей "до" и его же "после". Для меня это произведение - своего рода эталон.

2. "The Night Face", "Ночное лицо", повесть Пола Андерсона. Вселенная Политехнической лиги, позднее Империи, позднее Долгой Ночи, позднее выкарабкивания из неё.

Именно в порядке этого выкарабкивания космическая посудина посещает окраинную планету на предмет реинтеграции таковой в новое издание торгового сообщества. Люди там довольно долго жили сами по себе. У них всё хорошо, есть кое-какая робототехника, хотя сами аборигены ничего страшнее лука и стрел себе не позволяют. Развитые мифология и искусство, полное отсутствие всякой пакости типа государства и прочей полиции, при том, что дома с высокими стенами и узкими окнами. Короче, парадиз.

Сюжет построен на общении с аборигенами двух членов экипажа из разных культур. Один - "автономный индивид" из либерального общества, немножко торгаш, немножко учёный. Другой - наёмник из ригидной стратифицированной милитократии; не самурай, но карате знает. И вот они на пару открывают то, на чём этот затерянный парадиз обустроен: его культурные, психологические и биологические основания.

Если читатель снизойдёт до этой вещи, то заранее прошу его обратить внимание на два обстоятельства:

- во-первых, автор там делает заявку на предъявление границы человечности, то есть пытается ответить на вопрос, какое двуногое без перьев и с плоскими ногтями уже не человек - и я бы сказал, что его заявка необоснованной не выглядит, хотя и лестной тоже;
- во-вторых, в повести показана достаточно редкая (для искусства) ситуация, когда миф становится орудием рационального мышления - более того, способом пережить отказ такового у себя лично или окружающих. Обычно дела в произведениях искусства обстоят прямо противоположным образом: там рацио позиционируется как затычка между очередными приходами от социально одобряемых галлюциногенов, не обязательно химических. Мнится мне, что это серьёзный перекос искусства сравнительно с жизнью, где "всего примерно поровну".

Так что.

Буде читатель является поклонником жанра НФ, но какая-либо из этих вещей ускользнула от его внимания, то, полагаю, он не пожалеет, восполнив этот пробел.

Исходники на английском можно найти на торрентах, конечно же.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, критика, литература, ссылка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments