Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

О культуре. Предварительные банальности.

Я неосторожно пообещал записать некоторые соображения по "борьбе с доминированием англосаксонской культуры" (или "западной" вообще, это кому как).

Выполняю. Точнее, приступаю к выполнению: вряд ли это будет единственный пост на тему, ибо рассматриваемое "обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй". Заодно введу в этот блог тег метку "культура".

Прискорбно, но в нижеследующем рассмотрении я даже до предложенного на ссылке не добрался, ведь как раз не миссионер и не культуртрегер: мне надо объяснить не "почему это хорошо, гигиенично и богоугодно", а "как я до этого додумался".

Дополнительно желаю упредить, что наиважнейший вопрос современности "хто ж ему дасть" останется без ответа; да и модальностью долженствования придётся злоупотребить, равно как и словом "система", которое все понимают, но определить не могут.

Итак, для начала - самые общие, тривиальные и вводные соображения, которые, в силу их малой связности между собою, придётся нумеровать. На аксиоматику не претендую.

1. С точки зрения "ресурсов" а-ля "Цивилизация" положение дел в этой области выглядит вполне безнадёжно. Да будет мне позволено напомнить читателям - особенно тем, кто постарше - беляевского "Властелина мира" образца 1926-го года; там некий немец додумался до радиоуправления людьми.

"- Неправда! - крикнул Штирнер и топнул ногой. - Я еще не пустил в ход всех моих средств. Я ушел далеко по сравнению с вами по пути усовершенствования моих приборов. Я имею еще неведомое вам изобретение. Аккумуляция волн и мысли миллионов людей, чудовищные усилители... Если бы я пустил сейчас все это в ход, то я раздавил бы вас, заглушил бы комариное жужжание ваших мыслеизлучений, как сверхмощная радиостанция глушит слабое лепетание радиолилипутов. Я пятидесятитысячная киловаттная станция, а ваши ресурсы по сравнению с моей мощностью..."

Вот именно. Наши ресурсы по сравнению с их мощностью. Это надо держать в уме всегда, чтобы сдуру не начать бодаться и не выбежать навстречу паровозу с победным криком "задавлю".

2. Начальная позиция тоже менее чем завидна. Как и в других областях общественной деятельности, в культурной сфере мы живём "на графских развалинах": апология условно "советского" подхода к делу, сколь угодно убедительная, аннулируется тем фактом, что обеспечение этого подхода уничтожено-изношено-разворовано; при этом уничтоженное-изношенное-разворованное по-прежнему занимает место, которое могло бы обеспечивать иные условно "полу-", "пост-", "квази-", "не-", "контр-" и "вместосоветские" подходы (чтобы не писать "анти-", ибо слово людей заводит), тоже сколь угодно прекрасные.

3. Необходимо понимать: разговоры о том, что надобно потеснить "англосаксонскую культуру", ведутся потенциальными выгодополучателями этого процесса, а не его субъектами. Если хотите, это мечты угнетённых, не могущих восстать, об освобождении.

Это не был упрёк в неспособности, это было описание положения дел, см. п.п. 1, 2.

4. Всякое начинание, всякое предприятие успешно постольку, поскольку его участники получают материальное подкрепление в процессе осуществления упомянутого начинания.

Да, на спринтерских дистанциях подкрепление может состояться по факту собственно успеха: "по-быстрому нашли клад, разделили, поздравили друг друга с успехом, хэппи энд". А вот на дистанциях стайерских первостепенное значение приобретают не "души высокие порывы" и не здоровое предвкушение "будут деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин", а вовсе даже своевременная выдача жалования и бонусов, хотя бы в виде пайковой селёдки.

"Войско движимо желудком" - приписывают то ли корсиканскому узурпатору, то ли прусскому королю.

Это верно вообще: есть довольствие - будет результат. Даже если изначально никаких высоких порывов не наблюдается, то у сытого и обеспеченного человека, который занимается каким-то делом, они со временем возникнут. Просто от скуки, не тронутой возбуждёнными размышлениями "будет ли у меня сегодня ужин".

5. Время, напомню забывчивому читателю - это последовательность смен состояний системы. Так вот, обязательным условием способности субъекта намеренно решить некоторую практическую задачу станет соответствие времени субъекта и времени процесса, который описывается условием задачи.

Известный анекдот про наркомана, у которого разбежались черепахи, - "я открыл клетки, а они как ломанутся!" - наглядно иллюстрирует невыполнение упомянутого условия.

Уточню: под "соответствием" здесь на уровне здравого смысла понимается то, что субъект должен быть несколько быстрее, нежели объект, но не намного, во избежание холостого хода и запаха палёной резины.

6. Средством ускорения одной системы относительно другой в порядке увеличения субъектности первой системы за счёт второй является ввод в последовательность смены состояний ускоряемой системы таких состояний, которые определены операциями обработки информации о второй системе. Грубо говоря, из двух одинаково быстро двигающихся победит тот, кто дополнительно успевает подумать о движениях другого.

Наркоман из цитированного анекдота, будь он способен прикидывать, где разбегающиеся черепахи "вот-вот" окажутся, мог бы их переловить и без телесного ускорения, просто действуя на упреждение.

7. Всякое культурное влияние есть побочное следствие вещного потребления по итогам обмена. Желательные или нежелательные изменения в поведении человека, объясняемые "культурным влиянием", не могут произойти без его соприкосновения с некими артефактами, неким культурным продуктом - в обмен как минимум на усилия, приложенные для такого соприкосновения.

Под "культурным продуктом" я понимаю в том числе человеческие сообщества, ибо они тоже представляют собой, помимо прочего, предмет человеческого потребления, причём нематериального (если не считать каннибализма).

Промежуточные выводы.

Обществу, стремящемуся ограничить чужеродное культурное доминирование, необходима институция/организация/структура, характерное время деятельности (не путать с продолжительностью существования, см. п. 5) которой будет сравнимо со временем смены фокуса внимания решающего большинства устойчивых общественных групп (проще говоря, измеряться неделями и месяцами, пока население напевает очередной шлягер).

Персонал указанной структуры должны составлять люди на жалованьи, а желательно и с дополнительной выгодой от текущих успехов. Именно эта структура - а не "общество", "народ" или "граждане" - станет субъектом дискутируемой борьбы.

Форма указанной борьбы - передел местного рынка артефактов культуры, потому что только такой подход может дать информацию о "культурном доминировании" в сколько-нибудь объективной форме, пригодной для рутинного анализа и экстраполяции.

Собственно, с вводными всё. Творить, выдумывать, пробовать я буду как-нибудь позднее, опираясь на высказанное. Чтобы не было вопросов, откуда я "всё это" буду брать. Вот отсюда.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Сочувственно интересующемуся читателю: зуб - далеко не в один голос и с дополнительными снимками - меня уговорили пролечить; говорят, там не 50/50 шансов сохранить, а побольше. Ну ладно, побуду либералом и предприму все меры для предотвращения необратимого расставания с частью себя (любимого), несмотря на сопутствующие страдания. Чтобы потом не сожалеть о несделанном, - это намного хуже, чем сожалеть о сделанном, ибо анализу не поддаётся. Короче, чтобы потом в любом случае рулило "не виноватый я".

Это так, последняя фраза для запоминания по Штирлицу.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: запад, культура, общество, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments